В последнее время я достаточно часто писал про «Смертельное оружие» и Шейна Блэка. Тут и обзоры оригинального сценария первого фильма, и альтернативного сценария четвертой части ну и, конечно же, грядущего «Хищника». Пожалуй, это было лишь вопросом времени, прежде чем я доберусь до несостоявшейся пятой серии похождений Мартина Риггса и Роджеро Мюрто. И вот, момент настал.
Примерно в 2008 году Шейн Блэк вместе со сценаристом Чаком Мондри написал 59-страничный тритмент для пятой части прославленной серии, озаглавленный Body Count. Напомню, что тритмент представляет собой что-то вроде сценарной заготовки. Это описание будущего сюжета, степень подробности которого зависит от конкретного автора. Обычно их объем не превышает 45 страниц, но Блэк явно решил не экономить. Так что тритмент «Смертельного ружия 5» вышел очень даже подробным. По нему можно легко составить представление о том, каким бы получился фильм, будь он снят.
О существовании тритмента было известно давно, но долгое время он оставался чем-то вроде легенды, не выходившей за рамки небольшого круга коллекционеров подобных вещиц. В прошлом году Блэк поделился некоторыми подробностями своей работы, но лишь сейчас она попала в относительно массовые круги. Так что теперь можно рассказать о том, что же представляла собой его идея для пятой части.
Действие тритмента Блэка разворачивалось в Нью-Йорке. Разумеется, в канун Рождества. Во вступительной сцене группа наемников совершала налет на особняк крупного мафиози, убивала всех его телохранителей, после чего оставляла ему контактный телефон. Выяснялось, что это было чем-то вроде демонстрации профессиональных навыков с целью получения работы.
После этого действие переносилось в Лос-Анджелес и мы встречали постаревших Роджера Мюрто и Мартина Риггса. Мюрто давно на пенсии, но в мыслях он он до сих пор на службе. Мюрто регулярно слушает полицейские частоты и играет в покер с бывшими коллегами. Его сын Ник вырос и теперь работает в полиции Нью-Йорка (его отец не слишком одобряет подобный выбор). Что же касается Риггса, то внешне у него все хорошо. Он все еще на службе, давно не попадал ни в какие передряги, семья его любит и вдобавок ко всему, теперь он носит очки и бородат. Первая сцена с ним фактически должна была повторять эпизод знакомства с Мюрто из оригинала — Риггс принимает ванну, в то время как жена и сын и поздравляют героя с днем рождения.
Но это на поверхности. На самом деле Риггсу не хватает старых деньков. Он злоупотребляет алкоголем, никак не может бросить курить и постоянно отказывается от предложения перейти на более высокооплачиваемую кабинетную должность (хотя у его семьи финансовые проблемы), упорно не желая признавать, что он уже слишком стар для этого дерьма.
Однажды, Риггс встречает на улице странного бродягу. Тот просит у него сигарету и выдает пару фраз, из которых мы понимает, что когда-то он служил во Вьетнаме. Через некоторое время Риггс находит в пачке оставленную бродягой записку «Мюрто в беде». Решив, что речь идет о Роджере, он мчится к нему домой — но у бывшего напарника все вроде бы в порядке. Во время разговора Риггс принимает вызов об убийстве. Он предлагает Мюрто по старой памяти прокатиться с ним, посмотреть на труп, а потом пойти куда-нибудь перекусить.
Прибыв на место, Риггс узнает что убитый — тот самый бродяга (на самом деле, он маскировался таким образом), оставивший записку. Выясняется, что его фамилия Викерс и некогда он служил в одном подразделении с Риггсом. Когда полиция собирается отогнать машину покойного, она взрывается. Сразу же после этого Мюрто получает звонок. Его сын Ник только что был арестован.
Старые друзья немедленно вылетают в Нью-Йорк. Большое яблоко переживает самую сильную зиму за последние сто лет, поэтому улицы города занесены огромными сугробами (в целом, у меня сложилось впечатление что Блэк вдохновлялся стилистикой Макса Пейна). Мюрто не удается поговорить с сыном, поскольку его дело передали министерству внутренней безопасности. Ника подозревают в контрабанде предметов старины из Ирака, деньги от продажи которых шли на финансирование Аль-Каиды. Это значит, что ему присвоили статус пособника террористов. Нику не положен адвокат, и его могут держать под стражей без предъявления обвинений на протяжении неопределенного срока.
Мюрто и Риггс пытаются докопаться до истины и отправляются к Нику домой, не подозревая, что за ними уже следят. Параллельно с этим его напарник Тим, также известный под прозвищем «Два доллара» (потому что он большой жмот и скряга) получает телефонный звонок от девушки, которая представляется Лизой (подруга Ника, которая работает адвокатом) и направляется на встречу с ней.
Дома у Ника Риггс встречает своего старого пса Сэма (тритмент не объясняет когда он передал ему собаку), который очень стар и очень болен. Риггс не хочет везти пса в веткликинику на усыпление. Вместо этого он отправляется в уединенный парк, собираясь застрелить Сэма, чтобы избавить от мучений. В этот момент на Риггса нападают. Не без труда ему удается отбиться (без очков Риггс стреляет уже не так метко как раньше — но к счастью в магазине Беретты целых 15 патронов). Сэм умирает, защитив хозяина.
В багажнике машины нападавших Риггс находит связанную девушку. Злодеи вкололи ей какой-то препарат, из-за чего она почти не помнит события минувших суток. Но, по крайней мере, она знает, что ее зовут Лиза и она подруга Ника. Поняв, что Тим по всей видимости направляется в западню, Мюрто и Риггс отправляются спасать его.
Далее следует небольшая экшн-сцена с погоней. Она заканчивается тем, что самозванка берет Тима в заложники. Риггса удается уговорить ее сложить оружие (для этого он использует мотивационные речи с собраний общества анонимных алкоголиков), но в этот момент лжеЛизу убивает человек по имени Сомерсет — командир наемников из пролога фильма.
Тим немедленно арестовывает Сомерсета, но буквально через час его выпускают, а самого Тима отстраняют от службы. Четверка героев отправляется в безопасную квартиру, по кусочкам восстанавливая картину произошедшего. Ник и Лиза расследовали деятельность в Ираке частной военной компании, принадлежащей некоему Старкуэзеру — человеку, обладающему очень большим влиянием на американское правительство. После начала вывода войск с Ближнего Востока компания столкнулась с угрозой потерять основной источник своих доходов, так что Старкуэзер наладил контакты с мафией, организовав контрабандные поставки оружия. Но это еще не все. Чтобы укрепить свои позиции и получить дополнительные деньги от государства, компания планирует организовать в США теракт, обвинив в нем арабов. Викерс работал на Старкэузера, затем его замучала совесть и он решил сдать своего работодателя, украв компрометирующую информация о деятельности компании. За это его и убили.
Вскоре выясняется, что безопасная квартира не такая уж и безопасная. Наемники компании находят убежище и пытаются взять его штурмом. Шансы героев на спасения выглядят почти нулевыми. Но эта ситуация — именно то, чему так не хватало Риггса. Он «просыпается» и убивает кучу плохих парней. После этого герои отправляются на склад Старэузера. Там они находят массу контрабанды и оружия, достаточного, чтобы захватить Албанию.
Только это ничего не меняет. У Старкэузера настолько влиятельные покровители в правительстве, что у него фактически есть иммунитет от любого легального преследования. Прибывшая полиция арестовывает Мюрто, Тима и Лизу и передает их агентам министерства безопасности. Риггсу удается уйти, но наемники выслеживают его по мобильнику и берут в плена. После этого Риггса перевозят в небоскреб Старкуэезера, где также содержится Ник, и начинают пытать, требуя чтобы он рассказал о местонахождении диска с собранным Викерсом компроматом.
Действие переключается на камеру для задержанных, где глава министерства безопасности по имени Брайсон допрашивает Мюрто. Выясняется, что на самом деле он тоже хочет прижать Старкуэзера, но у него связаны руки. В то же время Мюрто, как частный гражданин, вполне мог бы предпринять какие-то не вполне законные действия. Брайсон оставляет Мюрто адрес небоскреба Старкуэезера и не закрывает дверь камеры.
Выбравшись на свободу, Мюрто и Тим вооружаются и отправляются спасать Риггса и Ника. Они взбираются на крышу соседнего небоскреба и направленным взрывом сносят установленную там башню с большим баком воды. Она падает таким образом, что образует мост между двумя зданиями. Ну а улицы заливает тысячами литров воды, которая практически мгновенно замерзает.
Мюрто и Тим перебираются на соседнюю крышу и задают жару наемникам. Пользуясь неразберихой Риггс и Ник освобождаются. Далее следует большая экшн-сцена, в ходе которой герои разносят небоскреб. Эпизод, где Риггс использует наемника в качестве живой бомбы, вырывая чеки из гранат на его жилете и скидывая вниз, прилагается.
Поняв, что дело пахнет керосином, Старкуэзер выбирается из здания и пускается в бега. Лиза пытается его остановить, но он хладнокровно убивает ее посреди улицы. Мюрто и Риггс преследуют его, в то время Ник и Тип отправляются в штаб-квартиру министерства безопасности. Старые напарники упускают цель, но вскоре сталкиваются с более серьезной проблемой. Люди Старкуэзера приступили к операции, цель которой имитировать теракт. Для этого будет использован боевой беспилотник. Несложно догадаться, что их целью как раз является здание министерства безопасности.
Риггс хватает снайперскую винтовку и устраивает бешенную гонку на снегоходе по городским улицам, пытаясь не потерять беспилотник из виду. При этом, его еще и преследует Сомерсет, жаждущий поквитаться за своих людей. В итоге, Риггсу все же удается занять позиция для стрельбы и попасть в беспилотник, что срывает атаку.
Но это еще не конец. Сомерсет продолжает преследовать героя и загоняет его в туннель метро. Риггс ранен, у него нет патронов, и он на мушке у Сомерсета. Но это не мешает ему храбриться и вызвать соперника сразиться с ним один на один, как настоящий мужик.
Сомерсет улыбается, откладывает в сторону пистолет, хочет сказать какую-то пафосную фразу и в этот момент Риггс втыкает ему нож в горло. Риггс извиняется, говорит, что это конечно не честно, но он уже слишком стар, и у него не было ни одного шанса победить в рукопашной. И вообще он семейный человек и his boby counts (отсюда и подзагаловок тритмента). После этого Риггс плюет на труп и уходит.
Мюрто же перехватывает лимузин Старкуэзера. В своей коронной манере он встает посреди улицы, потягивает шею и стреляет в водителя. Да вот беда, стекло то бронированное и все пули отскакивают от него. Мюрто использует последний патрон чтобы прострелить шину. Лимузин теряет управление и врезается в стену.
Не смотря на то, что у него кончились патроны, Мюрто со свирепым лицом идет к лимузину, целясь в Старкуэхера. Блеф срабатывает. Большой босс паникует, выхватывает автомат и пытается расстрелять Мюрто прямо через стекло лимузина. Но поскольку оно бронировано, пули рикошетят и поражают его самого. Злодей мертв, добро победило, и герои отправляются домой праздновать Рождество в кругу семьи и друзей. Конец.
Что ж, с сюжетной точки зрения Блэковское «Смертельное оружие 5» сложно назвать чем-то оригинальным. Он использовал множество элементов, которые уже встречались в предыдущих частях серии или в его других сценариях. Неподсудные правосудию злодеи и убийство романтического интереса одного из героев — вторая часть. Пытки Риггса, стрельба по водителю, вызов сразиться один на один — первая часть. Подставной теракт, с помощью которого злодеи хотят получить деньги на борьбу с терроризмом — «Долгий поцелуй на ночь». Беспилотник — отбракованный сценарий четвертой части. Ну, и конечно же, непременное Рождество.
Но в то же время, лично мне тритмент скорее понравился. Это конечно не что-то уровня «Безумного Макса: Дороги Ярости», но и далеко не «Терминатор: Генезис». Без каких-то суперизысков, но для «Смертельного оружия» сюжет, на мой взгляд, был вполне адекватным. В конце концов, когда у вас уже пятая часть, сложно придумать что-то сверхоригинальное. Главное, что по духу это были бы все те же приключения так полюбившегося нам тандема, ну а перенос действия в Нью-Йорк в разгар снежной бури определенно добавил бы картине стилической свежести. Кроме того, речь идет о тритменте. Сюжет и некоторые элементы (в частности злодея и логическую связку некоторых поступков), вполне можно было бы доработать к полноценному сценарию.
