ВОПРОС: В Ветхом Завете был один день – суббота,
когда люди полностью отдыхали, собирали жизненные силы. А про христиан
мы читаем, что они в свой день отдыха – воскресенье – навещали
заключенных, ухаживали за больными. Что же – христианам и отдыхать не
надо?
ОТВЕТ:
Отдыхать, конечно, нужно. Но в Ветхом Завете суббота не была днём
собственно отдыха и собирания жизненных сил. То есть суббота – не
«выходной» в современном понимании. Закон о ней говорит так:
«Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть
дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой
(суббота) посвящай Господу Богу твоему» (четвёртая заповедь
Моисеева десятисловия). Другими словами, «день седьмой» – день молитвы,
общения с Богом. Отсюда и буквальный перевод субботы – день покоя. Но
собственно Покой и есть – Бог. Только в Нём мятущаяся человеческая душа
может успокоиться.
Мы, христиане, полностью принимаем эту заповедь. Только, как и
на все Моисеевы заповеди, на четвёртую мы смотрим – уже через призму
Нового Завета. Так как для нас, прежде всего, важно, как Сам
Законодатель – Иисус Христос – исполнял Закон.
Мы читаем в Евангелии, как Иисус в субботы ходил в молитвенные
собрания (вспомним, что Он читал там пророчество Исайи о Себе), исцелял
больных, что приводило конфликтам с «книжниками», которые порой
специально следили «не исцелит ли в субботу» (чтобы уловить Его в
нарушении закона), позволял ученикам Своим делать то, что по мнению
иудейских толкователей закона «не должно делать в субботу» (они по
дороге срывали колосья и ели).
«Учителя народа» утверждали, что в день покоя все и должны быть в
покое. Да, в этот день собиралось молитвенное собрание («день седьмой
посвящай Господу Богу твоему»), а далее всё должно замереть –
буквально. Такой буквализм привёл к тому, что из заповеди начал
выхолащиваться смысл. Получалось, что ничего не делание – это
«посвящение Господу Богу».
Но жизнь текла своим чередом и требовала – своего. Древние иудеи
были скотоводами. А за скотиной надо смотреть. И когда с ней
приключалась беда, то суббота – не суббота, а вызволять из беды того,
за счёт кого живёшь, всё равно надо. Необходимость.
На это и указывал Господь, когда, с точки зрения начётников,
нарушал заповедь о субботе. Вывод Его таков: можно делать добрые дела в
субботу, суббота для человека, а не человек для субботы.
В христианской Церкви заповедь о субботе, безусловно, чтится.
Например, по уставу в субботу не принято вставать на колени. Но главным
календарным днём, имеющим силу четвёртой заповеди, для нас является
воскресенье. Оно и названо так по самому главному для нас событию –
Воскресению Христову. Этот день мы и «посвящаем Господу Богу».
Главное для нас в этом дне – церковная служба, на которой мы
соборно предстоим Богу в молитвенном общении, как Его народ. И тем, что
мы сумели вынести из общения с Ним, как можем, стараемся поделиться с
другими. Являть Бога милосердного.
На этом и основана традиция после Литургии, у кого есть силы и
желание, идти помогать ближним, и порой эта помощь действительно
касалась посещения больных, ухода за ними, сборов жертв для заключённых и
подобного. Такая традиция была до революции. Подчёркиваю: не уставное
требование, а именно благочестивая традиция. Шли совершенно
добровольно, по внутреннему желанию. Сведения об этом можно встретить в
разных воспоминаниях.
Протоиерей Александр ЛАВРИН
Примечание. Протоиерей Александр ЛАВРИН в нашей
газете – с самого начала. До принятия сана он работал в музее имени
Андрея Рублева. Первые свои интервью батюшка наговаривал, «как по
писаному».
Но дальше отец Александр говорил не так гладко. И главный редактор как-то спросила его:
-В чем дело?
Ответ был такой:
-Там я рассказывал «теорию», а потом стал соединять ее с жизнью…
Понимаете, как это ценно, когда человек делится опытом веры?