Перед вами записи из дневника Еремы, которые нам передал его друг Фома – с любезного разрешения автора. Начинаются они в 1990 годах.
«Все изменилось. Разумеется, наивно было ждать, что после диалектического материализма все сразу побегут каяться. В Великую Субботу прямая трансляция из Иерусалима – схождение огня на Гроб Господень. В какой-то момент казалось, улицы опустеют. Народ бросится к телевизорам. Будут разговоры, споры, заявления ученых. … И тишина. По тротуарам толпой валят добры молодцы, присосавшись к банкам с пивом. Старушка перекрестилась на купола храма. Десятки, сотни людей идут мимо. Никто не перекрестился. Они все неверующие
что ли? Или еще чего-то боятся?» …
Как рассказал Фома, Ерема после этого случая решил совершать крестное знамение перед каждой церковью. Жаловался, что делает это украдкой, как будто кто-то мешает. Его почему-то позвали не митинг против воссоздания Храма Христа Спасителя. Ерема от неожиданности чуть не упал, естественно, не пошел, но в дневнике оставил запись.
«Мои знакомые (то ли толстовцы, то ли рериховцы ) настаивали: равноправие везде и во всем. Если Бог в душе, зачем ходить в церковь? И в Церкви должно быть равноправие. Женщина может стать президентом, но не может быть епископом – это дискриминация по половому признаку. Браки геев и лесбиянок надо признавать и даже венчать их (они же люди)….
По поводу геев и лесбиянок пытался напомнить им о Содоме и Гоморре. Получил ответ, что-де это было грехом, когда у людей был другой менталитет, а теперь новое мышление и однополые браки не грех.
После выяснилось: верховодил на митинге не какой-нибудь записной марксист-атеист, а рыжий дядя… в священническом облачении. Я его знаю. Этое расстрига ринулся в политику, ищет поддержки у либералов… Его я встретил позже Он требует изменить богослужебные тексты, чтобы не возбуждать ксенофобию (там некоторые места по поводу богоубийц кого-то обижают). Осталось только Евангелие переписать?!»
«В книжном магазине закрыли и без того небольшой отдел православно книги. Теперь там Нострадамус, пособие по практической магии и астрологи.
Школьница написала стихи: «О, славный праздник хеллувин . Там ведьмы летают…» – «Ты хочешь быть ведьмой?» – «Да. Прикольно ».
Очередную запись Ерема сделал, когда случайно оказался на так называемом «круглом столе» по проблеме пересадки органов. Присутствовали чиновники, медики и представители традиционных конфессий .
«Вопрос: «Можно ли брать органы из тела больного для пересадки, если он еще дышит, но мозг заведомо умер?» Православный священник ответил: «Человек жив, пока дышит и бьется сердце. Если изъять у него почки, печень – это значит добить пациента». Ему возразили: «Если у вас такая концепция, измените концепцию» – «Как? Изменить концепцию только потому, что это кому-то нужно?»
Цивилизация хочет иметь «удобную религию» и этику, которые можно менять по потребности, по запросу – от потребителя»
«Атеистический журнал перестроился. Стал писать обо всех богах без разбора. Объяснили: «Читателю нужен межконфессиональный журнал, чтобы не противопоставлять религии, а примирить их». Я вспомнил «Краткую повесть об антихристе» Владимира Соловьева. Там у антихриста был храм всех религий. С тех пор прошло больше ста лет. Не все осуществилось, как предсказывал Соловьев. Но кто в конце XIX века мог предвидеть, что прогремят мировые войны, революции, падут монархии, возникнут и разрушатся тоталитарные империи?
В XXI веке Европейский Союз и «Всемирная Управа» (ООН) будут заново решать судьбы мира. Даже термин появился: «война Севера и Юга»
«Решил показать дневник Фоме (точнее, поделиться настроением). Он, как и прежде, прислуживает в храме, живет в той же маленькой сторожке и невозмутим: «Насчет сроков – осторожно. Последние времена начались 2000 лет назад, когда люди распяли Бога, и еще не закончились». – «Выходит, на эту тему нельзя говорить?» – «Почему же? Во всем существует какой-то предел, который не нужно переступать, хотя это не обязательно конец света. Все может быть проще. Какова судьба того межконфессионального журнала,
который так «нужен» читателю?» – «Не знаю. Журнал, возможно, существует, но словно растворился в море бульварных изданий. Я его больше не видел. Известна судьба трех его авторов, которым очень хотелось переделать Православие. Один теперь мусульманин. Другой перекраивает библейское предание об Адаме, ищет Эдем и Ноев Ковчег в горах Абхазии. Третий запрещен в служении за самоуправство». – «Ну, вот видишь», – сказал Фома. И добавил: – Тоже мне экуменисты ! Еще православные газеты будут закрывать, которые им не
ко двору … Т олько Бог не выдаст!».
Ерема вспомнил Евангельский текст. Христос говорил апостолам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (от Иоанна. 15.18). Это так и осталось, несмотря на перемены, ибо мир своего хочет. Говорят о дороге к Храму, но им так хорошо на земле, что некогда думать о Небе.
Владимир ПРИЛУЦКИЙ, кандидат медицинских наук
Анекдот
СМЕШНО? ГРУСТНО
Как-то получилось, что в последних номерах мы не печатали анекдоты и притчи с пояснениями протоиерея Константина ОСТРОВСКОГО, настоятеля Успенского храма Красногорска и местного благочинного. Сегодня возвращаемся к этой рубрике.
ВНИМАЙ СЕБЕ
-Петровна, курица бежит!
-А мне какое дело?
-К тебе на двор!
-А вам какое дело?
Нам не следует интересоваться ни чужими духовными дарованиями и подвигами, ни самим рассказывать о своих духовных дарованиях и трудах, даже если мы их имеем.
НЕПРИЗНАННАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ
Василий Иванович спрашивает Петьку:
-Кто это, Петя, у нас в туалете все время стены пачкает?
-Не знаю, Василий Иванович, но думаю, что Фурманов.
-Почему?
-А он всегда после туалета руки моет.
Человек должен быть готов к тому, что окружающие будут осуждать его за добрые дела. И за это не следует обижаться ни на Бога, ни на людей. Поношение за добро защищает нас от погружения в гордость.
КАК МЕРТВОМУ ПРИПАРКИ
Умер человек. Соседи и знакомые пришли к нему в дом. Один спрашивает другого:
-От чего он умер?
-От воспаления легких.
-А банки ставили?
-Ставили.
-Вот это хорошо.
Конечно, последнее замечание нелепо. Если человек умер, то мало радости от хороших методов лечения. И так же, если плодом подвигов и добрых дел человека не будет обретение им благодати Святого Духа (хотя бы при исходе души из тела), то грош цена этим делам и подвигам.
УБЕЖАЛ ОТ СМЕРТИ
В Жмеринке жил один старый человек, и пришла ему пора умирать. В доме у него был работник, ночевавший за перегородкой. И вот слышит работник, как умирающий вдруг встрепенулся и страшно захрипел:
-Кто ты?
Низкий глухой голос отвечает ему:
-Я Смерть, скоро за тобой приду.
Человек тот говорит Смерти:
-Может быть, ещё рано?
А она – ему:
-Нынче рано, а скоро приду.
-Что же, ты, - говорит ей старец, – только за мной? Может быть, ещё кого возьмёшь?
-Ещё, – говорит Смерть, – скоро возьму твоего работника.
Как услышал работник эти страшные слова, сказал сам себе:
- Убегу-ка я подальше от смерти!
Выскочил из дому, в чём был, помчался из Жмеринки в Винницу.
А тем временем Смерть спрашивает умирающего :
-Где он, твой работник?
-Да вон спит за перегородкой.
-За перегородкой, говоришь? Странно. А я завтра должна взять его в Виннице.