Россия открыла консульство в Японии в 1855 году в городе Хокодате. Консул просил прислать священника, «который мог бы дать хорошее понятие о нашем духовенстве не только японцам, но и иностранцам».
В Стране Восходящего Солнца тогда правили самураи. Классическая императорская династия не имела реальной власти. Но дело шло к перевороту. Обстановка была взрывоопасной.
В это время в Петербургской Духовной Академии училс я Иоа нн Касаткин – сын бедного крестьянина из Смоленской губернии. Было ему 24 года. Служить в Японии не собирался. Решение ехать принял внезапно, на всенощной. Ему представилось: пронесется в тех языческих землях весть о Христе – и все обновится.
Принял постриг, стал иеромонахом Николаем. Когда добрался до места служения, постигло его некоторое разочарование. Японцы не ждали проповедника из России. Самураи придерживались дзэн-буддизма. Понятия о Боге у них не было. Об этом отец Николай писал в дневнике: «Сущая пустота, ибо без Бога какая религия?»
Существовал в Японии и синтоизм – почитание «природных» или «домашних» духов во главе с верховным божеством. Оба верования как-то уживались. А вот христианство японцы отвергали категорически. Иностранцев считали варварами, в страну старались не пускать.
От прямых преследований отца Николая оберегал дипломатический статус. Но как проповедовать народу, который говорит на незнакомом языке? Священник знал немецкий, французский. Теперь он по 14 часов в сутки изучал местное наречие, традиции, нравы. Хотел проповедовать с любовью, чтобы Православие стало понятным и близким для жителей островов «на краю света».
Через 5 лет иеромонах Николай бегло говорил на местном языке. В консульстве он постоянно встречал надменного японца, который обучал сына консула боевым искусствам. Это был Савабе Такума, жрец в синтоистском храме . б езупречный самурай, лидер тайной националистической организации, боровшейся с иноземцами.
Встреча с ним не предвещала добра отцу Николаю. Самураи – не просто каста воинов. В их моральном кодексе – верность хозяину, справедливость, мужество. Они считали жизнь призрачной («умереть, когда надо умереть»). К смерти шли без страха, с ясным сознанием. Если анализ собственных поступков самурая показывал, что его достоинство унижено, он должен был совершить ритуальное самоубийство (харакири). Самурай не меняет принятого решения и не уклоняется от избранного пути.
Такума не скрывал враждебности. Отец Николай спросил, за что он на него так сердится. Самурай дал четкий ответ: всех европейцев надо убивать, русский священник будет убит прежде, чем начнет проповедовать. В этот момент отец Николай буквально увидел лицо смерти, но не испугался. Ответил спокойно, соблюдая все формальности местного этикета (в Японии это важно):
-А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-то, не выслушав его? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь?.. Если мое учение будет худо, тогда и прогоняй нас отсюда.
Самурай не нашел, что возразить. И начал слушать отца Николая. Сначала прерывал проповедника оскорбительными выкриками, но по мере продолжения разговора становился все задумчивее.
Наверняка беседа длилась не очень долго. Какие слова нашел тогда священник? В конце проповеди японец попросил… научить его христианству.
В апреле 1868 года Такума крестился и принял имя Павел. С ним крестились два его друга. А через 5 месяцев в стране произошла революция. Власть перешла в руки императора.
На новообращенного Павла обрушились беды. Его жена, страдавшая психическим заболеванием, сожгла их дом. Семья лишилась крова и сре дств к с уществованию. За исповедание христианства Павла посадили в тюрьму.
Но в 1873 году антихристианские законы в Японии отменили. К тому времени отец Николай возглавил там Русскую Духовную Миссию – уже архимандритом.
Павел-Такума вышел на свободу, и через два года стал священником. Участвовал в построении кафедрального собора Воскресения Христова в Токио. Его сын тоже был христианином.
В 1880 году отец Николай стал епископом Ревельским и Японским. Хиротония совершилась в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Для этого святитель ездил в Россию, и в том же году вернулся в Хакодате.
Почему большинство японцев все же не стали христианами? В XX веке с его безбожными доктринами даже в традиционно христианских странах религия отступала. Из России в Японию приходили скорбные вести о повсеместном упадке веры и благочестия.
Да еще ведь была русско-японская война. 16 февраля 1904 года владыка Николай писал в дневнике: «А ты, мое бедное Отечество, знать, заслуживаешь того, что тебя бьют и поносят…». Его взгляды на события точно совпадали с мнением отц а Иоа нна Кронштадтского: не плачьте о войне проигранной, плачьте, что Бога забыли.
Тем не менее, обращение десятков тысяч японцев в веру военного противника (к тому же побежденного!) – факт беспрецедентный. Как и обращение Савабе Такума.
В Хакодате каждый рикша знал, где живет Николай-До. Так японцы величали владыку Николая. Слово «до» – по-японски значит путь. Это высшая форма общественного признания.
Сын простого крестьянина, он переводил на японский язык священные тексты. Японцы не понимали выражения: «Господи, помилуй!». У них этими словами преступник обращался к судье. Владыка объяснял: «У нас таких отношений с Богом нет». Он подобрал редкий иероглиф, эквивалентный древнерусскому слову «миловать» (как мать милует – жалеет дитя). Николай-До открыл язычникам то, что мы не всегда понимаем: Господь добр.
Архиепископ Николай ушел из этой жизни 16 февраля 1912 года, прослужив в Японии более 50 лет. К концу его равноапостольного служения в Японской Православной Церкви было 34110 человек. Еще 8170 православных японцев почили раньше. Перед кончиной святитель говорил:
-Честно пашите! Неустанно пашите! Пусть Божье дело растет!
Его отпевали в соборе Воскресения Христова. Было множество венков, в том числе – от императора Японии.
Русская Православная Церковь канонизировала его в 1970 году как равноапостольного – третьего русского равноапостольного святого после великой княгини Ольги и великого князя Владимира.
Когда автор этой статьи закончил работу, скептик сказал ему:
- B едь ты ничего не понимаешь в синто и буддизме. Почему же осуждаешь другие исповедания, не убедившись, что они плохи?
– Я не осуждаю. Бог всем судья. Апостол Петр сказал Спасителю: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (от Иоанна. 6. 68). Верующим во Христа идти больше некуда.
Владимир Прилуцкий, кандидат медицинских наук
24 июля – память святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги
28 июля – святого равноапостольного великого князя Владимира