← Ноябрь 2004 → | ||||||
1
|
||||||
8
|
9
|
14
|
||||
15
|
21
|
|||||
22
|
28
|
|||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://sp-g.ru/
Открыта:
06-03-2004
Адрес
автора: religion.spg2004-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Семейная православная газета Дела - интересные. Гонорары - скромные
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Откровения Дела - интересные. Гонорары - скромные Лариса Октябристовна Павлова - член Московской городской коллегии адвокатов. Она входит в правление некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет». - Лариса Октябристовна, на моей памяти всегда существовали стереотипы по отношению к профессии адвоката. В советское время многие на полном серьезе говорили, что в социалистическом государстве настолько совершенные законы, что защитник не нужен. Сегодня некоторые полагают, что задача адвоката - любыми средствами, даже если требуется погрешить против истины, «отработать» свои гонорары. Проще говоря, они считают эту профессию беспринципной. - Нет плохой работы. Есть люди, выполняющие работу. И все зависит от их отношения к своему делу. Неверно считать адвоката борцом за истину или справедливость. C помощью юридических знаний он защищает конкретного человека от преследования со стороны уголовного закона или представляет его интересы в гражданском, трудовом, личном деле. Как актеры, мы можем выбирать, нравится ли нам предлагаемая роль. От некоторых дел я или мои коллеги отказываемся. Но если у подсудимого нет защитника, а ему по закону он полагается, то грозит смертная казнь, то защитника назначает суд или следствие. От такого дела адвокат отказаться не вправе. Некоторых интересуют только деньги. Такие адвокаты берутся за любые дела, если они хорошо оплачиваются. И действительно могут использовать профессиональные знания для того, чтобы «развалить» дело. Но это вопрос личной совести каждого. - Вам приходилось защищать убийц? - Да, но нечасто. Запомнилось одно дело десятилетней давности. Как раз по назначению суда я защищала человека, который был главным в банде, совершившей несколько убийств. Обвиняемые в суде бежали из-под стражи, находились в розыске, так что занималась я этим делом долго. И была уверена: во многом из того, в чем обвиняли моего подзащитного, он не виноват. Суд приговорил этого человека к смертной казни. Кстати, прокурором на процессе была Галина Крылова, известная сегодня как адвокат «Свидетелей Иеговы». Именно она требовала смертной казни для моего подзащитного. С правовой точки зрения этот приговор был необоснованным. Фактически это была сделка с прокуратурой. После побега из Мосгорсуда один из подсудимых сам вернулся в тюрьму (его даже не пускали туда три часа!) и стал давать показания на своих подельников. Смертная казнь была как бы наказанием за него. Но мой подзащитный не имел никакого отношения к организации побега. Он признался мне, что четыре месяца, проведенные в бегах (он скрывался в горах под Фрунзе, где его и обнаружили), были самыми страшными в его жизни. Естественно, мы обжаловали приговор. Но потом мой подзащитный прислал мне письмо с просьбой отозвать кассационную жалобу. Адвокат не имеет права действовать против воли подзащитного, поэтому я, скрепя сердце, выполнила его просьбу. Слава Богу, смертная казнь была заменена на пожизненное заключение. Сейчас он отбывает наказание на севере и ведет там аскетичный, практически монашеский образ жизни. Он был одним из первых заключенных, крестившихся в Бутырской тюрьме. И вероятно, отозвал жалобу, потому что решил положиться на волю Божию. - А как вы обрели веру? - Моя бабушка по маминой линии была глубоко верующим человеком. Она меня крестила и лет до девяти водила в храм Михаила Архангела города Пятигорска. Вкус причастия я запомнила на всю жизнь. Но настолько сильна была антирелигиозная пропаганда, что никаких знаний о Боге у меня, как и у большинства людей моего поколения, не было. Единственное представление о Боге сложилось у меня из пошлого кукольного спектакля «Божественная комедия», до сих пор не снятого с репертуара. Много лет назад в книге одного священника я прочитала, что каждый человек знает день и час, когда к нему пришла вера. Насчет всех не скажу, но я точно знаю день, когда осознала, что верю в Бога. Думаю, почти у всех это связано с внутренним покаянием. Мой путь был довольно долгим. Мне всегда были интересны люди, их судьбы, мысли, переживания. Я входила в обстоятельства их жизни, посильно помогала. Наверное, именно поэтому стала адвокатом. И вот наступил период, когда мне все стало неинтересно. Несмотря на то, что много путешествовала, имела друзей, почувствовала какую-то внутреннюю неудовлетворенность. Душа искала Бога. Но я этого еще не осознавала. Потом прочитала Библию, другие религиозные книги, которые изредка попадались. Поскольку всегда любила историю, то запомнилась «История Церкви» Карташева. Стала бывать в храме Воскресения Словущего на Неждановой. Большое впечатление произвели проповеди отца Артемия Владимирова. Познакомилась с верующими людьми. Осознала, что есть мои современники, которые искренне верят в Бога. Стала исповедоваться, причащаться. Но это больше шло от стремления души и от разума, а личного общения с Богом не было. И вот в конце девяностых годов наступил день, когда я поняла, что мне не нужно никаких доказательств. Я просто верю в Бога. - Изменилась ли после этого ваша профессиональная деятельность? - Трудно сказать. Я по-прежнему веду гражданские, уголовные и жилищные дела. Два года веду юридические дела некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья “Родительский комитет”. В этом нет ничего необычного, многие адвокаты сотрудничают с общественными организациями, обслуживают их как юристы. “Родительский комитет” - светская общественная организация, созданная по инициативе родителей и педагогов. По вопросам образования и воспитания она разделяет позиции Церкви. Именно поэтому я не только помогаю им как юрист, но и являюсь членом правления. - Видимо, именно ваше воцерковление явилось причиной этого сотрудничества? - Наверное. Хотя я вообще по натуре защитник, именно поэтому стала адвокатом. Но когда я осознала себя христианкой, то задумалась. Бог есть любовь. Как проявить любовь к человеку? Нужно чем-то ему помочь? Я - адвокат и на своем месте могу быть максимально полезной самым обездоленным в мире - детям. 4 года назад я впервые столкнулась с необходимостью защищать права ребенка и родителей и поняла: дела в сфере образования - белое пятно, неисследованное поле с точки зрения защиты прав личности. Одно из первых моих дел в этой области - по иску отца и матери к средней школе Санкт-Петербурга. Там 13-летним девочкам на уроке биологии показывали фильм, обучающий онанизму. Дело велось почти 2 года. Я была адвокатом отца, адвокатом матери выступал Юрий Новолоцкий. Был и третий адвокат на стороне родителей. Но интересы школы защищали 4 адвоката. Мы ставили вопрос о недопустимости полового воспитания без согласия родителей. В итоге выиграли дело. В решении суда отмечено: школой грубо нарушаются права родителей. В 2000 году по настоянию общественности в Петербурге была проведена прокурорская проверка деятельности образовательных учреждений. Было установлено: около восьмисот петербургских школ нарушают Закон об образовании, в частности, права родителей как участников образовательного процесса. Это выливается в нарушение конституционного права на образование. - Почему же столь актуальная проблема так мало занимает юристов? - Тут несколько причин. Эти дела очень интересны, но гонорары за них - более чем скромные. Дело, конечно, не только в деньгах. Проблема относительно новая. Раньше была единая государственная программа. В результате реформ (а они продолжаются) система образования превратилась в сферу услуг. Соответственно родители стали потребителями и вправе выбирать, подходит ли им конкретная услуга. Часто людям предлагают кота в мешке. Многие даже не представляют, по каким программам обучаются их дети. И вовсе не от равнодушия, а от излишней доверчивости. Перед тем как отдать ребенка в школу, родители обязаны прочитать ее устав, ознакомиться с программами, учебниками. Да, это требует усилий. Но если их не приложить, конфликт поколений практически неизбежен. Очень многие программы противоречат нашим традиционным ценностям. Об этом постоянно напоминает «Родительский комитет». Мало ли кто знает, что в 1995 году Министерство образования приняло программу полового воспитания под эгидой ЮНЕСКО. В ней сказано, что должна произойти интеграция элементов полового воспитания в базовые предметы: биологию, литературу, историю. Неспециалисту трудно понять, как это возможно. Тем не менее это происходит, причем с опережением возрастного развития детей, с нарушением принципа преемственности программ, подразумевающего, что знания ребенка базируются на полученных ранее знаниях. Опошлено само понятие «половое воспитание». В России на протяжении тысячи лет оно подразумевало воспитание девочки как будущей матери и мальчика как будущего мужа и отца, ответственного за семью. Сегодняшнее “половое воспитание” рассчитано на дискредитацию семьи. Воспитываются не будущие мать и отец, а «партнеры по сексу». Фактически происходит разврат детей. - Зато в светской школе практически нереально ввести религиозные предметы на факультативной основе. - Думаю, это не совсем так. Церковь отделена от государства. Это означает, что в государственной школе не обучают в обязательном порядке какой-либо религии. В Конституции сказано: у нас светское государство. Но «светское» не значит “атеистическое”. Если несколько родителей в классе хотят, чтобы их дети изучали историю Православия, православной культуры или Закон Божий, они вправе обратиться к администрации с просьбой о введении соответствующих факультативов. Тут многое зависит от директора школы. В некоторых школах такие занятия проходят. В других администрация отказывает родителям. Известен случай, когда мама и папа только одного ученика в классе возражали против факультатива, и директор использовал это как повод для отказа. Хотя в принципе оснований не было: никто не заставлял бы этого ребенка ходить на факультативное занятие. Мне известны случаи введения факультативных занятий по Закону Божиему, но это редкость. И законодательных препятствий для них нет. - Вы являлись адвокатом по иску к Издательскому дому «Бурда» о развращающей публикации в журнале «Cool girl». Недавно суд вторично отказал его удовлетворить, несмотря на то, что иск подкреплен экспертными заключениями таких авторитетных ученых, как академик В.А. Таболин, профессора Ф.В. Кондратьев и Б.С. Братусь. Как такое возможно? - Мы предполагали отказ. Основания иска необычны. До сих пор в суде к СМИ предъявлялись иски лишь о защите чести, достоинства и деловой репутации. Иск к изданию за публикацию ложной информации, наносящей вред здоровью ребенка, не имел прецедента. «Родительский комитет» и я как адвокат пытались найти правовую позицию защиты. И сегодня, я уверена, такая позиция у нас есть, а отказы районного суда и судебной коллегии Мосгорсуда юридически не обоснованы. Сейчас мы готовим материалы для обжалования в Президиум Мосгорсуда. Если нам откажут, обратимся в Верховный суд Российской Федерации. Нам важно получить мнение вышестоящих судов о том, как должны рассматриваться подобные дела, должны ли защищаться конституционные права граждан, которым наносится вред через средства массовой информации. - У вас есть единомышленники среди