Мы
продолжаем говорить о заповедях, которые Христос дал нам в пустыне,
когда дух злобы искушал Его. Поставил Господа на крыло храма, предложил
броситься вниз, ведь это вроде бы безопасно: Ангелы подхватят на лету.
Но Христос сказал: «Не искушай Господа Бога твоего» (от Матфея. 4. 7).
Человек, который только подходит к вере (или теряет ее), иногда
хочет убедиться в бытии Божием. Требует чуда, свидетельства, что есть
Другой. А ведь это желание – убийственно. Любые доказательства убивают
любовь. Она же сама о себе свидетельствует, а доказывать – значит
отказаться от нее, предать.
Если я скажу другу: «Докажи свою дружбу!», – то этим разрушу ее.
То же самое – в вере: «Господи, докажи, что Ты есть и любишь меня!»
Этим требованием создается не взаимность, подозрительность, при которой
не может быть доверительных отношений.
Мы принимаем заповедь Христа к исполнению. Но, конечно же, в
некоторых ситуациях будем искушать Бога и людей, ставить им какие-то
условия. И когда Бог эти условия выполнит, надо сказать Ему: «Прости
меня! Я был дерзок, не имел права так говорить. Ты есть всегда и везде,
помогаешь мне, насколько нужно». Человек может ошибаться. И важно это
признать.
Есть вещи, которые принимаются и осязаются тайно. Легче понять
это на отрицательном примере, потому что нам больше знакома мрачная,
греховная сторона жизни. Иногда мы слышим вроде бы добрые слова – и
сквозь них чувствуем недоброжелательность. Как будто к нам проявляют
интерес, а ощущается – расчет или равнодушие. И это не нужно
доказывать, все понятно.
Труднее – с хорошим: тут мы подслеповаты. Бывает, требуем каких-то
«фокусов» от любящего сердца, а это – вражда и убийство отношений.
Правы те родители, которые не доказывают добрых чувств детям –
особенно взрослым. И дети это в конце концов понимают. А начни
доказывать – и понимание никогда не придет. Оно утонет в
доказательствах.
Сейчас на улицах появились плакаты: «Любишь – докажи!» Это
искушение вошло в жизнь: мир живет им. И верующие – тоже: «Если мне
хорошо, то я Божий. А если плохо, то Ты, Господи, будь любезен,
исправляй ситуацию!»
Христос дал нам победу над этим искушением, но мы ее не приняли.
И, наверное, не встретить уже на земле человека, который постоянно
видит мудрость, благодатность этой жизни, не случайность и
оправданность всего. Умеет с благодарностью отнестись ко всем деталям,
понимает, что Бог все знает, приемлет – и ведет ко благу. Значит, эта
заповедь нами не выполнена.
Но давайте хотя бы вспоминать о ней, признавать ее, чтобы
великий дар Бога опять вернулся к нам: «Господи, прости меня! Я все
время требую невозможного. Именно требую, а не прошу. Ведь просят –
возможного, а требуют то, чего нельзя получить».
От этого и рождаются наши обиды, раздраженность, вражда,
отчаяние, нежелание жить. И претензия на чудо: «Освободи меня от
реальной, трудной жизни!»
Целые поколения жили изменой этой заповеди. Хотели передать
«партии» ум, честь, совесть. Пусть даже не искренне, как бы шутя. А
бездна смеялась над людьми и исполняла их просьбы – в обмен на часть
человеческой души. И незаметно это вошло в жизнь: многие сейчас живут
без ума, чести и совести. Да еще и объясняют это тем, что иному их –
«не научили». Это страшное свидетельство человека о том, что он – не
Божий. Но Божие вложено в нас – «Царство Небесное внутри вас есть» (от
Луки. 17. 21). Как и свобода предать, изгнать его.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение в следующем номере)
Примечание. Имя священника Алексия ПОТОКИНА
появилось еще в первом выпуске нашей газеты. Это уж потом он стал
протоиереем. Батюшка взял на себя трудную задачу – говорить о заповедях
Божиих. Из номера в номер. Но иногда он берет «отпуск» – и
высказывается на другие темы.
Поначалу отец Алексий не хотел связываться с газетой. Считал, что это легковесный вид печатной продукции. Как-то даже заявил:
-Не подходите ко мне с этим!
Но главный редактор ответила в том же тоне:
-Это мы еще посмотрим!
Со временем батюшка убедился: от нас зависит, будем мы легковесны или
полногласны. Так что он и газета вместе – с рождения до Вечности.