Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета УСЛОВИЕ ЕДИНСТВА


Информационный Канал Subscribe.Ru

История
УСЛОВИЕ ЕДИНСТВА
В начале XIV века возникло несколько центров объединения русских земель. Но вскоре
историческая и (самое главное!) религиозная инициатива восстановления централизованного
государства перешла к Москве. В правление святого князя Даниила Александровича
Московского принесли на Боровицкий холм первый камень - и среди небольшого деревянного
города восстала белокаменная церковь. Через малое время оформилось в пределах
Московского Кромника созвездие великолепных соборов.
В 1325 году из Владимира переехал в Москву на жительство святой митрополит Петр.
И в эти годы благочестивый отрок Варфоломей - будущий Сергий Радонежский - чудесным
образом получил от старца благословение на иноческий подвиг. По свидетельству
Епифания Премудрого, в 1341 году преподобный Сергий освятил на холме Маковец
храм во имя Пресвятой Троицы - зерно будущей Лавры. Сергий положил начало русской
школы Троического богословия. Говорили в народе: “Без Троицы дом не строится”.
В 1359 году принял на Москве княжение девятилетний Дмитрий Иванович - сын Ивана
Красного. Воспитатель малолетнего князя святой митрополит Алексий - неколебимый
поборник общерусского согласия. Он всячески пресекал братоубийственную вражду,
убедил Дмитрия и его двоюродного брата Василия целовать крест на том, что будут
жить в мире. Именем великого князя вызвал владыка Алексий на третейский суд спорящих
тверских князей. На зачинщиков распрей налагал церковное запрещение, даже запрещал
богослужение в их городах.
Митрополит Алексий благословил воздвижение каменных стен Московского Кремля в
1367 году. По выражению писателя Ю. Лощица, князь Дмитрий “тем самым и будущую
Куликовскую битву выигрывал”. Крепла московская твердыня и вера в сплочение Руси
вокруг идеи созидания и бескорыстного Собора угнетенных русичей. Народ обретал
идеал глубочайшего духовного единства в Боге.
Год 1370-й. Слабеет Золотая Орда. В ней идет жестокая борьба за власть. Темник
Мамай хотел укрепить Орду с помощью “короткой и победоносной войны”. Однако военные
экспедиции татар на Русь заканчиваются неудачами. Чтобы переломить ход событий,
Мамай задумывает нанести русским страшный удар. Он потребовал от Дмитрия неслыханной
дани под угрозой фактически полного уничтожения или расчленения Руси.
В 1380 году несметное ордынское войско продвигалось к нашим южным рубежам. Тогда
великий князь Дмитрий и Владимир Андреевич - князь Серпуховской в кратчайший
срок собрали общерусское войско. Ядро его - московские полки. Но произошло то,
чего не бывало раньше. На зов Дмитрия добровольно пришли люди с дальних окраин
- дружинами, отрядами, малыми ратями от городов и сел. Пахари и ремесленники
несли самодельное оружие, немощные старцы шли с иконами, дабы молитвой поддерживать
дух народного ополчения. Во всех храмах непрерывно молились о даровании победы
и спасении Земли. Святая Русь поднялась.
Как отбить натиск превосходящих сил профессиональных степных воинов? В тот грозный
час Дмитрий искал воли Божией и двинулся из Москвы не на юг - навстречу противнику,
а на северо-восток - в Лавру к святому игумену Сергию просить благословения на
битву. Видя решимость Дмитрия, преподобный Сергий благословил князя и дал ему
в помощь двух воинов-иноков - Александра Пересвета и Романа Ослябю.
Когда же близ верховьев Дона в русском войске 6 сентября произошло некоторое
колебание, ибо силен и многочисленен был враг, прибыл к великому князю гонец
в монашеском одеянии от Сергия из Лавры с посланием: “...чтобы еси, господине,
таки пошел, а поможет ти Бог и Святая Богородица”.
Так борьба с ордынцами стала для русских войной религиозной, священной - войной
за дело Божие. Утром 21 сентября в самый день Рождества Пресвятой Богородицы
сошлись русские полки с ордынцами. Преподобный Сергий духом узнал о начале битвы,
встал на молитву. По преданию, он называл имена русских воинов, умиравших смертью
храбрых, и творил по ним панихиду.
Тогда все наши расколы и разделения плавились в жертвенном огне смертного боя.
Рождалось единство новое, скрепленное верой во Христа и кровью мучеников, искупивших
грехи предков. На Куликовом поле русские одержали не просто очень большую победу.
Был разрублен очередной узел истории, ордынское иго надломилось, ослабло. Вскоре
русские князья перестали ездить в Орду за “ярлыком”. К сожалению, после кончины
Дмитрия новый всплеск феодальных распрей потряс Русь, но народ укрепился и стоял
единой верой.
В 1395 году в южные пределы России вторглись полчища Тамерлана, пожгли город
Елец. Тогда великий князь Василий Дмитриевич, принявший престол “по отчине”,
а не по воле хана, просил митрополита московского Киприана принести в столицу
крестным ходом из Владимира прославленную чудотворную икону Божией Матери Владимирской,
ибо более всего надеялся на Бога. По пути шествия крестного хода множество людей
на коленях молили Богородицу спасти землю Русскую. И в тот час, когда москвичи
на Кучковом поле встречали чудотворный образ, Тамерлану явилось видение святых
с золотыми жезлами, а над ними Богородица в образе Величавой Жены в небесном
сиянии. Тамерлан устрашился и повернул вспять. По молитвам праведных перед образом
Владимирской Божией Матери свершилось окончательное избавление Руси от ордынской
зависимости при Иване III в 1480 году.
А вот князь Даниил Галицкий в 1254 году принял королевский титул от Римского
Папы - в противовес Орде. Скоро его династия угасла. Некогда мощная Галицко-Волынская
Русь оказалась поделенной между Польшей и Литвой. С той поры католицизм в тех
землях при каждом удобном случае усердно теснит Православие. Прав был Александр
Невский, когда отверг латинство. Русский народ подвергся разделению территориальному
и политическому. Но единство нации - веру, родную речь - хранила Русская Православная
Церковь.
Русская идея с годами меняла свой образ, но это не геополитика, зависящая от
времени. Суть русской идеи с XIV века - завет преподобного Сергия: “Взирая на
единство Пресвятой Троицы, преодолевать страх перед ненавистным разделением мира
сего”. Здесь вера, учение и подвиг русских святых, о чем много рассказывали,
писали, но тема эта неисчерпаема.
Владимир ПРИЛУЦКИЙ

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное