Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Святые

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ

Елисавета (Элла), принцесса Дармштадтская, родилась в октябре 1864 года в семье будущего великого герцога Людвига IV. В 1884 году она стала великой княгиней Елисаветой Феодоровной — супругой великого князя Сергея Александровича, брата Российского императора Александра III. А в 1991-м приняла Православие.

Ее старшая сестра — Алиса Дармштадтская вышла замуж за императора Российского Николая Второго, приняла титул и имя императрицы Александры Феодоровны.

В царствование Николая Второго религиозная мотивация в управлении государством явно преобладала над политической. В небольшой личной комнате русского царя к концу царствования находилось 800 икон. Были в государственном правлении ошибки, поражения, соблазны. Но вера царя не ослабевала, даже крепла по мере испытаний. Он говорил: “На все воля Божия”.

Великое горе постигло Елисавету Феодоровну. Ее мужа взорвал бомбой террорист Каляев. Княгиня сама руками собирала части растерзанного тела. Целовала кисть оторванной руки.

С этой минуты смыслом ее жизни была только вера. Елисавета Феодоровна хотела спасти убийцу ради заповеди о прощении ненавидящих и обидящих. Верила, что того же хочет и душа убиенного Сергея Александровича. И она вошла в камеру смертника, дала обреченному Евангелие, образок, говорила об ужасе греха, просила покаяться.

Каляев не остался бесчувственным. Однажды заметили, как он положил образок рядом с собой на подушку. Был ли тогда шанс на раскаяние?

Елисавета Феодоровна просила помиловать преступника, но Каляев на суде сам отверг подобную возможность. Означает ли это, что Елисавета Феодоровна ничего не добилась? Отнюдь. Она молилась. Значит, будет молиться о спасении погибающих и на Страшном Суде. А окончательного приговора мы не знаем.

Великая княгиня, богатейшая аристократка Европы, разделила огромное свое состояние на три части: в казну, на подарки близким и на устроение благотворительной женской Марфо-Мариинской обители. Себе ничего не оставила. Она не принимала монашеского пострига открыто, ее жизнь оставалась в тайне.

Марфо-Мариинская обитель не имела аналогов в христианской истории. Когда-то до XII века существовал в Церкви чин диаконисс. Они никогда не дублировали мужчин-диаконов, так что ни о каком женском священстве или женском клире речи не идет. Диакониссы делали то, что затруднительно, а подчас невозможно делать мужчинам. Они ухаживали за больными женщинами, помогали при крещении женщин, оказывали попечение вдовам, наблюдали за порядком в храме.

Были диакониссы двух рангов — по облачению и по рукоположению. Последние входили в алтарь и причащались после диаконов. В наших храмах всегда есть прислуживающие женщины, которые носят особую одежду и практически выполняют обязанности диаконисс по облачению.

Елисавета Феодоровна собрала в Марфо-Мариинскую обитель одиноких женщин, вдов, монашествующих. Они называли себя сестрами, носили специальные одеяния. Елисавета Феодоровна просила священный Синод придать Марфо-Мариинским подвижницам официальный статус. Вводить чин диаконисс по рукоположению она не намеревалась. Однако Синод эту инициативу не поддержал.

В Марфо-Мариинской обители находили помощь все нуждающиеся, голодные, больные согрешившие. Великая княгиня ходила по городу, на Хитров рынок — место отверженных; ее узнавали, кланялись, ее любили.

В кругах российской аристократии — духовный кризис. Царствующие особы подвергались поношению. Елисавета Феодоровна связывала это с деятельностью Григория Распутина. Не будь его, нашли бы другую мишень. Распутин обладал колоссальной экстрасенсорной энергией, облегчал состояние больного цесаревича Алексия, но окончательного исцеления не наступало.

Поведение Григория на публике, мягко выражаясь, опрометчиво. Елисавета Феодоровна жила среди верующего народа. Сведения о поступках Распутина получала от непосредственных свидетелей, сознавала реальность этой угрозы. Ездила по монастырям — и ничего утешительного о “старце Григории” не узнавала. Отношение Елисаветы Феодоровны к Распутину осталось бескомпромиссным.

Год 1918-й. Сначала новые власти не трогали Марфо-Мариинскую обитель, хотя иные знакомые вдруг перестали узнавать великую княгиню на московских улицах. Боялись. 24 апреля, на третий день Пасхи, Елисавету Феодоровну арестовали. 3 мая она шлет плененной императрице Александре Феодоровне — родной сестре Алисе — пасхальную посылку и последнее письмо: “Радостию друг друга обнимем”. Они резко расходились в оценках Распутина, но это — ничто по сравнению с пасхальной радостью, которую сестры переживали вместе, даже будучи разделенными тюремными стенами.

Царскую семью расстреляли в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года. В ночь на 18 июля вблизи уральского Алапаевска великую княгиню Елисавету Феодоровну сбросили в шахту. С нею казнили еще несколько человек и келейницу Варвару, которая пошла на мученичество добровольно, хотя ей предлагали свободу.

Почти все они после падения некоторое время оставались живы. Пели молитвы. Елисавета Феодоровна еще пыталась оказать медицинскую помощь умирающему рядом с ней великому князю Иоанну.

В сентябре колчаковские следователи извлекли тела из шахты. Пальцы правой руки великой княгини (и инокини Варвары) сложены, как для крестного знамения, на груди иконка — подарок Александра III в день присоединения Елисаветы Феодоровны к Православию.

Нетленные мощи Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары достигли Иерусалима в январе 1921 года и пребывают там поныне. Великая княгиня мечтала, чтобы ее похоронили во Святом Граде, часто повторяла слова Иоанна Златоуста: “Спасибо Богу за все”.

В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви канонизировал великую княгиню Елисавету Феодоровну и инокиню Варвару в лике преподобномучениц. Возродилась и Марфо-Мариинская обитель.

Владимир ПРИЛУЦКИЙ, кандидат медицинских наук

17 июля — память страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии

18 июля — память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное