Мы
продолжаем говорить о заповедях, которые Христос дал нам в пустыне
после того, как постился сорок дней. Дух злобы поставил Его «на весьма
высокую гору», показал «все царства мира и славу их», а потом сказал:
«Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». И Христос ему ответил:
«Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и
Ему одному служи». Тогда оставил Его диавол, «и се Ангелы приступили и
служили Ему» (см. от Матфея. 4. 8-11).
Очень важно, как мы относимся к словам всех, о ком сказано в
Евангелии. Ирод, Пилат, Каиафа много лгали, но порой говорили истинные
вещи. Например, Каиафа утверждал: «Лучше одному человеку умереть за
народ» (Евангелие от Иоанна. 18.14). А Ирод облек Христа в белые одежды
– и этим засвидетельствовал, что не находит в Нем никакой вины (от
Луки. 23.11). Пилат тоже видел это и изрек о Господе: «Царь Иудейский»
(см. от Марка. 15. 9). Удивительно! Раньше Пилат и Ирод не были дружны,
а с этого момента – подружились.
Почему же человек порой говорит правду, несмотря на
помраченность души, вопреки себе, своим желаниям? Происходит это в силу
таинственных Божиих путей. Каиафа был первосвященником, Пилат и Ирод –
правителями. А апостол Павел утверждает: «нет власти не от Бога» (
Послание Римлянам. 13. 1).
Но с сатаной – совсем иной случай: он ниспал с неба, не
удержался там. В нем нет никакой правды. Когда злой дух возводит Христа
на высокую гору, как-то легко верится, что власть на земле в его
руках, и только он может дать ее любому. Это и сейчас пугает людей, они
даже думают: лучше отказаться от царства, от славы – лишь бы не
кланяться темной силе, которая тут все «распределяет». Но это ложь.
Заметим: слова о власти мы слышим из уст апостола и сатаны. Но
само понятие «власть» у них разное. Тьма предлагает человеку власть и
славу на пять минут – и после этого он низвергнут. По существу, это не
власть и не слава. Тебе кланяются, ты заставил это делать, подчинил
себе других. Но силы твои заканчиваются – и люди восстанут, подчинят
тебя.
Земные царства, их богатство, тщеславие – гибнущие, сменяемые,
сами по себе фальшивые. Вкусивший их не может насытиться. Наоборот, у
него пробуждаются сильнейшие желания, ему всего мало – и нужно больше.
Так что, повторю, ни славой, ни богатством это не назовешь. Разве что
нищетой и позором. И здоровую душу должны возмутить слова сатаны. Ведь
он не видит настоящей славы – той, которая навсегда.
Такую власть и славу имеет Бог. И Христос в другом месте
Евангелия говорит: за душу ты можешь приобрести что-то временное (см.
от Матфея. 16. 26). Но какая тебе польза от этого?
У Бога есть все – и Он делится Своим богатством. Не берет, а
отдает. Его всесилие в том, что не Ему служат, а служит Он Сам. Его
слава – не хвала от нас, а жертва – за нас. Вплоть до смерти. Можно не
принять, не признать Его славы. Но как же прекрасен Господь! Он
Единственный на земле жил ради другого – даже ради врага.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)