Так что из этого вполне мог бы получиться неплохой боевичок, играющий на ностальгии, но в то же время не увязающий в ней с ушами. Я бы лично с удовольствием сходил на него в кино. В любом случае, не думаю, что такой фильм расстроил бы кого-то из фанатов серии. Это не вымученная хренота типа «Крепкого орешка 5».
Ричард Доннер, Дэнни Гловер и Мел Гибсон. Воссоединение в честь 25-летия выхода первого фильма
Но, как мы все знаем, кино так не состоялось. Блэк написал тритмент по собственной инициативе и затем показал его продюсеру Джоэлу Сильверу. Тому понравилась идея вернуть Риггса и Мюрто на экраны. Была проделана определенная подготовительная работа, на роль Ника рассматривался актер Коламбус Шорт. Проблема заключалась в том, что за прошедшие после выхода четвертой части годы постоянный режиссер серии Ричард Доннер и Джоэл Сильвер серьезно разругались. Доннер хотел снять пятую часть, и у него были свои идеи для ее сюжета. Однако Сильвер категорически не хотел еще раз работать с Доннером, и потому сделал все, чтобы выжить его из проекта.
Сильвер добился своего, однако победа оказалась пирровой. Мел Гибсон наотрез отказался возвращаться к роли Риггса без участия своего старого друга. Так что проект забуксовал. Ну а вскоре Гибсона захлестнул скандал с женой, почти уничтоживший его голливудскую карьеру. Пока пресса смаковала подробности личной жизни звезды, в Warner Bros. приняли оперативное решение отказаться от всех планов пятой части и сделать ребут франшизы. Правда, с ним дела не заладились, так что в итоге все ограничилось одноименным сериалом, первый сезон которого вышел в прошлом году.
Но знаете, в теории пятую часть «Смертельного оружия» все еще можно сделать. Считается, что «По соображениям совести» восстановил карьеру Гибсона и он теперь снова стал желанным лицом в Голливуде. Думаю, что при большом желании сейчас он мог бы заключить своего рода сделку с Warner Bros. Срежиссировать для них какую-нибудь дешевую халтурку типа «Отряда самоубийц 2», а в качестве платы получить возможность снять новое «Смертельное оружие». Другое дело, что если Гибсон не захотел заниматься этим проектом десять лет назад, то вряд ли изменит свое мнение сейчас. Хотя как знать? Вдруг, он еще не слишком стар для этого дерьма?
Через несколько лет после трагической гибели их маленькой дочери кукольник и его жена приглашают в свой дом монахиню и нескольких девочек из приюта, вскоре становящихся мишенью для одержимого создания кукольника – куклы Аннабель.
Картина рассказывает о взлете и падении генерала Стэнли МакКристала, командовавшего международным контингентом войск в Афганистане, а до этого причастного к поимке Саддама Хусейна. За размашистый образ жизни и службы товарищи по оружию называли его рок-звездой. Блестящая карьера МакКристала закончилась после ряда резких высказываний в адрес администрации президента Обамы.
1. Форсаж 8 (The Fate of the Furious).
Уикенд: $7,988,027. Всего: $10,508,988.
Прошлонедельное затишье перед бурей закончилось. Под рев моторов сверкающие лысины суровых мужиков клином въехали в корейские кинозалы. Хороший и крепкий старт на 1467 экранах.
2. Папа - дочь (A bba neun ddal / Daddy You, Daughter Me).
На фоне такого мощного конкурента не самый плохой результат с 520 залов показала локальная комедия, обыгрывающая классический сюжет об обмене телами. Уикенд: $1,472,954. Всего: $1,944,968.
3. Красавица и чудовище (Beauty and the Beast).
Несмотря на длительный прокат и премьеру восьмого "Форсажа", диснеевская сказка продолжает стабильно работать, теряя не более 50% от недели к неделе. Уикенд: $1,126,511. Всего: $34,958,969.
4. Тюрьма (Вeo peu li jeun / The Prison).
А вот корейский тюремный триллер, обвалился весьма ощутимо. Потери составили порядка 70%. Уикенд: $591,880. Всего: $20,247,132.
5. Живое (Life).
Почти в 10 раз упали сборы фантастического ужаса Даниеля Эспиносы. Катастрофичный второй уикенд, не иначе. Уикенд: $295,549. Всего: $3,149,209.
6. Скрытые фигуры (Hidden Figures).
"Фигуры" продолжают демонстрировать чудеса стойкости. Потеряв около половины сборов прошлой недели, картина умудрилась подняться на 2 строчки вверх. Уикенд: $144,076. Всего: $2,818,561.
7. Один день (Eo neu nal / One day).
А вот местная мистическая мелодрама в плане выручки, напротив, камнем ухнула вниз. Уикенд: $132,068. Всего: $1,527,897.
8. Елена – принцесса Авалора: Секрет Авалора (Elena and the Secret of Avalor).
Последние три позиции чарта оккупировали мультяшки. Одна из серий американского мультсериала со 149 экранов собрала весьма скупой касовый урожай. Уикенд: $99,712. Всего: $102,705.
9. Время приключений: Острова (Adventure Time with Finn and Jake: Islands).
Подобным образом отработал и другой телевизионный мультпроект из США. Уикенд: $81,106. Всего: $91,989.
10. Тёмный дворецкий: Книга Атлантики (Black Butler. The Movie: Book of the Atlantic / Kuroshitsuji: Book of the Atlantic).
В хвосте топа новая полнометражка из популярного японского аниме-цикла с не самыми лучшими показателями с 94 залов. Уикенд: $62,208. Всего: $81,533.
1. Форсаж 8 (The Fate of the Furious).
Уикенд: $185,230,000. Всего: $194,300,000.
Шутки кончились. Мощнейшим напором, не терпящим никаких возражений, восьмая часть гоночной франшизы своим стартом установила если не рекорд, то серьезную заявку на присутствие в топе самых кассовых картин года в поднебесной! Второй уикенд все расставит по местам.
2. Китайская одиссея 2: Золушка / Sai yau gei: Sin leui kei yun / A Chinese Odyssey Part Two: Cinderella).
Серебро на этой неделе отвоевало легендарное фентези 1995 года со Стивеном Чоу, выпущенное в повторный прокат. Уикенд: $12,940,000. Всего: $17,390,000.
3. Призрак в доспехах (Ghost in the Shell).
Лидер прошлой недели хоть и удержал бронзу, но испытал катастрофическое падение сборов, что, собственно, неудивительно. Уикенд: $710,000. Всего: 28,510,000.
4. Конг: Остров черепа (Kong: Skull Island).
Под натиском нового чемпиона валится и "Конг", правда итоговая касса в разы лучше. Уикенд: $630,000. Всего: $167,660,000.
5. Подозреваемый Икс / Преданность подозреваемого Икс (Xian yi ren X de xian shen / The Devotion of Suspect X).
Отъехал в середину турнирной таблицы и китайский детектив. Уикенд: $470,000. Всего: $57,800,000.
6. Любовь с кусачками для ногтей (A Nail Clipper Romance).
Дебют локальной романтической комедии с Джозефом Чангом и Чжоу Дуньюй мягко говоря не задался. О солидных сборах предыдущей работы Чжоу "Родная душа" можно и не мечтать. Уикенд: $460,000. Всего: $460,000.
7. Снежная битва (La guerre des tuques / Snowtime).
Меньше всех теряет канадский мультфильм, спустившись на одну ступень. Уикенд: $390,000. Всего: $6,230,000.
8. Мистер Гордость против мисс Предубеждение (Ao Jiao & Pian Jian / Mr. Pride Vs. Miss Prejudice).
В режиме однодневного превью неплохо отработал еще один местный новичок. Полноценный прокат должен начаться на следующей неделе. Уикенд: $220,000. Всего: $220,000.
9. Безумный мир (Yat nim mou ming / Mad World).
Награжденная многочисленными фестивальными призами, драма с Шоном Юэ шагнула на строчку ниже. Уикенд: $110,000. Всего: $1,190,000.
10. Красавица и чудовище (Beauty and the Beast). Эмма Уотсон и ее "чудовищный" избранник прощаются с китайским зрителем. Уикенд: $80,000. Всего: $82,920,000.