Чем считал древнегреческий философ Анаксимандр небесные светила?
Ответ
Ответов
Число
%
Металлическими шарами
22
25%
Живыми существами
27
30%
Вулканами неба
23
26%
Окнами
16
18%
Всего ответило: 88
Анаксимандр Милетский (около 610 - после 547 до н. э.) был
учеником и родственником Фалеса. Как и его учитель, он
занимался не только науками, но также делами общественными
и торговыми. Его книги "О природе" и "Сферы" не
сохранились, и об их содержании мы знаем по пересказам
читавших. Мир Анаксимандра необычен. Небесные светила
учёный считал не отдельными телами, а окошками в
непрозрачных оболочках, скрывающих огонь. Земля, по его
мысли, имела вид части колонны, на поверхности которой,
плоской или круглой, живут люди. Она парит в центре мира,
ни на что не опираясь. Окружают Землю исполинские трубчатые
кольца-торы, наполненные огнём. В самом близком кольце, где
огня немного, имеются небольшие отверстия - планеты. Во
втором кольце с более сильным огнём находится одно большое
отверстие - Луна. Оно может частично или полностью
перекрываться (так философ объяснял смену лунных фаз и
затмения светила). Гигантское отверстие размером с Землю
есть и в третьем, дальнем, кольце. Сквозь него сияет самый
сильный огонь - Солнце. Возможно, Вселенную Анаксимандра
замыкала полная сфера с россыпью отверстий, через которые
проглядывал огонь, окружавший её. Эти-то отверстия люди и
называли "неподвижными звёздами". Неподвижны они,
естественно, только относительно друг друга. Эта первая в
истории астрономии геоцентрическая модель Вселенной с
жёсткими орбитами светил, охватывающими Землю, позволяла
понять геометрию движений Солнца, Луны и звёзд.
Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать
мир, но и понять его происхождение. Философ считал началом
всего существующего апейрон - "беспредельное": "некая
природа бесконечного, из которой рождаются небосводы и
находящиеся в них космосы". Вселенная, по Анаксимандру,
развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских
богов.
Возникновение Вселенной философ представлял себе примерно
так - апейрон порождает враждующие стихии - "горячее" и
"холодное". Их материальное воплощение - огонь и вода.
Противоборство стихий в возникшем космическом вихре привело
к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказалось
"холодное" - Земля, окружённая водой и воздухом, а снаружи
- огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки
превратились в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра
(воздуха) стали распирать пары кипящего земного океана.
Оболочка не выдержала и раздулась, "оторвалась", как
сказано в одном из источников. При этом она должна была
оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так
возникла сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами стали
поры во внешней оболочке.
Заключительный штрих этой грандиозной картины - появление
живых существ. Когда океан выкипел, обнажив сушу, они
возникли "из нагретой воды с землёй" и "были рождены во
влаге, заключённые внутрь илистой скорлупы", т. е.
естественное развитие, по Анаксимандру, включало не только
возникновение мира, но и самозарождение жизни.
Философ считал Вселенную подобной живому существу. В
отличие от нестареющего времени она рождалась, достигала
зрелости, старела и должна была погибнуть, чтобы
возродиться вновь: "... совершается гибель миров, а намного
раньше их рождение, причём испокон бесконечного веку
повторяется по кругу всё одно и то же". Итак, Анаксимандр
оставил нам первую систему мира - (модель Вселенной),
первую космологическую картину мира (с чего всё началось) и
первую космогоническую гипотезу (как всё стало таким, как
оно есть).