коллег? - Есть, и среди них, и среди сотрудников правоохранительных органов. Верующие люди прекрасно понимают положение вещей. Некоторые пытаются реально помочь детям. По просьбам родителей наш комитет неоднократно направлял материалы в органы прокуратуры о возбуждении уголовных дел против ряда СМИ. Но на сегодняшний день еще ни одного уголовного дела возбуждено не было. Хотя в соответствии с Международной конвенцией о правах ребенка государства-участники обязаны защищать детей от вредной информации, в нашем законодательстве нет реальных механизмов для этого. - Не жалеете вы, что стали адвокатом? - В юридический институт я поступила в общем-то случайно. Но дело свое полюбила. Меня приглашали работать в суд, следственные отделы прокуратуры и МВД. Я пробовала, проходила практику, но всегда возвращалась к истинному призванию. А мой сын закончил Юридическую академию и стал следователем. Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ СПГ2-04-01 Уважаемые сотрудники редакции, дорогие братья и сестры - читатели «Семейной православной газеты»! Сердечно приветствую всех вас с великим и спасительным праздником Рождества Христова. Разделяя с каждым из вас нашу общую духовную радость, которая вот уже более 2000 лет наполняет сердца верующих людей христианской любовью и Божественным светом, вновь и вновь обращаю к вам столь знакомые и ставшие такими для нас близкими слова хвалебной ангельской песни: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2.13-14). И вот опять перед нашим мысленным взором являются переполненные гостиницы Вифлеема, ясли с Божественным Младенцем, волхвы, ведомые чудесной звездой, пастухи, несущие ночную стражу у стада своего. Сколько раз мы читали это удивительное Евангельское повествование, но всякий раз именно в этот день оно звучит особенно торжественно, трепетно и вдохновенно. И воистину это так, ибо слова святого Евангелия, читаемые в дни праздников на богослужении, если мы внимательно и благоговейно вслушиваемся в них, находят ту прямую дорогу в наши души, на которой Сам Господь ждет нашего отклика на Его призыв быть своими, а не чужими Богу. И этот особый дар мы способны воспринять, ибо «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, а духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3,6). Сын Божий Сам являет нам образец такого служения, являет Своим чудесным Рождеством, пришествием в мир сей. Смиренно родившись в пещере, вдали от роскоши дворцов для того, чтобы примирить человека с Богом, чтобы свидетельствовать, что Бог есть любовь, Он приносит Себя в жертву “нас ради человек и нашего ради спасения”. Эта Любовь зажглась в Вифлеемской пещере, являла Себя в чудесах и знамениях, и во всей полноте воссияла на Голгофе. Боговоплощение - это великая тайна Божественного откровения людям. Каковы же проявления нашей любви к Нему, подтверждающие, что мы “исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя” (Иак. 1,22)? Любить Христа - это значит жить по Его заповедям, наполнять свое сердце елеем мира и целомудрия, возделывать его смирением и кротостью, удобрять постом и молитвой, дабы оно, подобно семени, посаженному в добрую почву, дало благой плод. Каким же образом сегодня в наше непростое время мы можем найти силы для возделывания доброй почвы сердец наших? Так же, как волхвы и пастухи пришли к вертепу, где находился Богомладенец Христос, так и каждый, стремящийся исполнить закон Христов, должен направить стопы свои в храм Божий, ибо он - дом Духа Святого, через Которого мы и получаем от Отца нашего Небесного благодатные дары, укрепляющие, возрождающие и направляющие нас «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на Небесах” (1 Пет.1,4). По обетованию, данному Спасителем устроенной Им Церкви, которую «не одолеют врата ада» (Мф. 16,18), благодать Святого Духа никогда не иссякнет в Таинствах Ее. Проходят годы, сменяются эпохи, но мы воочию видим зримые проявления милостей Божиих, ниспосылаемых нашей Церкви. И в нашем Отечестве они очевидны. Мы являемся свидетелями возрождения Русской Православной Церкви, что с новой силой подтверждает истинность и непреложность Промысла Божия. Вместе с тем, не следует забывать и о том, как велика роль малой домашней церкви - семьи в жизни и воспитании человека-христианина. Именно семья есть та путеводная звезда, которая подобна звезде Вифлеемской, указавшей волхвам место рождения Младенца Христа, должна приводить юные души ко Господу. Надлежит помнить, что по завету Божьему необходимо «отцам нашим возвещать детям их, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, - возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его» (1 Пет. 77.5-7). Именно в семье нужно научать своих чад вере, объяснять им необходимость и смысл церковной жизни, знакомить их со Христом. “Если мы в самом начале, с первых лет, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - напечатлеем в душе доброе правило, то после не нужно будет многих трудов, но самый навык в добродетели обратиться в закон”. Безусловно, семья есть первая ступень той лестницы, которая ведет ко Господу. Сознательно выбрав жизнь во Христе, необходимо помнить и о том, что самое действенное средство для научения детей Закону Божьему - это личный пример родителей и воспитателей. Как Сын Человеческий научал учеников Своих любви к Богу и ближним самой Своею жизнью, также обязаны и мы устроять нашу жизнь и жизнь тех, кто по произволению Божьему вверен нашему попечению. Ибо: “Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном” (Мф. 5-19). Возлюбленные о Господе братья и сестры! Еще раз от всей души поздравляю всех вас с мироспасительным праздником Рождества Христова! Пусть радость этого великого торжества вдохновит каждого из вас на всякое доброе делание на ниве Христовой! Родившийся в Вифлееме Христос Спаситель, да хранит вас на всех путях жизни вашей! Мир и благословение Божие да пребывает со всеми вами! ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ СПГ3-02-01 Святые Иоанн Лествичник - Лестницу, поскорее давай лестницу! - такими были последние слова умирающего Гоголя. - Ну поднимай же меня, пойдем, да выше, выше. Ну пойдем! - воскликнул перед смертью Пушкин. И жизнь, и уход из нее - - все-таки лестница. Можно ли научиться держать направление вверх? Да, отвечают святые отцы. И прежде всего - преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайской обители. Этот святой жил в шестом - начале седьмого века. Лествичником назван, потому что написал "Лествицу" - учебник жизни для тех, кто хочет идти только вверх - к Богу. В шестнадцать лет преподобный оказался в монастыре. Авва Мартирий стал его духовным отцом, постриг в монахи. Девятнадцать лет прожил святой со своими старцем. Однажды они пришли к великому подвижнику Иоанну Савваиту. Тот взял воды и омыл ноги молодому Иоанну. Это был знак величайшего уважения. У монахов не принято удивляться поступкам старцев. Им с духовной высоты все виднее. Но ученик Свваита не утерпел - спросил: - Отче, а почему ты омыл ноги не учителю, а ученику? И руку ему поцеловал? - Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот юный инок. Принимал же я игумена Синайского, и игумену омыл ноги. Когда авва Мартирий перешел в мир иной, Иоанн отправился в пустыню. Сорок лет прожил он в уединении. В крохотной пещере молился. И ее прозвали пещерой плача: так горько скорбел подвижник о том, что человек отпал от Бога, и молил Творца о милости. Семьдесят пять лет было преподобному, когда он стал игуменом Синайским - по просьбе монахов. В это время он и написал "Лествицу". Но настоял на этом игумен другого монастыря Раифского. Иоанн Раифский писал Иоанну Синайскому, что надо начертать "руководство для последующих неуклонно и как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до небесных врат..." Чтоб не нарушить послушания - "матерь всех добродетелей" - Иоанн Синайский приступил к работе. А в ответном послании игумену Раифскому между прочим заметил (для нас!): "Бог вознаграждает не за множество даров и трудов, а за усердие". И Бог вознаградил усердие преподобного Иоанна6 "...соорудил я лествицу восхождения. После этого пусть каждый смотрит сам, на какой ступени он находится". Всего ступеней - тридцать. Это не случайное число. В тридцать лет Господь принял Крещение и вышел на общественное служение. И каждый, кто дойдет до тридцатой ступени Иоанновой лествицы, по своему духовному состоянию приблизится к Спасителю. Соединит в себе три главные добродетели - веру, надежду, любовь. А первая, нижняя ступенька - это отречение от мира. "Вступивший на нее, не обращайся впять",- амечает преподобный. Конечно, "Лествицу" создал монах. Но не только для иноков. Вот пример из книги: "Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: "Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому? Я отвечал им: "Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, никого не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не прикасайтесь к чужому ложу и будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царства Небесного". Ну, а войти или не войти нам в Царство - зависит не от нас, а от милости Божией. Так что даже стоять у подножия лестницы и не оборачиваться назад - уже замечательно. 12 апреля и в воскресенье четвертой недели Великого поста (в этом году 14 апреля) - память преподобного Иоанна Лествичника СПГ3-02-02 Я из неверующей семьи, но сейчас я в прошлом году похоронил маму и выяснил, что мой дед был священником. Но это тщательно скрывалось, в семье об этом никто не говорил. Моя двоюродная сестра по отцу раскопала эти данные и узнала, что у него был отец священник в Пензенской области. Потом по-видимому храм был закрыт и он был просто регентом в мужском монастыре. Время было сами знаете тяжелое. В семье об этом никто не говорил. Но потом время стало другим, бабушка пешком и в Киев ходила, при церкви жила. Но потом время стало другим. Дед умер рано, отец мой юнгой был взят на флот, прошел школу сталинского периода и он был активный атеист. Я Был его надеждой, учился в университете, быстро защитился, когда я в 1980 году крестился и он об этом узнал, было очень трудно. Психфак сразу выбрали? Я его вообще практически не выбирал. Я был спортсмен, играл в сборной России, в московском Динамо, я мастер спорта по баскетболу. Тогда тоже отдавали, продавали, меняли игроков. Когда меня отдали в "Буревестник" первым защитником, тогда прендложили на выбор 2 факультета: экономический и психологический. Я выбрал психологический потому что знал, что я плохой экономист. Сейчас я, возможно, думал бы по другому. Первые 2 курса продолжал играть. И дальше бы ставили отметки, но либо учиться, либо играть. Тогда я ушел из активного спорта. Считаю, что при моем росте 180 см и так многого добился в баскетболе. Закончил психфак как клинический психолог. У меня скорее был внутренний кризис, когда я крестился. Внешне я был благополучен, делал карьеру, распределился в университет дружбы народов, был завлабораторией, благодарен этому вузу, защитил диссертацию по проблемам детской шизофрении, после крещения я ушел работать в издательский отдел в владыке Питириму (тогда еще архиепископу). 2 года работал в отделе проповедей. В день приходилось читать десятки проповедей. В тот перниод было сложно рукополагаться в Москве, и я рукоположился в Тверской области в Конаково. Поначалу, конечно, это было в 1983 году вообще не шла речь о какой-то социально-педагогической работе. Это было невозможно. Я был рад тому, что просто служу. По благословению. Честно говоря, сейчас я могу об этом говорить, я не стремился к священству, не искал, и даже не хотел. Духовник настоял. Хороший я священник или нет, рассудит Господь. Я и сейчас не уверен, что я достоин священства. Как коллеги отнеслись? Плохо. Мой телефон перестал звонить. Мне объявили негласный бойкот. Меня стали обходить стороной. Позже все восстановилось. Когда пришло время, на том же психфаке МГУ мы начали работать, вести семинары, у меня сейчас есть курс онтологической психологии в Тверском университете. Сначала он был курсом по выбору, а сейчас это основной курс на факультете и, конечно, сейчас написал вторую книгу, с ней проблемы, спонсоры выделяют деньги. "Времена и сроки" из двух частей - первая научно-психологическая, а вторая - беседы, эссе. Большая книга. Я когда крестился, был кандидатом наук. На факультете не было во время учебы мыслей, среди преподавателей не было? Решение о крещении я принял самостоятельно. Мой приятель отец Иоанн Вавилов рассказывал мне. Но он ушел, он говорил, рассказывал мне. Мы все работали на базе клиники неврозов. Я 6 лет работал. Среди преподавателей явно верующих не было. Эта тема не звучала. Проблемы возникли позже. Двух мальчиков хотели выгнать, когда выяснилось, что они верующие. Но вообще факультет дал священников. Отец Григорий Логвиненко, отец Андрей Лоргус, сейчас кстати, на базе РПУ по благословению отца Иоанна Экономцева будет открыт психфак, он будет, видимо, его возглавлять, и я думаю, это правильное решение. В 1983 году не могло идти речи о педагогической деятельности? Нет, конечно. Хотя я имел опыт педагогической работы, работал со студентами, потом на базе ЦК ВЛКСМ меня просили создать молодежный клуб. Я организовал большой детско-юношеский клуб. Собственно говоря, он был прообразом "Новой Корчевы". В 1989 году мы начали работать. всего 10 детей пришло. Я стал вести библейский кружок. Даже с осторожностью. Нас несколько раз хотели закрыть. С родителями дети приходили, и я им рассказывал о Библии, вел кружок по библейской истории. Даже в церковь они не ходили. Потом стали развиваться. Очень быстро все пошло у нас. Была организована хоровая школа. Были организованы ремесленные мастерские. Но поначалу это носило характер - это была воскресная школа, в рамках Церкви. Но скоро в 1992 году я понял, и открыто говорил об этом, меня не понимали, время расцвета воскресных школ, но я говорил, что воскресная школа как единица долго не продержится, она будет очень небольшой единицей. Так и получилось. В Москве мы еще имеем эти вещи при церквях, которые могут финансировать те или иные образовательные проекты, там есть воскресные школы, но когда не просто сами дети приводят, а родители приводят детей, часто насильно. Я говорил, что мы должны пойти другим путем. Этот путь привел нас к тому, что мы до сих пор имеем один из самых больших центров в провинциальной России - 640 детей сейчас у нас, 100 педагогов вместе с заместителями (57 основных), и это было связано с жесткой позицией моей, что нам надо было интегрироваться в государственный бюджет, становиться как я думал, и до сих пор считаю, государственным учреждением, и мы этого добились, с большим трудом мы пробились в бюджет, сначала муниципальный, а теперь у нас 2 источника финансирования основных - областной и муниципальный бюджеты. Зарплату педагоги получают через областной бюджет, а коммунальные услуги проплачивает город. Мы уже 7 лет на госбюджете. Мы стали внешкольным учреждением, как бывают клубы, секции, дворцы молодежи и школьников. Как мы юридически пытались это осмыслить и понять. Мы говорили и в министерстве образования. Непривычен был сам факт, что возглавлять будет священник, было сильнейшее противодействие. Прежде всего местное гороно и областное начальство пытались меня уничтожить, но защищался. Кстати, знаю, что Асмолов и его фигура вызывает разные нарекания - бывший замминистра, он-то мне как раз помог и отстоял меня тогда. что он прежде всего сделал, министерство тогдашнее в лице Бруднова прежде всего к сожалению ныне покойного Алексея Константиновича, тогда они пролицензировали мою программу по нравственной психологии. Я получил возможность преподавать ее в детских садах и т.д. Демагогические лозунги о многоконфессиональности? Нам повезло с людьми. В частности, тогдашний глава администрации Конаково Вилий Андреевич Тидо он был за меня, он в меня верил и своим указом открыл. Кроме того была поддержка в министерстве. А что касается юридической стороны - вопрос на мой взгляд решается очень просто. Обучение игре на фортепиано, керамическому делу, дзюдо и самбо, хоровому пению - разве это имеет отношение к конфессии или идеологии. Не имеет. В этом смысле эту часть образования и обучения должно финансировать государство, что оно и делает. А вот когда эти же дети по воскресным дням приходят к нам на литургию, тогда мы говорим, что если например в церкви в это время горит свет, за это должна платить Церковь - она отделена от государства. У нас светский характер государственного образования. Вот. Дети приходят в храм по собственному желанию и желанию родителей. У нас есть примеры, когда обучаются дети в нашем центре и не хотят ходить в церковь. Они хотят у нас учиться, я таким детям разрешаю у нас учиться. Есть дети мусульмане, их мало, пожалуйста, пускай учатся. Ну а хоровикам сам Бог велел ходить в храм, и они всегда быстро воцерковляются. Здесь мы всегда имеем хорошую базу для воцерковления. Еще у нас есть большая международная работа. Мы центр Юнеско, у нас есть такой статус - школа Юнеско. Мы назвали "Новая Корчева" - город Корчева был затоплен рядом с городом Конаково в 1937 году во время строиельства Иваньковского водохранилища и канала имени Москвы. Название предложил мой друг профессор Андрей Борисович Зубов, так это утвердилось и укрепилось, центру в этом году исполняется 12 лет. Сменились поколения детей. Мы пытаемся. Я преподаю в Тверском университете и многие дети нашего центра поступают туда. Был случай, когда целый хор поступил и стал хором Тверского университета - это была капелла девушек "Глория". Занимаемся активно международной работой, считаю, что дети должны видеть мир. Не надо бояться. В основу нашей работы должен быть положен не принцип гетто, а принцип открытости. Не надо бояться, что если дети узнают мир, зайдут в костел и послушают там орган, они сразу станут католиками. Наоборот, именно эта открытость утверждает детей в Православии. Это наш опыт. Поэтому мы много ездим и идея праздника, которая положена в основу нашей концепции, праздничного духа, отношения друг к другу, основная. Праздник должен быть двуединым. Он начинается в церкви, естественно, но потом он продолжается, мы со сцены не очень любим петь духовные песнопения, у нас в репертуаре народные и лирические песни. У вас приходская жизнь активная, а как в России? Все очень неровно, по-разному. У меня 4 прихода. Конаковский приход очень большой. Мне много приходится заниматься административной работой. Я и прораб, и менеджер. Без этого невозможно выжить. Сидим на бюджете. Активно помогает нам фонд Солженицына. Мы дружим с Натальей Дмитриевной. У нас есть лагерь, мы его сейчас строим. Отсутствие приходской жизни в глубинке? Пока священники не научились работать с людьми. Есть отдельные моменты, где священник почувствовал и понял, что и как он должен делать. Недавно у нас в Торжке проводились ефремовские чтения в честь преподобного Ефрема Новоторжского. Там как раз нашелся священник. Я возглавляю отдел образования и катехизации при епархии. Достаточно хорошо знаю ситуацию. Огонечки появляются. Там священник в обычном поселке хороший спокойный батюшка нашел свою стезю. Ему тоже повезло. Там в школе очень развито краеведение. Там прекрасные историки, краеведы, там великолепный директор. Не навязывая, потихонечку он стал привлекать всех к разным работам в церкви и т.д. мы сейчас там были. Многие священники рвутся в школу. А то вы там делать будете. Мы тоже пробовали. От того, что я приду в класс и буду там хорошо рассказывать о Боге, ничего не изменится. Это информационный блок, который поможет организовать сознание ребенка как христианское, но молиться он все равно не начинает. Мы тоже этого добивались. Когда священник просит деньги, это неправильно сформулированная просьба. Надо не деньги просить, а формулировать проект: я хочу пошить костюмы хору, мне надо провести праздник Масленицы, а для этого нужна сметана. Тогда может и больше дадут. Нужно не просто прийти и попросить денег. Даже если будут предлагать, надо не брать, а говорить: приезжайте к нам на приход, когда увидите этих живых детей, реально организованное мероприятие (в этом году прошел потрясающий фестиваль рождественских колядок), тогда человек будет знать, куда он дает деньги. Надо его включить в эту работу. А просто прийти в школу и провести занятия по библейской истории - хорошо, но нам надо реального воцерковления этого ребенка, его сердечности, чтобы он переживал, молился. 2 основные проблемы сегодня - кадровая и отсутствие проекта. Третья проблема - отсутствие финансовой политики Церкви. Не стыдно ли священнику гноворить о деньгах? Нет. Нам же деньги нужны не для наживы, а для организации дела. Проблемы православного образования? Пожалуйста. Если есть у кого-то средства, стабильное финансирование, могут быть такие школы. Если там хорошая атмосфера, дух открытости, любви, снисхождения, понимания немощи должен превалировать над духом палочной дисциплины. мы это проходили в 19 веке. Как можно было ставить на горох читать Псалтырь? Это и есть формирование атеиста. Как можно наказывать святыней? Чтение Псалтыри и Евангелия - праздник. Образование - московская проблема, МКАДа. Потому что епархиальная школа в Твери. Там учится 80 детей. У них долг. Я им советовал включить в учредители адмимнистрацию области. Нет, захотели независимости. Парад независимости, отделенности, приводит к тому, что школы не могут пригласить хороших специалистов. У нас есть в городе музыканты, ремесленники. Они все у нас работают. Православная педагогика - есть такое понятие? На Западе есть целая сеть протестантских и католических школ и университетов. В принципе создана индустрия христианской педагогики. У них есть свои лагеря, свое телевидение. Такая структура может быть создана при наличии средств. При отсутствии стабильной экономики она не может быть создана. Это возможно в Москве или большом городе. Большая часть населенных пунктов России не имеет возможности содержать негосударственное учреждение вообще. Например, в Тверской области очень мало негосударственных школ. Я считаю, что нам нужно более рентабельно работать со школами, пытаться войти в госучреждения. Математике и физике дети должны учиться в государственных школах. А вот что касается внешкольного образования, воспитательную часть мы должны взять в свои руки. Не забывают о профессионализме? Да, мы православные, но никто не отменял ни законов Ньютона, Достоевского, учебных программ. Наша задача не в том, чтобы спрятать ребенка от мира. Это невозможно, и не в том, чтобы подготовить монаха. Монахами не становятся, а рождаются. Сколько монахов в процентном отношении. Это очень малое количество людей. Монашество огромную роль играет и в Церкви, и в истории России вообще, я с глубоким уважением отношусь к монашеству, мы ездим и в Оптину пустынь, и в Троице-Сергиеву Лавру, но кто-то сам придет к этому. Из нашего центра есть люди, которые поступили в Оптину пустынь, в Калужскую семинарию, хотят принимать монашество. Среди них есть женщины, мужчины, девушки. Но мы