Суеверия
Узлы
“Именины” Чехова. У героини рассказа Ольги Михайловны — тяжелые роды.
“Ольга Михайловна подняла голову и увидела Варвару, которая стояла на коленях
около комода и выдвигала нижний ящик,— пишет Чехов.— Верхние ящики были уже выдвинуты.
Кончив с комодом, Варвара поднялась и, красная от напряжения, с холодным, торжественным
лицом принялась отпирать шкатулку.
— Марья, не отопру! — сказала она шепотом.— Отопри, что ли.
Горничная Марья ковыряла ножницами в подсвечнике, чтобы вставить новую свечу;
она подошла к Варваре и помогла ей отпереть шкатулку.
— Чтоб ничего запертого не было...— шептала Варвара.— Отопри, мать моя, и этот
коробок. Барин,— обратилась она к Петру Дмитричу,— вы бы послали к отцу Михаилу,
чтоб Царские Врата отпер! Надо!”
Здесь Чехов показывает простую неграмотную женщину, у которой вера смешана с
суевериями. Действительно во время родов открывают в церкви Царские Врата — и
молятся о благополучном исходе перед престолом Божиим. Но людское воображение
добавило: все вокруг надо отпирать! Зачем?
Или шепчет старушка в ухо женщине в черном:
— Да смотри, на покойнике никаких узлов не завязывай! Все узлы развяжи!
Еще одно суеверие. Неграмотно истолковываются слова Господа: “Что свяжете на
земле, то будет связано на небесах; что развяжете на земле, то будет развязано
на небесах”. Речь идет о покаянии — о разрешении от грехов. Так при чем тут узел
на одежде или в волосах?
Перед храмом открыты ворота и узкая калитка. Люди идут со службы — и теснятся,
давятся у калитки. В ворота никто не проходит.
— Почему? — спрашиваю.
— Надо войти узкими вратами,— охотно объясняет девушка.
Ничего себе! Опять Евангелие не понято. Узкими вратами, то есть жизнью в Боге,
утеснением себя,— входят в Царствие Небесное. А при чем тут ворота?
“Суеверие” — это вера всуе, в пустое. Тогда вместо свободы, которую дает нам
Бог, люди выбирают путы. Начинают выдумывать нелепейшие правила. Соблюдают их,
а не заповеди Господни.