Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Молодые супруги


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интервью

Молодые супруги

Не знаю, как было раньше, но теперь очень трудно строятся браки. Людям становится тяжело с самого начала. Даже дети священников разводятся. Молодожены жалуются, ноют. Стенают!

— Брак — это очень ответственное дело, — говорит протоиерей Георгий Бреев, настоятель двух Богородичных храмов — в Царицыно и на Крылатских Холмах. — Оно должно стать основным в жизни и определить все в дальнейшем — и семью, и общественную деятельность человека.

К браку надо готовиться с тех дней, когда можно осознать его важность.

— Лет с 14—16?

— Примерно. Сейчас есть тенденция к ранним бракам. Да и в старые добрые времена можно найти много таких случаев. Но я-то помню, как было после войны.

— В конце 40-х годов прошлого века?

— Да. Условия тогда были непростые. Нормой считалось перед вступлением в брак получить образование, включиться в какую-то деятельность. Найти себя, свое место.

— Стать на ноги, как говорят.

— Брак можно сравнить со строительством дома (а семья всегда в доме находится). Попробуй построить его без фундамента, сделать одну крышу. Ветер будет гулять туда-сюда, разбрасывать вещи.

Так и у нас получается: люди в 17—18 лет почувствовали стремление друг к другу — и уже принимают незрелое решение пожениться. Они еще не готовы к браку, не потрудились ни над собой, ни над тем, чтобы создать условия для своей семьи. И чаще всего возлагают свои проблемы на плечи отца и матери: “Родители должны все сделать!”

Да, они, конечно, должны. Но дело-то не в родителях, а в самих молодых людях. Легче отцу и матери пойти на жертву: если имеют, дать средства на жилище или потесниться в своей квартире. Главное — насколько этот брак станет прочным, настоящим союзом, чтобы никакие трудности, внешние обстоятельства молодых супругов не испугали.

Брак должен пройти...

— Испытание?

— Некий экзамен. Чтобы они осознали: да, мы понимаем трудности, но друг друга любим — и готовы все преодолеть. Мама, папа, помогите!

А часто бывает иначе. Люди вступают в сложные отношения — и не способны понести проблем, которые ложатся лично на них, на их семью. Это же новая ветвь.

 

(Окончание на 2-й стр.)

— Новый род!

— Продолжение старого — и в то же время новый. Он должен быть жизнеспособным.

Я не могу дать тут кардинальных решений. Но хочу указать на те условия, которые необходимы для брака. И самое важное — способны ли молодые люди любить, поняли или нет, что этот брак должен быть единственным.

— Иначе придет “новая любовь” — и ему конец?

— Именно. Сейчас это распространено. Живут люди вместе по 15—20 лет — и вдруг на стороне оказываются дети, никому не нужные. Кто-то кого-то бросает — жена мужа или муж жену.

Когда с этим сталкиваешься, приходишь в ужас. Задаешь людям вопрос: “Как же так? Вы же любили?” Отвечают: “Да, но со временем что-то проявилось...”

Конечно, дерево вырастает из зерна. И то, что есть в его основе, обязательно проявится. Жизнь требует от нас максимума развития. И если ты захотел вступить в брак, создать семью, то должен иметь решимость взять этот крест — и жить не ограниченным, личным интересом.

Многие думают только о себе как о персоне: “Я женился. Я хочу добиться...”

— А чего хочет другая сторона — не так важно?

— И особенно: что нужно для того, чтобы семья была здорова.

Эти основные вопросы проходят мимо сознания людей.

Брак — органичен. Он требует от нас отвержения себя, отказа от собственного эгоизма: взялся — и неси. В этом — спасение и красота жизни. Не случайно многие считали, что жена служит Богу рождением детей. А сейчас и это отодвигается.

— Планируется.

— Спросишь: “А дети?” Отвечают: “Будут, будут. Но на первом месте пока другое.”

А что для семьи важнее: купить третью пару ботинок — или скрепить ее изнутри, как цементом, рождением ребенка? Ее и семьей-то нельзя назвать, если нет детей.

— Хотя бывают и бездетные браки.

— Я не говорю о подобных случаях, когда люди всей душой желают иметь ребенка, страдают, молятся. Они счастливы и довольны друг другом. Но через детей брак становится глубже, воспринимается более полным союзом: я живу — для тебя, ты — для меня, а дети — наш плод, общая радость.

— И опять же забота.

— Да. Наблюдая современное отношение к браку, я вижу: люди не готовят себя к нему. Прежде чем стать врачом, надо учиться шесть лет. И поступить-то в институт, и все экзамены сдать — какой труд! И только тогда человек получает право лечить.

А мы так легкомысленно смотрим на право быть отцом и матерью, хотя даже государство юридически защищает семью. Как же человеку не задуматься глубоко над этим?

Семья — это клетка. А из клеток складывается общественный организм. Мы удивляемся, когда ученые проникают в тайну клетки. Из нее научились целые органы выращивать. Не имея знаний, это возможно?

— Конечно, нет.

— А семья — это и Божественное установление, малая церковь, клеточка Церкви большой. Она должна быть внутри здоровой, цельной — и тогда будет способна производить новые клетки. Как это премудро, глубоко!

Я бы создал целую школу подготовки к будущей семье. Не поверхностные курсы, нет. А чтобы раскрыть глубину жизни семьи. Нам дано бытие, жизнь через брак, через семью — и мы должны развить, показать ее богатство.

Но мы не способны ни воспринять жизнь, ни передать, ни организовать ее собою и через себя. Такое поверхностное отношение к семье характерно для духа нашего времени. Как будто семья — одно из удовольствий: “Вот мне девушка понравилась, мы приятны друг другу, поиграем, поласкаемся”.

А трудности начнутся — и все рушится.

— И без них — никак?

— Взять этот крест надо — сознательно, серьезно. Понять, что семья — это то, к чему я в жизни призван, и это больше, чем быть ученым или строителем, чем любая деятельность, направленная на создание общества. Так было всегда и есть теперь.

Если семья красива, союз подлинно духовный, то и общество будет здорово, прекрасно. Любая деятельность станет доступна детям, выросшим в таких семьях. Они сохранят верность.

А сейчас люди предают друг друга. И в результате дети оказываются без отца или матери, без будущего. Они выброшены. Это же страшная трагедия: по социологическим данным распадается до 70 процентов браков. И те, кого мы венчаем, тоже приходят: “Батюшка, мы развелись. Как нам теперь церковный брак аннулировать?”

Болезнь начинается с маленькой клеточки. Появляются антитела, которые готовы уничтожить весь организм. Так и наше общество сейчас представляет собой организм, у которого клетки отмирают. И мы, старшее поколение, по неразумию становимся подобными антителами, когда настраиваем молодежь на разводы. Разрушаем живой организм, неосознанно, не понимая, что делаем. Без духовных и даже чисто общественных причин.

Отношение к браку необходимо менять.

— Оно, кстати, отчасти идет от родителей: статистика разводов была пугающей и двадцать лет назад.

— Старшему поколению надо тут работать, разъяснять, показывать молодым важность, ответственность, прекрасность семьи. В ней спасение — и наше личное, и общества.

— Чисто практический вопрос. Вот люди поженились, увидели друг в друге недостатки — и начинают жаловаться. Муж на работе “полощет” жену. Это по-мужски?

— Нет. Говорить о чьих-то недостатках в семье, выносить сор из избы всегда считалось некрасивым. У мужа и жены могут быть претензии друг к другу.

— Чисто личные!

— Такие жалобы свидетельствуют о том, что не хватает людям широты души, благородства.

Когда рассматриваешь ссоры супругов, то видишь: в их основе лежит мелочь, глупые претензии. Кому-то что-то показалось, он поздоровался — она нет. То ли это оскудение внутренней энергии, потеря благодатности? Люди устают на работе, приходят домой — и вместо того, чтобы потрудиться, подключиться к семье, что-то дополнить в ней, начинают высказывать претензии.

Конечно, прежде всего — нет любви. Любовь — это таинственная созидающая сила, которая нас, как магнитом, притягивает друг к другу, создает единство. Кто-то из святых отцов говорил: там, где теряется любовь, все начинает рассыпаться.

Кто-то начинает искать суррогаты, заменители любви. Кем-то увлекается на стороне, старается заполнить внутреннюю пустоту. Но понимает, что семью нельзя рушить: “Как мы разойдемся, как на детей это повлияет?”

— Уже хорошо?

— Да, они думают о дальнейшем. Добрая старина тоже много таких сложностей имела. И все-таки бабушка, мать мне говорили: “Такого раньше не было! Особенно в сельской местности. Если вступил в брак — все, не жалуйся, не смотри, не ропщи! Вот тебе Божие благословение, терпи трудности, привыкай! Притритесь друг к другу — и никуда вы не денетесь. Супруги в одной упряжке. Несите трудности — и не оглядывайтесь назад!”

Прежде знали, что человеческая природа такова: сегодня влюбился — завтра чувство охладело. Уровень духовности понизился — и искушения, испытания, страсти захлестывают человека. Прежде всего — эгоизм. Но рамки порядочности людей держали.

Мы сейчас привыкли раздувать частные стороны: “Вот она такая!..” А кто — не такой? Мы же не ангелы во плоти. Иногда и слово неразумное скажешь, потом думаешь: “Зачем?” Но мудрость жизни нас научает: по любви сошлись, получили Божие благословение — и все. Умей прощать!

— И просить прощения.

— Семья становится школой жизни. Видя в близком недостатки, смотри, как в зеркало, в себя: “А я лучше? У меня таких недостатков нет?” Чаще всего найдешь точно такие же. Значит, мы из одного теста слеплены. Будем жить и дружить.

Я знаю много иных проблем в семьях: плохая материальная обеспеченность, муж оказался ленивый. Или без работы остался — и семья терпит недостаток. Но смотришь: жене Бог дал заработок, она больше мужа получает.

— И все выравнивается...

— Семья-то не развалилась. Смотришь на них и думаешь: “Мудрые! Прекрасно. Они нашли правильное решение”.

Потом время проходит — и муж опять восстановился, нашел свое место. Помогает взаимная выручка, взаимная любовь, твердое внутреннее убеждение, что другой семьи — не нужно.

В старину говорили: “Сатана помазал чужую жену медом”. Вот и кажется: что-то в ней есть необыкновенное. Но по природе все одинаковы. И дай Бог, чтобы каждый это понял.

Нужно воспитывать у молодежи внутреннее благородство, великодушие, ведение человека — со всеми его слабостями. В юности человек часто идет на трудности ради любви. Она, как светом, озаряет его. Но жизнь нас трет, порыв пропадает — и начинается обыденность.

А надо стоять на страже того чувства, которое легло в основу брака, бороться за него. Придет искушение — вспомнить: “Да я же любил! Что случилось?”

Смотришь на людей, которые прожили вместе по 50—60 лет, и радуешься: они положили хорошее основание в жизни. Поняли: ничего другого им не дано. И сохранили верность.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное