В прошлый раз мы остановились на том, что Христос зовет нас к
неизменной жизни. Но люди привыкли к изменам и даже не понимают этого
слова – «неизменный». А оно обозначает жизнь, в которой благо постоянно
возрастает.
Так удивительно устроен Божий мир: если человек хранит верность,
преданность, бережет то, что ему вручено, – оно начинает умножаться,
приносить плоды. Причем обновляется и сам человек, и его окружение.
Господь объяснил это так: кто с Ним, тот собирает (см. от Матфея. 12.
30).Хочешь ли ты такой жизни? Ответь на этот вопрос – и поймешь, в
какую меру живешь. К сожалению, люди в основном предпочитают иную
позицию: потихонечку существовать, тлеть.
В Евангелии важно не только то, что говорит Христос, но и то, как Он
говорит, кому. Спаситель обращается не к народу, толпе, а к каждому
человеку – лично. Причем нет никого, к кому бы Он не обратился.
Вы,
вероятно, помните: перед началом проповеди Господь призвал к Себе
апостолов – по именам (см. от Иоанна. 1. 35-51, от Марка. 2. 13). И
это тоже заповедь для нас: раз меня зовут по имени, то и Бог для меня
становится с именем. Возникают личные отношения с Ним.
Личные отношения появились у Бога – и святителя Игнатия
Брянчанинова, у Бога – и святителя Василия Великого. Но важно, чтобы
они сложились у меня – с Ним. При этом мне могут помочь личные
отношения с Богом святителей Игнатия и Василия. Если я радуюсь за них,
то приобщаюсь к их жизни.
Христос не выдвигал людям никаких условий, не создавал правил. Он
просто позвал Андрея, а тот – брата. Господь сказал и первому, и
второму:
-Следуй за Мной!
Этот короткий призыв будет повторяться много раз. Звучит он и для
нас, передает путь человека в вере. Но, к сожалению, мало кто следует
за Христом. Предпочитают исполнять правила, заповеди. А личного
предстояния перед Ним – нет. Но оно появляется, если искренне признать:
«Господи, у меня пока не возникли личные отношения с Тобой. Прости
меня! Все-таки я хочу, чтобы они были».
Дружба между людьми разрывается, когда приходят обиды, исчезает
доверие. Но отношения сохраняются, если кто-то обиделся – и простил
другого. Понять это нам помогают совесть, сердце.
Вот и человек, которого позвал Бог, должен взирать именно на эту
связующую нить с Ним. Сегодня я раскаялся – и она есть. Утром про
раскаяние забыл – и нить оборвалась. На исповедь я иду не перечислять
какие-то проступки, а снова связать эту нить.
Бог подает мне руку, принимает меня. Он все знал и уже вручил
прощение каждому. И я не отчаиваюсь, не боюсь за свое будущее, хотя
согрешил сегодня, не хочу, но могу согрешить завтра.
В здоровом, мирном расположении духа мне противно мучить, истязать
Христа. Но бывают состояния, когда человеку все безразлично или даже
приятно приносить боль. Обрывается нить доброй взаимности – и нет веры,
остается одно лицемерие, внешность, не имеющая силы и правды. Тогда
любое действие, в том числе покаяние становится бессильным, лукавым.
Отсутствие покаяния – тоже не причина для отчаяния. Только признай
это. И вместе со всей Церковью проси Бога: «Покаяния двери отверзи
нам…» Христос сказал, что Он – путь (см. от Иоанна. 14. 16). И вера –
тоже путь. Это часто ускользает от внимания верующих.
Подлинность нашего личного отношения к Христу проверяется нашим
отношением к людям. Если мы приняли милость, то и остальных хотим
миловать. И пусть сегодня у нас есть привычка легко осуждать людей, но
завтра будем хотя бы останавливаться и просить прощение за это.
Сдерживая себя во зле, сделаем шаг к ближнему и Богу. А потом,
возможно, совсем перестанем выдумывать, наговаривать на других.
Маленькая узда на любых страстях приводит к этому. И человек
постепенно осознает, что такое труд сердца, перемена мышления.
Связующая нить восстанавливается. И хотя мы несовершенны, но стоим на
евангельском пути.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)