готовим людей, которым предстоит жить в этом жестком, сложном, лукавом мире. Другого мира нам сегодня никто не предложил. Наша задача - не спрятать ребенка от мира, а подготовить его. Дать ему нравственную основу, с помощью которой он сможет здесь сорхранить свое духовное лицо. Мы должны его научить в этом мире, а для этого мы сами должны уметь жить с этими людьми. Для мальчиков борьба? Двор жесток. Раз ты не с нами, тебя будут бить. У нас дзюдо и самбо. Воспитание - не урок, а совместное с ребенком проживание жизни. едет автобус. Там 50 детей. Мы общаемся, делаем проект, но мы вместе живем. Старец Таврион говорил. Надо не учить, а показывать. Назидательность. Многие агитируют за многодетные семьи. А сами нередко имеют по одному. Все индивидуально. Я занимаю традиционную позицию, но есть болезни у женщин - немощь. Если воцерковленная семья - одно дело. В Конаково только одно стабильно работающее предприятие - Конаковская ГРЭС. Даже воцерковленная семья не всегда может решиться на троих детей. Нужно благоразумие. Надо войти в конкретную ситуацию каждой семьи. Мы же не котят рожаем. У вас семья не в Москве. Не поехала матушка жить в Селихово. Образование дети получили, они верующие, и все. И видимся достаточно часто. Сын 14 марта будет защищать диссертацию по Бунину. Дочка учится в университете МПС на экономическом факультете. Младший сын в 7 классе. Но я занимался воспитанием детей. Я постоянно с ними общаюсь, знаю их проблемы, помогаю им. ОТец Глеб о матушках. Мы были молоды, многого не понимали, казалось все романтичным. Не знаю, согласилась ли бы она сегодня. Духовник - отец Георгий Бреев. Да. Вы в предисловии к книге с благодарностью вспоминаете некоторых преподавателей. Ничего не надо ломать. Я благодарен тем, кто меня воспитывал в университете. И сама наука. Когда мы говорим о психологии, то есть 2 источника основных - святоотеческое наследие. Аскетика содержит 2 момента - прежде всего наука о спасении, там даются отдельные советы там, пояснения. В этом еще и содержится наука о душе. И эту науку нам надо представить современному читателю, в том числе и современным психологам, которые ничего не знают и не понимают. Второй источник - сама сегодняшняя психология. Как можно работать, не зная психологии современного человека. Мы занимаемся педагогикой. Она включает в себя педагогическую часть? Включает. Значит, можно и психологией заниматься. О преподавании психологии? Дело нужное, но сегодня нет таких специалистов. Или их очень мало. Рано писать учебники. Учебник - результат исследований. Я думаю, что если пока нет учебников, пуускай преподают светские преподаватели и даже неверующие. История психологии. Что говорил Фрейд, что такое гештальт-психология, кто такой Курт Леви. Потом надо думать о регулярном курсе общей психологии. Вот есть анатомия мозга. Она православная или нет? Она просто анатомия. Православная психология, христианская психология. Я бы сейчас свою книгу назвал христиански-ориентированная психология. Приближается пост. Это праздник? В покаянии мы находим радость. В чем проблема культа Диониса? В том, что он радовался там, где радоваться нельзя. Вспомните "Пир во время чумы". В чем проблема тех людей? в городе чума, надо плакать, помогать убирать трупы, ходить за больными. А народ говорит: нет, мы не хотим видеть этой реальносчти жизни, печали, страдания, горести, мы хотим веселиться несмотря на то, что происходит. Мы будем это игнорировать. В этом проблема дионисийства. С одной стороны он дал нам первый опыт пира, радости, образ умирающего и воскресшего бога, всенародного веселья, а другой конец дионисийства - пир во время чумы, кровь, радость странная, нечувствие к чужому горю, русская вольница, вне сдерживающего начала, вне закона. Почему у поздних греков была задача соединить Аполлона и Диониса. Во Христе снялась проблема Закона и Благодати. Во Христе мы увидели эту гармонию. Пост - это праздник. Богослужебный литургический строй Православия необычайно красив. Есть Богослужения, которые совершаются только раз в году. это стояние, это покаянный канон, литургия преждеосвященных даров. А Страстная неделя! Без Великой пятницы нет Пасхи. Кстати, об этом мы говорим. В чем обязательно должны участвовать наши хоры, когда мы говорим про Великий пост? Канон Андрея Критского, Великая пятница и пассии. У нас с литургией преждеосвященных даров не получается, к сожалению. Тогда мы и Пасху почувствуем. Везде должна быть мера в соответствии с возможностями человека. нельзя перегибать палку. Научный руководитель? Зейгарник. Вторым руководителем был Братусь. Я думаю, что я не только ее ученик как ученый, конечно, у нас разные мировоззрения, она не приняла моего крещения, переживала все это. Но она очень многое мне дала. Она была очень мудрым человеком, мужа репрессировали у ней, она сама воспитала двоих сыновей. Совсем никто из коллегн не принял вашего выбора? Из близких мне людей только философ Олег Игоревич Генисаретский из методологов школы Щедровицкого. Сейчас он не щедровитянин, а христианский философ. Он к этому относился хорошо. Но я пережил тяжелое состояние немой обструкции. СПГ3-03 Пост Сытое брюхо к ученью глухо Малоопытный прихожанин спросил однажды духовника, что можно есть в Святую Четыредесятницу? Ответ был, возможно, слегка грубоватым, но выразительным: - Тебе разрешу весь пост хоть свинину есть, но при условии: только не греши! Слово “пост” - от древнегерманского корня - вошло в ряд современных европейских языков со значением “воздержание от еды”. В Раю люди могли питаться травами, кореньями, плодами - всякой растительностью, кроме плодов от древа познания добра и зла (Быт. 1.29). Священномученик Серафим Чичагов в одной проповеди сказал, что первородный грех свершился через невоздержание, ибо Адам решил нарушить пост, воспрещающий вкушение определенного рода пищи - “запретного яблока”. Новый закон о пище дан людям от Бога после потопа: “все движущееся, что живет, будет вам в пищу... только плоти с душою ея, с кровью ея, не ешьте...” (Быт. 9. 1-4). В Библии кровь отождествляется с душевной энергией животной плоти. В зоопарках хищники довольно пассивны при обычном режиме кормления. Но они буквально звереют, когда получают парное мясо со следами крови. Запрет на потребление человеком крови (между прочим, и кровяных колбас) остался безусловным до сего дня. Мясо и другая скоромная пища - не кровь, но и такая пища имеет особую энергетику. Моисеево законодательство предусматривало специальную технику удаления остатков крови из туши убойного животного. Такое мясо называли “кошерным” - чистым. Всех живых тварей древние евреи делили на чистых и нечистых. Когда настала эпоха апостольской проповеди, было видение апостолу Петру: с неба опустилось полотно, на нем разные твари, в их числе “нечистые”. Голос свыше велел: “Встань, Петр, заколи и ешь”. Петр смутился. Тогда сказал ему Господь: “Что Бог очистил, того не почитай нечистым” (Деяния. 11.9). Петр уразумел, что Господь очистил природу твари, и теперь язычники, которых символизировали нечистые животные, могут приниматься в Церковь Христову. Тогда же произошло обращение в христианство и крещение римского сотника Корнилия со всем его семейством. В буквальном истолковании видение Петра означало, что ныне всякая пища очищена Богом. Первый Апостольский Собор разрешил новообращенным из язычников принимать любую снедь, кроме жертвенных приношений идолам и удавленины - плоти, из которой не удалена кровь. Фактически это относилось ко всем христианам, ибо во Христе нет ни иудея ни эллина. Постановление Собора отменяло (или объявляло необязательным) старое иудейское правило, предписывающее употреблять только “кошерное”. Церковный канон гласит: христианин, отказывающийся от мяса (и вина) “не ради поста, а ради гнушения”, подлежит церковному наказанию (вплотъ до отлучения). Но при этом духоносные отцы единодушно учат: тот, кто в постные дни нарочито потребляет скоромное, сильно вредит своей душе и на таковых налагается строгая епитимия. Отец Иоанн Кронштадтский писал: “Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострадальной плоти своей и против дьявола, сильных против нас особенно через наше невоздержание...” Говорят, что гастрономические ограничения во время поста - не самоцель, во всяком случае этим воздержание не исчерпывается. Нужно отказаться от развлечений, от услаждения плоти и всякой неблагопристойности. По Владимиру Далю слово “говеть” (готовиться к исповеди и Причастию, постясь и посещая церковь) в старину означало “жить”, “быть”, “благоговеть”. По понятиям наших прапрадедов онтологический смысл поста - благоговение (онтология - учение о бытии). Энергетика высококалорийной скоромной пищи в обычные, непостные дни нужна для физической и умственной работы. Но хорошо упитанное тело делает человека удобоподвижным ко греху. Биологически активные вещества скоромной пищи “возбуждают кровь”, через нее - нервную систему. Ощущение физической силы провоцирует на разные экстравагантные поступки. Психология сытости не располагает к покаянию. Либо чувство насыщения усыпит совесть, либо совесть - при определенных обстоятельствах - не позволит человеку и куска проглотить. Одно дело пировать в закрытом кабинете ресторана, иное - пир на виду у обездоленных, которым надо бы помочь, но “не получается”. Пост вынужденный или добровольный может образумить человека. Значит ли, что добровольный пост - это своеобразный сознательный прием, чтобы настроить душу на покаянный лад? Почему бы и нет? Мы просим тишины, когда молимся, читаем, слушаем. Это не искусственный прием, а создание определенных условий, располагающих ко вниманию. Игра страстей и помыслов в насыщенном теле - тот же физиологический шум, который мешает не только молиться, но даже сосредоточиться на простой умственной задаче. “Сытое брюхо к ученью глухо” - старая-старая поговорка. Однако конфликт переполнения чрева и бодрствования духа нельзя разрешить аскетизмом ради аскетизма. Митрополит Серафим Чичагов приводит слова святителя Василия Великого: “Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить”. Но когда святой угодник постится в молитвенном уединении, он преодолевает потребности плоти. Тогда происходят чудеса. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец, длительное время держал особый пост, питался сушеной травкой снытью. Одно только стояние молящегося перед образами (по физиологии это поза статического напряжения) требует огромных энергетических затрат. Травяная пища по калорийности заведомо недостаточна для поддержания обмена веществ в организме даже в полном покое и расслаблении. Но преподобный оставался бодр духом и телом. С позиций материалистической науки это совершенно необъяснимо. Разумеется, обычный, неискушенный человек не сможет постничать сверх той меры, на которую способен. Мера и норма поста определяется советами священника. Вопрос о смягчении или усугублении поста решает духовник. Монах отказывается от мирских лакомств во имя высших ценностей, ради Царствия Небесного. Во дни поста мы, обычные церковные прихожане, приближаемся к спасительному монашескому образу жизни хотя бы на время. Канон не требует, чтобы постящийся доводил себя до изнурения, особенно в случае болезни. Пост - не разгрузочная диета для толстяков. Пост - это воспитание сдержанности желаний. Чтобы научиться быть свободными от дурных наклонностей и владеть собой. Владимир ПРИЛУЦКИЙ, кандидат медицинских наук
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: religion.spg2004 |
Отписаться |
В избранное | ||