Семейная православная газета НАЧАЛО ПУТИ – ВСТРЕЧА С БОГОМ
Интервью
Существует такая наука – антропология. Она изучает
внешние особенности людей, расы, национальные обычаи. Но, оказывается,
есть еще и христианская антропология.
- Она принципиально иная, – рассказывает кандидат богословия протоиерей Вадим ЛЕОНОВ,
который эту дисциплину преподает в Православном Свято-Тихоновском
гуманитарном университете и еще нескольких учебных заведениях. – В ней
излагается богооткровенное учение Церкви о природе и личности человека,
его предназначении и принципах существования, духовные основы нашего
бытия.
С точки зрения христианской антропологии, человек – это творение
Божие, предназначенное жить в единстве со своим Создателем. От Бога мы
получили высочайшие дары и особые предназначения, которые должны
осуществить. И если человек этого не понимает и не реализует, то
чувствует внутреннюю опустошенность, даже при наличии многих
естественных способностей и прекрасных условий жизни. -Какие это предназначения?
-Прежде всего – встретиться с Богом, приобрести единство с Ним. Во-вторых, правильно выстроить отношения с ближними. -И в третьих?
-Бог дал человеку владычество над миром. Мы несем ответственность
за весь космос, как ни пафосно это звучит. И можем найти смысл жизни,
реализовать его, если эту ответственность перед Богом, ближними,
окружающим миром, наконец, перед собой – четко и правильно осознаем и
осуществим. -А если нет?
-Тогда будем биться о стену, тратить много сил, но результата не получим – ни в этой жизни, ни в Вечности, к сожалению. -Как я могу отвечать за весь космос? Это, кстати, сейчас классический вопрос русского человека: а что от меня зависит?
-Бог заповедал людям владычествовать над миром. Это не значит,
что мы своим внешним воздействием, сознанием должны охватывать целый
мир. Все устроено несколько иначе.
Человек – это микрокосмос, и в нас – в гармоничном единстве –
присутствуют все тварные начала бытия. То есть мы сопряжены со
вселенной своими внутренними основаниями, природой, телом, душой. Эта
связь столь сильная, что любое изменение в человеке отражается на
окружающем его мире. И когда мы развиваемся духовно, то весь связанный с
нами мир, по крайней мере – в ближайшем окружении, уже возвышается к
Богу, как бы тянется за нами. И наоборот, когда человек ниспадает в
грех, деградирует, разрушает себя, то окружающий мир тут же начинает
гибнуть. -Да, пожалуй.
-Многие святые уходили в безлюдные, то есть непригодные для жизни
места, начинали там молиться, каяться, жить богоугодно, и эти места
преображались. Болота становились – благоуханными, в пустынях
появлялись оазисы. И это происходило не столько за счет внешнего
возделывания, сколько в силу богоугодной жизни. Потом уже другие люди
тянулись в эти благодатные места и селились там. Но источником этой
благодати была не природа сама по себе и не место, а духовная жизнь
подвижников.
Даже животные утрачивали агрессию: лев – у кельи преподобного
Герасима Иорданского, медведи – у преподобных Сергия Радонежского и
Серафима Саровского. -А отрицательный пример приведёте?
-Когда Адам впал в грех, Бог сказал ему: «Проклята земля за
тебя». И она страдает из-за падения человека, ведь он владыка мира.
Когда царя берут в плен, то в порабощении оказывается весь народ, все
царство.
Еще Господь произнес: «со скорбию будешь питаться от нее (земли – прим.) во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе» (Бытие. 3. 17-18). -И что же?
-«Терния и волчцы» – не просто сорняки, но, по учению святых
отцов, это образное указание на противостояние природы – и человека.
Адам не послушал своего Господа, поэтому и природа не слушается своего
владыку, пока он не примирится с Создателем.
С того момента на земле происходят бедствия и катаклизмы разного
масштаба: засухи, наводнения, землетрясения, цунами, молнии... Агрессия
окружающего мира направлена на человека. Ему стало неуютно жить, он
должен отвоевывать пространство для себя.
Но это еще полбеды. Человек, согрешив в Раю перед Богом, не
остановился, а стал все более погружаться в бездну греха. Значит, он
продолжает губить окружающий мир. Давайте вспомним библейскую историю
Содома и Гоморры. -Давайте!
-Авраам предложил племяннику Лоту отделиться от него вместе со
стадами, чтобы овцы не смешивались, пастухи не ссорились. И велел
выбрать новое место для поселения. Лот посмотрел на юг, увидел поля
вокруг Содома и Гоморры – и они показались ему похожими на Рай:
благодатными, плодородными, желанными. Но люди, жившие в этих прекрасных
местах, развратились и предались страшным грехам. -Которые и сейчас называют содомскими… Впрочем, есть для них и благозвучное название – «однополые браки».
-И Бог поразил эти места так, что они до сих пор остаются самыми
безжизненными на планете, и теперь покрыты Мертвым морем. Вот прямой
ответ на все наши экологические изыскания. -И, наверное, политические?
-Да, ведь люди ищут механических, внешних путей решения проблем –
и у них ничего не получается. Боятся смотреть на нравственные
основания жизни, учитывать духовные причины проблем, потому что в этом
случае им придется менять себя, а это самое страшное для человека. -И самое трудное.
-Можно, конечно, договориться и меньше выбрасывать в атмосферу
углекислого газа, экономить электроэнергию за счет каких-то народов
(они будут страдать, а «золотой миллиард» – пока благоденствовать). Но
проблемы останутся и будут нарастать, потому что не учитываются
нравственные основания человеческого бытия.
А в христианской антропологии все это четко проговаривается. И
одна из ее задач – донести до людей духовные основы жизни, которые
нельзя игнорировать.
К сожалению, человечество играет в прятки – само с собой, делает
вид, что этих духовных основ не существует. А они все равно бьют по
человечеству – все больнее и больнее. И, дай Бог, чтобы мы начинали об
этом задумываться. -Митрополит Вениамин (Федченков) как-то записал одну
историю. Из мира умерших явился сюда мальчик и сказал отцу: «К вам на
землю очень трудно приходить, такое от нее идет зловоние!» Значит, не случайно святые говорили, что надо начинать с себя?
-Конечно! В христианстве собраны знания о Боге, человеке,
окружающем мире – в духовном аспекте, необходимом для нашего спасения. И
нормы духовной жизни нам нужно соблюдать строже, чем законы
государства, правила дорожного движения или еще какие-либо внешние
постановления.
Заповеди Божии – это и есть духовные законы, кристаллизованные в
словах. На разных этапах жизни человек воспринимает их не одинаково. -В зависимости от возраста?
-И духовного опыта. Постепенно мы осознаем смысл заповедей,
входим в православную традицию, изнутри чувствуем жизненность этих
законов: покаяния, воздержания от греха.
Первый этап бывает самым сложным. Человеку нужно поверить,
довериться Богу, сделать усилие над собой. Если он привык к греху,
перестройка на добродетельный лад бывает болезненной. -Да, осознание себя как есть и покаяние – всегда
болезненны! Хорошо, когда семья христианская: человек в православную
традицию входит естественно.
-Да, это идеал. В такой семье создается необходимая среда и
ребенок с детства чувствует присутствие Господа. Его не надо убеждать,
что Бог и духовные законы реальны. Задача в другом – научить жить в
единстве с Богом. -Но чаще всего в семьях один из супругов – верующий, а второй – нет. Как человеку начать с себя, чтобы вокруг все изменилось?
-Семья – единое целое. Все, что я делаю, отражается на остальных. Сначала внутренне, а потом и внешне.
Нам не следует навязывать свою веру взрослым членам семьи, а
детям – можно предлагать ее в той мере, в какой они способны
воспринять. Очень опасно, наткнувшись на непонимание неверующих
родственников, изолироваться от членов семьи в «порывах благочестия».
Семейные отношения имеют великую ценность – и их надо сохранять,
как советовал апостол Павел: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли
мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (Первое
посланник к Коринфянам. 7. 16). Стремление к благочестию не должно
стать причиной внутреннего разрыва в семье. Здесь необходимы мудрость,
совет духовника, молитва.
Нам надо содействовать всякому благу в неверующих родственниках,
всем их добрым желаниям, даже не имеющим религиозного основания. Не
насаждать благо, не навязывать, а именно – содействовать ему. -Как?
-Допустим, жена – верующая, а муж – нет. И вот он захотел помочь
соседу перекопать огород или передвинуть мебель. Это доброе дело. И его
надо поддержать, пусть даже в ущерб личным духовным занятиям. От
добрых дел душа развивается и может со временем осознать потребность в
Боге. Это шанс – и его надо использовать. Так же пусть ведет себя и
муж, если он верующий.
В военных учреждениях бывают марш-броски, и там время
засчитывается по последнему участнику. Если кто-то из подразделения
вырвался вперед и прибежал первым к финишу, то на него смотрят, как на
ненормального. Раз ты такой сильный, то возьми вещи у слабого и помоги
ему. Так и в семье: если жена или муж «быстренько добегут» до Царства
Небесного, у них спросит Господь: «А остальные-то где? Где чада, которых
Я тебе дал?» И что мы ответим Богу? -А в какой мере родители отвечают за путь детей? За ручку
их в храм привели. А потом – все: мамина вера входит в противоречие с
папиными деньгами.
-Не думаю, что воцерковленность или невоцерковленность родителей
является жестким предопределением для детей. Все-таки Бог сохраняет
свободу человека. Мы должны содействовать духовному росту наших детей,
но не имеем права устанавливать тоталитарный режим в масштабах семьи. У
сына и дочери есть свобода – и они сами отвечают за свои поступки.
С семи лет дети самостоятельно исповедуются, учатся жить с Богом
без подсказки родителей. Поэтому наша ответственность – не
безгранична.
Обычно мы упускаем время в младенчестве и раннем детстве. Но
родителям не надо отчаиваться. Семена, брошенные в детстве, юности, как
правило, прорастают. Не в молодости (она бывает бурной), а в среднем и
даже старшем возрасте. В этот период наше дело уже только молиться за
детей.
Обратите внимание: среди двенадцати сыновей Иакова были разные
люди. Но Бог не лишил патриарха блаженства по этой причине, и мы
почитаем его как святого. Даже среди избранных апостолов Господа
оказался предатель Иуда. -У праведного Алексия Московского тоже одна дочь была атеисткой.
-Значит, ответственность родителей – не абсолютная, но, тем не
менее, значительная. Бог нас спросит в той мере, в какой мы могли
духовно помочь нашим детям. -Исследования обычных антропологов используются на
практике. На их основе формируют задания для швейной и обувной
промышленности, национальные программы. А как с христианской
антропологией?
-Христианское учение о человеке необходимо тем, кто разрабатывает
гуманитарные направления в науке и социальной сфере: педагогам,
психологам, социологам. В России с середины XIX века создается
православная педагогика. Святитель Феофан Затворник и другие авторы
разрабатывали православную психологию. Здесь христианское знание о
человеке превращается в практические концепции и наставления, имеющие
большую перспективу и реальную пользу.
Задача православных антропологов собрать бесценный бисер
христианского учения о человеке из Священного Предания Православной
Церкви и предоставить его людям. Пока еще мы в начале пути.