Дверь открылась. Я увидела молодого человека с бородой, заплетенной в косу. Вторая косичка спускалась с его затылка.
- Ой! – вырвалось у меня.
- Вы к маме? – невозмутимо произнес он. – Проходите.
Навстречу мне вышла хозяйка дома – главный художник Русского духовного театра «Глас», педагог, архитектор и поэтесса Татьяна Петрова-Латышева. Она поняла мое замешательство и с улыбкой сказала:
- Сын с супругой увлекаются индийской культурой. Но они православные.
В мастерской Татьяны Гавриловны висел большой старинный образ Святителя Николая.
- Им моя прабабушка благословила на венчание бабушку с дедушкой, – пояснила художница.
В доме много картин: в комнатах, прихожей, на кухне.
- Ваши ? – спросила Татьяну Гавриловну.
- Да, а еще Гошины и Ксюшины. У нас вся семья рисует. Даже мой внук 4-летний Ванечка уже проявляет к этому способности.
- Наверное, среди ваших предков были художники?
- Дедушка по маминой линии хорошо рисовал. Но обедневшей дворянской семье было не по карману оплачивать его учебу в Академии художеств. И он окончил юнкерское училище. В звании штабс-капитана попал на I мировую войну. Был ранен, контужен. Потом заведовал интендантскими складами в армии Тухачевского.
Дедуля страстно любил природу. В молодости выезжал на охоту. В старости все лето проводил в деревне. Жил в палатке, рыбачил и обменивал свой улов на молоко и хлеб. Брал с собой старинные открытки с пейзажами и отлично копировал их. В моей мастерской до их пор висят его работы.
Ферапонтово. Вид на Бородаевское озеро
Дед с бабушкой жили в Оренбурге. Там родилась моя мама. После школы она поступила в Московский институт путей сообщения, и из 100-метровой квартиры они переехали в маленькую московскую комнату. В 1937 году в оренбургскую квартиру пришли с обыском. Хорошо, что дед успел уехать. Иначе бы его арестовали.
- Повезло!
- В то время в вузы принимали детей рабочих и учителей. Поэтому бабушка ради образования дочери устроилась работать в школу и всю жизнь была учителем русского языка.
В институте мама вышла замуж за отца. У него латышские корни. Отсюда фамилия Латышев. После МИИТа он работал в ЦК - занимался Метростроем (тогда прокладывали перегон между метро «Курская» и «Бауманская»). Возводил в Куйбышеве правительственный бункер. Это было закрытое строительство, и папа до конца жизни ничего о нем не рассказывал. Потом он строил подземный аэродром на Дальнем Востоке. Был заместителем министра сельского строительства.
Он, как и дед, любил природу, прививал эту любовь нам со старшей сестрой Наташей. По выходным мы выбирались в лес. Помню, папа плел качели из березы, сажал меня на них, и я летела!
- Где вы родились?
- В Таллинне в 1947 году. Родители приехали туда в 1945-м из опустошенного и голодного Оренбурга. Эстония им показалась раем: квартира в центре города, дача, на каждом углу шоколад и фигурки из марципанов. Французская портниха шила маме на заказ шляпы. «Мадам Латысэва» – так ее называли на эстонский манер.
Папа заведовал в Таллинне сектором ЦК по строительству. Восстанавливал город после войны. Когда мама была беременна мной, там как раз возводили роддом. Но достроить к моему дню рождения не успели.
В Эстонии нас уважали, но называли оккупантами.
- С тех пор ничего не изменилось.
- Мама рассказывала, как в первую годовщину победы над фашистами дети высокопоставленных эстонских чиновников взорвали памятник советскому солдату. Тот самый, который недавно убрали с площади Тынисмяги. Тогда зачинщиков взрыва посадили, а памятник восстановили.
Когда мне исполнилось три года, мы вернулись в Москву.
- Чем вы увлекались в детстве?
- Мама отдала меня в музыкальную школу на курс фортепиано. После этого я еще несколько лет занималась с педагогом. Репетировала по 6 часов в день: мечтала играть, как Ван Клиберн (улыбается) . Собиралась поступать в музыкальное училище, но моя спина не выдержала таких нагрузок. И я забросила музыку совсем. Переключилась на рисование. Оно мне всегда нравилось.
После школы появилась мысль стать модельером, но тогда эта профессия была не в почете. И я поступила в Московский архитектурный институт (МАРХИ). Изучала историю искусств, архитектуры, в том числе церковной. Мы рисовали храмы, монастыри. После второго курса я проходила практику в Коломенском . Мы туда еще в школе с классом ездили. До сих пор помню храм Вознесения Господня, ручеек от святых источников.
- Тогда вы начали задумываться о Боге?
- Нет, это произошло раньше. У меня была очень религиозная прабабка - Александра Андреевна. Родом из купцов. Прожила она 90 лет. Бабуля приезжала к нам, когда мне было лет восемь. Позвала нас с сестрой, благословила маленькими деревянными иконками Пресвятой Богородицы и сказала: «Если вам что-нибудь понадобится, попросите Божию Матерь. Она поможет». Я это запомнила и всюду носила образок с собой в сумочке. К сожалению, со временем лик на иконе стерся.
У нас были фамильные иконы. Помню, из Оренбурга тетя привезла образ Божией Матери в богатом окладе, с камнями. Мы с сестрой были маленькими, ничего не понимали, и нам ужасно хотелось заполучить на колечко хотя бы по одному камушку. Потом эту икону бабушка подарила какому-то монастырю. А у меня сохранилась редкая икона Рождества Христова из цельной перламутровой раковины.
- Когда вы впервые пришли в храм?
- В детстве. Сначала меня водила туда бабушка. Мы жили на Цветном Бульваре недалеко от церкви Вознесения Словущего. Она стояла как раз по дороге в школу, и я сама частенько заходила туда. При виде пионерки со свечкой бабушки начинали перешептываться. Я не рисковала проходить к алтарю и останавливалась в притворе возле иконы Пресвятой Богородицы. Домашние о моем самовольстве, естественно, не знали. Папа ведь был атеистом. Он постоянно вздрагивал, когда у меня с языка слетало: «О, Господи!». И ужасался: «Ты
что, в Бога веришь?»
- Когда вы крестились?
- В 33 года. После рождения сына я вернулась в свой институт и двадцать лет преподавала на кафедре рисунка. Она находилась в церкви Николы в Звонарях. Там я по праздникам всегда читала молитву «Богородице, Дево, радуйся…» На сводах храма сохранились росписи. А рядом с ликами святых стояли статуи античных богов.
Летом мы со студентами выезжали на практику: путешествовали по малым городам России, рисовали разрушенные храмы. 10 лет подряд я выбиралась в Кириллово-Белозерский монастырь. В нем был рок-клуб. Помню, меня это потрясло. Там я познакомилась с искусствоведом, глубоко верующим человеком Валерием Рыбиным. Он водил экскурсии по монастырю, рассказывал об истории нравственных исканий людей XVII - XVIII веков. Многих это шокировало, ведь в советское время грешным себя никто не считал.
Потом у нас на кафедре появился верующий преподаватель. Он свел меня с моим духовником отцом Геннадием Огрызковым (Царство ему Небесное!), тоже выпускником МАРХИ. Он-то и крестил меня вместе с 8-летним сыном. Кстати, в тот день на клиросе пела актриса МХАТА Любовь Стриженова.
- Как это событие повлияло на сына?
- В школе он поначалу чувствовал себя белой вороной. Но вскоре узнал, что многие из ребят – верующие. Поэтому для него приход к Богу был относительно спокойным.
Сын с супругой обвенчались. Крестили Ванечку и дочь невестки от первого брака, мою старшую внучку. Сейчас ей 15 ле. К сожалению, она не слишком церковная – такой современный подросток. Но очень любит постановки нашего театра «Глас». Пропагандирует их среди подружек.
А вот Ванечка бывает с родителями в храме, причащается. В этом году я водила его на Пасхальный Крестный ход. Он до сих пор о нем вспоминает.
- А сколько лет вы уже в театре «Глас»?
- Почти восемнадцать. В 1990 году попала на один из первых спектаклей «Это С ам Христос-Малютка». В нем играла моя маленькая крестница Сашенька Печерская. «Глас» снимал помещение в Доме Советской Армии. Денег не хватало, декорации оставляли желать лучшего. Но мне понравилась сама идея воспитания театром. Тем более что религиозным просвещением в то время мало кто занимался.
После спектакля я подошла к художественному руководителю театра Никите Астахову и предложила свою помощь. Он очень обрадовался.
Первый спектакль, на котором работала как художник, – «Крест-Хранитель». Его играли на разных сценах – то тут, то там. Поэтому мне надо было придумать не просто красивые, но еще компактные декорации, чтобы они легко собирались и разбирались.
Мы показывали «Крест-Хранитель» на Фестивале православных театров – в Консисторском дворике Вологодского Кремля. Представляете, в тот день во время спектакля звонили настоящие колокола.
- Здорово! Как вам работается с Никитой Сергеевичем?
- Непросто. Он человек творческий, его постоянно осеняют новые идеи. И мне приходится перестраиваться, что-то придумывать.
Относительно легко дался только спектакль «Раб Божий Николай» по Гоголю. Видимо, помогли украинские корни. Ребенком я бывала на Украине.
-Убедились, что «тиха украинская ночь»?
-Да, легко представила себе эту ночь, венки из цветов, даже услышала сверчка за печкой.
- Чем занимаетесь помимо театра?
- Я доцент кафедры скульптуры в МАРХИ, член международного союза художников при ЮНЕСКО. Увлекаюсь ландшафтным дизайном.
-Им сейчас все увлекаются – хотят окружать себя красотой и гармонией.
- Но я увлекаюсь профессионально. Преподаю ландшафтный дизайн.
- Вы много успели. Чего еще хотите?
- Продолжать трудиться. К сожалению, у меня слишком поздно появилось чувство долга перед Богом за таланты, которые Он мне дал. А еще надеюсь когда-нибудь увидеть на сцене театра постановку моей пьесы.