Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета У отца - четыре сына.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интервью

У отца - четыре сына.

Точнее, у отца Константина Островского. Протоиерея. Настоятеля Успенского храма Красногорска и Красногорского благочинного. Первенцу 25 лет. Он иеродиакон. Остальные работают, поют на клиросе.

- Мы с матушкой воцерковились, когда старшему был год, - рассказывает батюшка. - И сознавали: Бог нам вручил детей для воспитания именно как церковных людей. К сожалению, мы часто проявляли настойчивость, в которой не были правы.

- Перегибали палку?

- Я перегибал. К счастью, помогал мой духовный отец, который эти ошибки обнаруживал, и я их исправлял.

А палку я перегибал потому, что было во мне горячее неофитство, само по себе неплохое. Но я, например, считал: не нужно к врачам обращаться, а надо полагаться на волю Божию. И не понимал: воля Божия может состоять именно в том, чтобы обратиться к врачу.

Иногда, конечно, приходится понести крест смерти ребенка. Но это - в последнюю очередь. И не всегда Бог посылает нам самые тяжкие кресты. Когда нет средств для лечения, тогда человек стоит один на один с Богом и только молится. А когда есть лечение, то можно стать убийцей собственного ребенка, если им не воспользуешься.

Думаю, многие из горячих неофитов через это прошли.

- И сейчас проходят. Поэтому важно говорить об этом.

- Слава Богу, у меня никто не умер. А потом была такая ошибка. Я считал, что все сказки - бесовщина: Баба яга, Кощей Бессмертный!.. И читать их детям не надо.

Сыновья мои росли при "коммунизме". Старший мальчик уже подрос, стал учить буквы. И я начал перекладывать жития святых для детей.

- Знаю эту вашу книжечку. Она позже была издана.

- От руки печатными буквами я все это писал для сына.

- Отцовский подвиг!

- А потом духовный отец мне объяснил, что я не прав. Если ребенок такой Божий избранник, как преподобные Сергий Радонежский или Серафим Саровский, то он - весь в молитве. Господь его Сам ведет, и не надо к нему приставать со всякими сказками. Но если человек обыкновенный, пусть даже верующий, хороший мальчик, то лишать его сказок нельзя. Он ведь подрастет, будет со сверстниками общаться. Я пытаюсь его от малого оградить, а он потом большое зло изберет. Надо ему хоть прививку сделать.

"И ничего плохого от чтения "Царя Салтана" с ним не случится",- сказал мне духовный отец и тут же подарил "Сказку о царе Салтане".

-Замечательно!

- Помню, как я боролся со сребролюбием сына. У меня был корабль, который мне в детстве подарили. Пластмассовый, с моторчиком, с медными деталями. Я его все эти годы хранил, не выбрасывал. Дал двух - или трехлетнему сыну, и он в него так вцепился! А надо спать ложиться. Я возмутился, и на глазах ребенка разбил этот корабль.

- Ай! Сколько было слез...

- Нет, не особенно. Слезы у нас не поощрялись. И капризы. С бабушкой дети капризничали, с нами - нет.

- Ваши сыновья в церковь ходили часто?

- Да, и причащались часто. И это их от церкви не оттолкнуло. Но есть мнение - тоже справедливое - что, может быть, ходить в церковь надо редко, но так, чтобы ребенок к этому готовился, чтобы это было для него праздником. Такой пример приводит из своей жизни отец Владимир Воробьев. Я с большим уважением отношусь к нему и к его опыту. Но люди-то все разные, семьи разные.

- Чем вы занимались до принятия священства?

- Закончил Институт электронного машиностроения и работал четыре года по специальности «инженер-математик-программист».

- А матушка?

- Была оператором. Но когда вышла замуж, работу бросила. Сначала дома подрабатывала машинисткой. А когда родились дети, уже было не до этого.

- Вы воцерковились в конце 70-х годов. По тем временам - редкий случай. Следовательно, вы искали...

- Смысла жизни. Прошел весь "джентльменский набор" - йога, буддизм, карате. К счастью, ни во что не углубился и душевных ран не получил.

В ходе исканий среди прочего мелькало и Православие. Почему-то во всех книгах, которые мне попадались, о нем говорилось с уважением. И я стал с уважением к нему относиться.

О Православии я не знал ничего, хотя всю жизнь прожил в Москве. Но при этом мне почему-то понравилась молитва "Отче наш..." Причем на церковно-славянском языке, хотя я не был его сторонником. Я в Бога еще не верил, но молитву переписал и читал.

- А почему крестились?

- Знакомые посоветовали. Говорили, что это очень полезно для духовной жизни.

- Соответствующей "джентльменскому набору"?

- Да. Крестился и почти сразу стал алтарником в храме Иоанна Предтечи на Красной Пресне. Там и воцерковился.

- Как матушка приняла ваш уход из инженеров?

- У нас с ней всегда было полное согласие. Поэтому к перемене профессии она, по-моему, отнеслась безразлично. Инженерная зарплата была маленькой, у алтарника - немножко меньше. Да еще у нас было накоплено аж 150 рублей, и мы считали, что это должно поддержать нас на первых порах.

Пока я алтарничал, денег у нас не было. Но и нужды не было.

- Обычно так и происходит.

- Господь помогал. Мы с матушкой крестились одновременно, но воцерковилась она чуть позже - примерно через полгода.

- Ваши дети пошли в обыкновенную школу?

- А какие школы тогда могли быть? Старший сначала поступил в немецкую. Но через год - в 87-м - мы уехали на Дальний Восток, в Хабаровск (там я рукополагался), и выбора вообще не было.

- Почему на Дальний Восток?

- В Москве уполномоченные не давали мне разрешения на принятие сана. Объяснений не давали. А в Хабаровске владыка Хризостом сперва рукополагал, а потом брал разрешение. Не всегда его давали, но мне повезло.

- Вы скоро вернулись в Москву?

- Года через два. Мы не собирались возвращаться. Но мальчики стали болеть. Обследовать их, лечить было очень трудно. На весь Хабаровский край - один детский гастроэнтеролог. Чтобы сделать ребенку гастроскопию, приходилось класть его в больницу. А больница по преимуществу населена крысами, среди которых ходят больные. Не знаю, как там сейчас, но было так.

- Из-за веры у детей возникали проблемы в школе?

- Нет, мы старались с учителями не конфликтовать. В великие праздники писали записки, что ребенок плохо себя чувствует. Дети уроки пропускали и шли в церковь.

Сыновья мои веру не скрывали и не афишировали. Мальчики у меня боевые и, если кто-то им что-то говорил, обещали дать в нос.

Я вообще считаю, что подобные проблемы бывают или по особому Божиему благословению, чтобы ребенок защитил веру, или когда есть конфликт и заодно начинают дразнить за веру.

- Помимо церковных праздников существуют и гражданские.

- Мои дети в них не участвовали. Новый год мы не встречали. Вовсе не из принципиальных соображений: гостей было не собрать. Да и самому как-то глупо сидеть до двенадцати часов...

- Чтобы потом наесться!

- И лечь спать. Новый год иначе праздновался. Хотелось на него причаститься. На Пресне, а теперь и у нас в храме, 31 декабря служится торжественный новогодний молебен. Народу приходит много. Священник говорит проповедь, поздравляет всех.

Но когда дети подросли, мы стали встречать Новый год ради них, чтобы у них было меньше стимулов куда-нибудь уходить.

Кстати, нам всегда помогало то, что они диетчики. Им ничего нельзя было есть на школьных чаепитиях. Мы им дома праздники устраивали. На Рождество, например. Чтоб не получилось так, что все ребята на каникулах веселятся и только бедные церковные мальчики тоскуют. Старались, чтобы им тоже было весело. Помогало то, что их четверо, разница в возрасте небольшая: между старшим и младшим - пять лет.

После службы я домой приходил. Матушка белую скатерть на стол постелит, белые чашки поставит. Торт сыновьям нельзя. Она им печенье подаст. Дело не в том, что ешь, а в необычности.

Мы крестным ходом с песнопениями шли из комнаты в комнату, что детям очень нравилось. Читали соответствующее житие святого, пели тропарь.

Соревнования проводили. Разбивали мальчиков на команды, более-менее равные по силам. Конкурсы устраивали, в частности, музыкальные. Они в музыкальной школе учились.

- А не хотелось им быть такими, как все?

- Так этого никто не запрещал. Бунта, чтоб нарушались отношения, у нас никогда не возникало. Отношения до сих пор хорошие. И, слава Богу, из Церкви никто не ушел.

Понимаете, ребенок ходит в храм с родителями. Папа молится, и он молится. Папа причащается, и ребенок причащается. Но это детская религиозность. А человек должен сам обрести веру. Тут без проблем во многих случаях не обходится.

Бывают редкие случаи, когда отрок в 12-13 лет - уже христианин. А у остальных это происходит позже - и за 20, и за 30 лет. Конечно, родителям это тяжело. Они хотят, чтобы все было благообразно. Но пока человек ищет свой путь, благообразно не получается.

- Папы и мамы порой паникуют. Что делать? Ограждать детей? Давать им свободу?

- Свободу давать - само собой. И ограждать - само собой. Не надо ставить детей в опасные ситуации. Допустим, посылать тринадцатилетнюю девочку в молодежный лагерь. Или разрешать ребятам бесконтрольно смотреть телевизор, где они увидят порнографию. Это, конечно, грубые примеры. Каждый находится в своей ситуации, и исходить надо из нее.

А в духовной области надо давать свободу. Все начинается с веры в Бога и в Церковь. В какой мере я этим живу, в такой мере и на детей влияю. Как они это воспримут, зависит от их свободной воли и Божиего промысла.

Нужно говорить с детьми об отношении к Богу, но не учить лицемерию. Не заставлять причащаться и молиться. Учитывая их немощь, стать на молитву вместе, и пусть читают, они это любят. А всякое морализаторство - залог того, что дети или тоже вырастут фарисеями, или возникнет острый конфликт между ними и родителями.

Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное