Взгляд
Плоды тысячелетнего раскола
(Продолжение. Начало в № 1)
В 1054 году 15 июля в правление в Константинополе Патриарха Михаила Керуллария
легаты Папы Римского вошли в Софийский собор и положили на главный алтарь отлучительную
грамоту (буллу). В грамоте говорилось: “Что касается Михаила, незаконно называемого
патриархом, и поборников его глупости, то рассеиваются в нем бесчисленные плевелы
ересей”.
Список мнимых ересей византийских иерархов оказался непомерно длинным, хватило
бы на всех вероотступников, в те времена известных. Но это “обвинительное заключение”
осталось голословным, ибо “чин богослужения в греко-восточной церкви определен
был еще в предшествующие века” и никак не отклонялся от решений семи Великих
Вселенских Соборов, которые утверждались в том числе посланцами Рима. В XI веке
нововведения и отступления от древнего чина богослужения накопились во множестве
в Западной (латинской) Церкви, а в Церквях Восточных такого не было.
С IX века католики начали вводить латинскую обрядность и догматику в православных
приходах Южной Италии. В 1053 году болгарский архиепископ Лев написал обличительное
послание против латинства. Римский Папа Лев IX ответил: “апостольскую (Римскую)
кафедру никто из смертных не может судить”.
Католики считают, что епископскую кафедру в Риме основал сам апостол Петр. Но
можно ли представить, чтобы святой Петр ответил в таком же резком, не допускающем
возражений тоне апостолу Павлу, когда Павел упрекал Петра за непоследовательное
поведение в Антиохии (Послание. Гал........ 2.11-14). Принципиальное равенство
Римского и Константинопольского Патриархатов подтверждено 28-м правилом IV Вселенского
Собора (451 год).
В каноническом тексте Символа веры, принятом II Вселенским Собором в 381 году,
присутствует утверждение об исхождении Духа Святого от Отца. С 589 года в западных
церквах самовольно начали добавлять к Символу, что Дух Святый исходит “и от Сына”.
Это католическое нововведение очень серьезно влияет на догматическое учение о
Святой Троице. Но в 1054 году римские послы в Константинополе обвинили православных
в том, будто они “изгладили” это выражение из Символа, хотя, повторяем, изначально
его там не было. Римские легаты проявили элементарную историческую безграмотность
и ложно обвинили греков в духоборстве.
По церковным правилам всякая анафема должна содержать “отлучительную формулу”
(точную формулировку, за что отлучают). Такую формулу римские легаты предъявили
патриарху Михаилу устно. Вот ее текст: “кто будет противиться Римскому Первосвященнику,
да будет отлучен и погибнет в пришествие Господне”. Таким образом латиняне сами,
в одностороннем порядке, игнорируя все решения Вселенских Соборов, провозгласили
власть Папы над Вселенской Церковью и начали без суда отлучать несогласных, приговаривать
их к вечной погибели. С церковно-юридической и даже с мирской точки зрения это
типичный самосуд.
После XI века Рим многократно предлагал восточным христианам унию. Но в тех землях,
где католики захватывали власть, проводилась насильственная латинизация. Первоначально
суть унии сводилась к тому, что униаты (бывшие православные восточного обряда)
сохраняли автономию и внешние формы богослужения - в обмен на признание власти
Римского Папы и введение в Символ веры “и от Сына”. На таких условиях в 1596
году в старинных русских землях, захваченных Речью Посполитой, при колоссальном
давлении мирских властей заключена Брестская уния.
Впоследствии области распространения Брестской унии не раз переходили из рук
в руки. Когда возвращались католики, униаты всякий раз захватывали или закрывали
православные храмы.
После Первой мировой войны Западная Украина и Белоруссия отошли к Польше. На
Холмщине - на русских православных землях с XII-XIII веков (центр - город Холм)
- католики закрывали православные церкви сотнями. По этому поводу с протестом
выступил патриарх Тихон. После Второй мировой войны атеистические власти разогнали
Брестскую унию. Но в 1991-м, с распадом СССР, униаты взяли реванш, разгромили
на Западной Украине три епархии Московского Патриархата. Отыгрались на православных.
Говорят, что униаты восстановили справедливость. Будто эта “справедливость” нарушалась
только один раз - в 1945 году.
Между тем требования Рима к условиям унии претерпели удивительную метаморфозу.
Еще в 1862 году Ватикан создал “конгрегацию пропаганды для дел восточного обряда”.
Теперь униатам даже “предписывалось” соблюдение внешних форм богослужения...
вплоть до сохранения православного Символа Веры. Осталось только одно требование:
признание верховной власти Римского первосвященника.
Таким образом, после веков религиозных войн, проклятий, заговоров латиняне дозволили
униатам то, за что прежде гнали, убивали, отлучали православных. Себе Ватикан
оставил притязание на власть, как будто можно обойти спор о догматах и таинствах,
из-за которых столетиями ломались копья.
Июнь 2001 года. Папа Иоанн-Павел II как победитель едет по разоренным московским
епархиям Западной Украины. А в это время так называемые “католики восточного
обряда” гонят православных из храмов. Украинский экзархат канонически входит
в состав Московского Патриархата, что зафиксировано в особых книгах - Диптихах,
хранящихся в Константинополе. Патриарх Московский Алексий II Римского Папу на
Украину не приглашал. Церковные каноны строго запрещают иерархам любого уровня
самовольно действовать на неподвластной им канонической территории. Значит, поездка
Иоанна-Павла II по Украине - акт демонстративный.
Папа извиняется за былые прегрешения католиков? Но что он думает о делах украинских
униатов и раскольников?
Мы не услышали заявления, что папская булла 1054 года об “отлучении” Константинополя
недействительна с момента подписания. Только с этой отправной точки раскола католического
Запада и православного Востока можно начать диалог о соединении Церквей. Но на
это гордый Рим не нашел слов.
Владимир ПРИЛУЦКИЙ, кандидат медицинских наук