На вопрос, каким образом мог появиться гармонично
устроенный мир, Платон отвечал, что он был сотворён
согласно определённому плану. Причём мир, задуманный и
созданный Вечносущим Богом, также одушевлён и божествен.
Платон писал: "Весь этот замысел вечносущего бога
относительно бога, которому только предстояло быть,
требовал, чтобы тело космоса было сотворено гладким...
одинаково распространённым во все стороны от центра... В
его центре построивший дал место душе, откуда распространил
её по всему протяжению и вдобавок облёк ею тело извне".
Здесь видно сходство с представлениями пифагорейцев, но
Платон ушёл от древней традиции соединения божеств со
стихиями. Роль Центрального огня и Крайнего Олимпа у него
играет Душа. Архаичная мифология отступает и заменяется
абстрактными понятиями.
Признав мир живым существом, цельным и наилучшим образом
устроенным, Платон избавил себя от необходимости разбирать
конкретные механизмы тяготения земных предметов к центру
или природу солнечного света.
В сочинениях Платона впервые в европейской культуре
встречается идея единого Бога - Творца. Его Платон называет
Демиургом (Мастером). Для устройства Вселенной Демиург
создал особое вещество в виде смеси двух сущностей -
"неделимой идеальной" и "делимой материальной". Потом он
"рассёк состав по длине на две части", свернул их и из
одной сделал небо неподвижных звёзд, а вторую - заготовку
остальных небесных тел - "разделил на семь неравных кругов,
сохраняя число двойных и тройных интервалов". Это деление,
определяющее расстояния между Землёй и орбитами светил,
называют платоновской гармонией сфер. Относительные
расстояния от Земли до светил получились следующими: Луна -
1, Солнце - 2, Венера - 3, Меркурий - 4, Марс - 8, Юпитер -
9, Сатурн - 27. Предложенные Платоном интервалы никак не
связаны с действительностью и имеют только историческое
значение. Однако сам принцип поиска закономерностей в
размерах орбит сыграл важную роль в истории астрономии.
В "Тимее" Платон, говоря о Демиурге, вскользь упомянул о
подвижности Земли: "Земле же, кормилице нашей, он определил
вращаться вокруг оси, проходящей через Вселенную, и
поставил её блюстительницей дня и ночи". Это движение
противоречило вращению, которое философ приписывал и небу
звёзд. Может быть, Платон колебался, какое вращение
предпочесть. Впрочем, астрономические подробности он назвал
в диалоге "второстепенными вещами".