Святые
Митрополит Макарий
1 октября 1835 года в селе Шапкино Владимирской губернии в семье Андрея Парвицкого,
причетника храма Рождества Богородицы, родился сын, нареченный во Святом Крещении
Михаилом.
Воспитывали ребенка в православной вере и благочестии. Жили скудно, но верили:
Бог не оставит. Молился Миша, чтобы послал Господь ему теплую одежду. Дошла детская
мольба до Всевышнего. Спасла Мишу горячая материнская молитва, когда он погибал
на отколовшейся льдине, в другой раз - когда напали разбойники.
Выбрал Михаил Парвицкий нелегкое служение. По окончании семинарии попросился
в Алтайскую духовную миссию рядовым сотрудником. В 1861 году принял иноческий
постриг с именем Макария - в память Макария Великого. В том же году стал иеромонахом.
В семинарии Михаила почему-то прозвали “Невским”. Так и закрепилось его имя в
церковной литературе - Макарий (Невский).
Алтай был краем трудным для духовного просветительства. Коренные жители поклонялись
духам. Старообрядцы искали в горах мифическое Беловодье (у ламаистов это Шамбала).
Ссыльные “политические”, каторжане, беглые, авантюристы-золотодобытчики - удивительное
смешение рас, исповеданий, сословий и всякого люда в имперской окраине. Здесь
Православной Церкви предстояло закрыть одно из последних “белых пятен”, где Евангелие
было едва проповедано.
Миссионеры не искали спокойной жизни. Алтайцы обычно узнавали их по изношенной
одежде и дырявым сапогам. Питание миссионера - чай с хлебом, иногда с толокном.
Передвигались они верхом на лошадях, на лыжах, в лодках. Больных лечили, голодных
кормили, отдавали нищим последнее.
Алтайцы слушали проповедь, но думали о пропитании. Им рассказывали об аде и рае,
а они показывали раны телесные, просили лекарства. Макарий с кротостью и состраданием
своими руками омывал гнойные язвы, накладывал повязки, утешал скорбящих. И язычники
открывали сердца и души для Слова Божия.
Имя отца Макария знали в отдаленных уголках края. Он овладел наречием алтайским,
татарским. Перевел Священное Писание на алтайский язык.
В 1883 году возведен Макарий в сан епископа Бийского, в 1891-м стал епископом
Томским, в 1908-м - архиепископом Томским и Алтайским. 25 ноября 1912 года Именной
Высочайший указ повелевает Макарию быть митрополитом Московским и Коломенским,
священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, членом Святейшего Синода.
Теперь его знает вся Россия.
Времена менялись. Москва бурлила новыми веяниями. Еще в Сибири говорил владыка
Макарий: “Кто не собирает со Христом рассеянных овец его ... тот идет против
Христа”. Местное сибирское духовенство поддержало святителя. Многих обратили
ко Христу. А в это время Москва златоглавая, а с нею так называемая “российская
образованщина” раздиралась “свободомыслием”. Архитектурная символика - с неядами-дриадами.
Имя Христово редко встречалось в мирских книгах, чаще поминали “зевсов” и “афродит”.
Интеллигенты стеснялись крестного знамения. В моде были спириты - искатели “мистического
реализма”, теософы, толстовцы и... церковные обновленцы.
В 1905 году возник “Союз церковного обновления” (они себя еще проявят). В духовных
академиях грезили реформаторством, ругали “реакционных” монахов, церковную иерархию.
Митрополит Макарий назвал это “поворотом в христианском мире к язычеству”. Тут
же либералы объявили его реакционером . Впрочем, сказал Ф. М. Достоевский, “реакционер
- тот, кому есть, что защищать”.
Теперь Макарий обращался не к алтайским племенам, заброшенным судьбой в таежную
глухомань, а к соотечественникам, почти 1000 лет изучавшим Закон Божий. Но как
увещевать отступников, заведомо отвергающих Слово Божие, искажающих Библию до
неузнаваемости, соблазняемых “дарвинской обезьяной”? Богословский диспут в таком
случае вести не с кем. В 20-е годы ХХ века обновленцы попытаются “научно доказать”
бытие Божие. И кого они убедят?
Оставалось одно: исповедовать перед мятущимися людьми Христа Распятого. Сказать
во всеуслышание, а иным - прикровенно то, что многие поймут не сразу, а в определенное
время. Макарий призвал: “Объединимся! Опомнимся! Покаемся!” Народ русский, защити
землю, как защищали ее наши предки в старые времена.
Воскресным днем 1916 года собрал митрополит Макарий в Петербургском Иоанновом
монастыре несколько духовных лиц и военных (была также настоятельница монастыря
игумения Ангелина). Прочитал Владыка одно место из дневника отца Иоанна Кронштадтского,
в котором были описаны его видения и предсказания, касавшиеся России.
За много лет до Первой мировой войны отец Иоанн “совершенно точно занес в свой
дневник и участников войны, и ее исход”. Подобные пророчества записаны и частично
опубликованы в 1907-1908 годах. Казалось, в стране наступает затишье, но отец
Иоанн предупреждал: “Царство русское колеблется... близко к падению”. Участились
катастрофы с морскими судами (даже царскими), неурожай и голод. Это-предвестия
революции и бесчисленных жертв. Иоанн Кронштадтский предсказал “продолжительность
господства революционных идей”.
В предвидении столь грозных событий митрополит Макарий не менял своих монархических
взглядов. Февральский переворот 1917 года он воспринял как свершение воли Божией.
Новый “революционный” весьма экзальтированный обер-прокурор Синода В. Н. Львов
под надуманным предлогом “уволил на покой” митрополита Макария, угрожая престарелому
иерарху заключением в Петропавловку. Делалось это против всех канонов и правил,
без суда и разбирательства. Святитель Макарий ушел с достоинством. Он ответил
гонителям обличительным пастырским посланием. Возразить ему по существу не смогли
- аргументов не было.
Выслали владыку Макария в Николо-Угрешский монастырь. Там в 1924 году посетил
опального митрополита Патриарх Московский и всея Руси Тихон и еще несколько иерархов.
19 февраля 1926 года митрополит Макарий Невский отошел ко Господу на 91-м году
жизни. Его останки в 1957 году перенесли в Троице-Сергиеву Лавру.
Решением Архирейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 года
святитель Макарий Московский, Алтайский (Невский) причислен к лику святых.
Владимир ПРИЛУЦКИЙ
1 марта - память святителя Макария (Невского)
∙ Митрополит Макарий (Невский)
∙ Отец Иоанн Кронштадтский и игумения Ангелина
Из беседы о воспитании святителя Макария (Невского)
Сказано об Адаме при рождении Сифа: и родил он сына по образу своему и по подобию
своему. Следовательно, дети при рождении получают образ и подобие своих родителей,
то есть унаследуют от них то состояние тела и души, в котором находились родители
при зачатии; оно развивается во время чревоношения и затем закрепляется или ослабляется
воспитанием.
Постоянный опыт показывает, что от здоровых родителей рождаются большею частью
и здоровые дети, от больных - болезненные или расположенные к болезням. То же
должно сказать о душевных качествах, о талантах, равно и о психических недостатках,
которые передаются от родителей к детям и твердо сохраняются в потомстве, если
воспитание не произведет той или другой перемены. Из сказанного усмотреть можно,
сколь великая обязанность возлагается на родителей, сколь великая ответственность
за детей лежит особенно на матери, и сколько требуется от нее заботы, чтобы не
передать детям своим, еще во время чревоношения, каких-либо пороков и не закрепить
бы их воспитанием.
Помни же, христианская мать, что плод брачного союза, носимый тобою во чреве,
есть будущее чадо Божие, которое ты должна приготовить для служения Христу, сделать
его достойным членом Церкви и наследником Царствия Божия.
Будь внимательна к себе и к носимому тобою во утробе твоей! Береги здоровье тела
своего, чтобы не передать плоду твоему какой-либо болезни, а еще береги непорочность
души твоей, чтобы не передать младенцу какого-либо порока: чаще очищай и освящай
себя святыми Таинствами исповеди и причащения Тела и Крови Христовой, делай это
не из предосторожности только, чтобы не умереть без напутствия христианского
в болезни чадорождения, а с тою благою мыслью, чтобы сие таинственное освящение
сообщить и носимому тобою в себе младенцу.
Берегись рассеянности, не предавайся греховным удовольствиям, не употребляй вина
и других напитков до опьянения, а тем более - до бесчувствия, чтобы эти недуги
не перешли и на твоего ребенка; ибо замечено, например, что идиоты, как психически
больные, рождаются нередко от родителей, предающихся до безумия опьяняющим напиткам;
напротив, старайся сохранять мирное, молитвенное настроение духа, чаще бывай
в церкви, чаще помышляй о Боге, чтобы такое настроение духа сообщалось и имеющему
родиться от тебя младенцу.
В какой мере мать должна беречь себя во время чревоношения, столько же она должна
заботиться о сохранении дитяти, когда оно явится на Божий свет.
Для этого прежде всего должно озаботиться о том, чтобы освятить новорожденного
младенца Таинством святого крещения и соединяемым с ним другим Таинством - миропомазания.