«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». В прошлый раз мы говорили о том, что эта заповедь Христа стоит в центре заповедей блаженства. Каждая из них привлекает наше внимание к милости, прежде всего – Божией. Милость лежит в основе Его жизни. На иконах мы изображаем Бога в славе. Это Его жертвенная любовь, которая готова отдать Себя сверх всякой меры.
Господь вложил в нас С вой образ и подобие, чтобы мы наследовали ту милость, с которой Он относится к нам.
Вот мы часто слышим:
-Его не надо любить, он плохой!
Но у хорошего и так все есть. Получается, мы ведем себя, как язычники: кто к нам ласково относится, к тем и мы?
Евангелие – с первой до последней строки – открывает нам жизнь Христа. Все Его слова, поступки понятны только через милость. Многое из того, что Он заповедал нам, можно было бы объяснить с какой-то другой точки зрения. Но это будет неверно. Даже Его самые строгие обличительные слова были произнесены с милостью.
И вторую заповедь блаженства можно понять только через милость. Чистым людям даны радости бытия, встречи с другими. А нам, падшим, – милость: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Человек пал, все потерял. Но стоит ему вздохнуть, признать это, и Бог опять все возвращает с милостью. Сначала – создает мир, его основу. А тут – входит в нашу жизнь.
Блаженство есть только у Него. И святость – тоже. Святым может стать лишь тот, кто с Ним. И милостивым становится – узнавший Бога.
Из заповеди «Блаженны милостивые…» видно: Господь хочет видеть нас не солдатами, наемниками или рабами, а живыми людьми, которые стараются думать, размышлять. Эта заповедь естественна и не трудна. Не выполнить ее – невозможно, если тебя помиловали. А если кому-то трудно миловать, то ему стоит задуматься: может быть, он еще не встретился с верой, с Богом? Мы Его предавали, убивали, бежали от Него, боролись с Ним. Все без исключения.
Часто люди воспринимают милость как милостыньку, копеечку на денек. А она дается навсегда и связывает нас с вечностью, с тем, что было, есть и будет.
Когда человек входит в этот мир милостью страдающего Бога, он уже не может равнодушно смотреть на тех, кто нуждается в милости: озлобленных, тупых, самодовольных, вредных, подлых, последних безбожников, насильников. Господи, как же их жалко! Они не встретились с жизнью и знают только смерть.