Очень важную роль в верованиях и обрядах людей каменного
века играли образы умерших. Считалось, что они - дети и
старики, женщины и мужчины - сохраняют связь с живыми. Эту
связь оседлые земледельцы ощущали настолько прочной, что
хоронили умерших в земле своих поселений, иногда под полом
дома или неподалёку. Так, вероятно, хотели сохранить с
людьми близость, которая была при жизни. Теперь же, после
смерти, люди приобретали новые свойства. Они становились
близкими миру духов, тех таинственных существ, которые
населяли землю, а могли подняться и на небо. Естественно,
что от умерших ожидали той помощи, которую сородичи всегда
оказывали друг другу. К ним, к их останкам, особенно к
черепам, иногда обращались в обрядах.
Изображения предков делали из глины, дерева и других
материалов. Земледельцы особенно часто лепили фигурки
женщин. Их иногда неправильно называют изображениями
"богини-матери". Это действительно матери, мифические
предки, но не богини. Это - покровительницы всей общины, но
особенно женщин и детей. В обрядах они становились
участницами целых представлений, их сажали рядом с живыми,
угощали, с ними и от их имени вели разговоры. Их призывали
на помощь при тяжёлых родах, а также для того, чтобы
вылечить больного ребёнка, попросить о благополучии для
всех.
Есть сведения, что образы женщин-предков в некоторых
общинах окружались особым почтением. В турецком поселении
Чатал Хююк в обрядовых постройках найдены огромные, больше
человеческого роста, фигуры женщин, вылепленные из глины.
Подобных фигур мужчин не найдено, но мелкие скульптуры,
обнаруженные в этом поселении, изображали и женщин, и
мужчин, и детей.