Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Вопросы библеистики". Ресурс для самообразования


Информационный Канал Subscribe.Ru


"Вопросы библеистики"

ресурс для самообразования


Епископ Кассиан (Безобразов)

Принципы православного толкования слова Божия

(Фрагмент). Русский текст, с которого был переведен доклад, читанный по-английски на второй англо-русской конференции Св. Альбана 30(17) декабря 1927.

<...> Наш спор нельзя понимать как спор науки и слепой традиции. Его истоки глубже. Он ставит вопрос о религиозных принципах толкования Слова Божия. Изложение этих принципов в Православии и составляет тему моего доклада.

Священное Писание есть Слово Божие. Оно содержит Божественное Откровение. Через него Бог говорит человеку. Его двуединую богочеловеческую сущность, присутствующую во всякой теофании, во всяком явлении Бога тварному миру, нельзя никогда упускать из внимания. Аналогией может послужить Халкидонское учение о соединении естеств во Христе — неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Посредниками Откровения являлись люди, и оно назначается для людей. Но остановиться только на человеческом, на человеческом восприятии и человеческом воспроизведении, сводить познавание теофании к исследованию чувственного опыта познающего субъекта, — значило бы погрешать против нераздельности и неразлучности являющего Себя Бога и твари, сподобляющейся явления.

Подобное понимание Священного Писания связано с православным учением о Церкви. Церкви свойственна богочеловеческая природа. Церковь стоит на грани миров. Церкви даны обетования. Таинства Церкви открывают нам двери Царства Божия. Церкви принадлежит и Священное Писание.

Отсюда — предпосылки его толкования. Православное богословие толкует Священное Писание в свете Священного Предания. Священное Предание есть голос Церкви. Православный толкователь прекрасно знает, что он не найдет в Священном Предании готовой формулы по каждому интересующему его вопросу. Православная Церковь не обладает непогрешительным авторитетом в вопросах веры. У нее нет органа, который мог бы с формальной безошибочностью решить, что есть и что не есть Священное Предание. Есть ясное, и есть неясное. Непреложное содержание Предания в значительной части закреплено в символах и вероопределениях Церкви, но не исчерпывается ими. Движение богословия — это уяснение неясного, чтение Предания. Мы научаемся внимать ему в писаниях Отцов, в церковных песнопениях, в житиях святых. Это — область исследования. Каждая отдельная мысль святого отца, каждая черта в жизни святого еще не выражает непременно Священного Предания.

В основном Священное Предание о Священном Писании уже раскрыто с достаточной ясностью.

Прежде всего, Священное Предание учит о богодухновенности Священного Писания. Богодухновенность можно понимать по-разному. Православное учение о богодухновенности связано с учением о нераздельности и неразлучности Божиего и человеческого во всяком откровении. Оно не понимает богодухновенность в смысле общеблагодатного укрепления естественных сил человека. Если священный писатель остается человеком и по-человечески стремится достичь той цели, которая ему указана Святым Духом, — то самое указание этой цели свыше предполагает и сверхъестественный дар Божественной благодати; священный писатель получает высшее ведение, исключающее возможность ошибок и искажений, происходящих от человеческой немощи, и облекает сообщаемое ему откровение в наиболее совершенную форму, какую только допускает ограниченный человеческий язык.

Учение о богодухновенности Священного Писания есть общая предпосылка его толкования в Православной Церкви. Общее свидетельство Священного Предания дополняется трояким свидетельством: о священном каноне, о тексте и о писателях отдельных книг Священного Предания. Прежде всего — понятие канона. Свидетельство Священного Писания о каноне есть уже конкретное свидетельство о богодухновенности всех книг, входящих в состав Священного Писания, и только их одних. Это свидетельство относится как к Ветхому Завету, так и к Новому, и связывает оба Завета в священном единстве Слова Божия. Последнее существенно. Православный толкователь не считает себя вправе разделять Священное Писание и, воздавая почитание Новому Завету, отказывать в нем Завету Ветхому. И для православного сознания исполнение Ветхого Завета — в Новом. Покрывало, лежащее на Ветхом Завете, снимается во Христе (2 Кор 3:14). Но в Сыне в последние дни открылся Тот же Бог, Который многчастне и многообразне древле отцам говорил во пророках (Евр 1:1). Различие исполнения и приготовления, полного откровения и откровений частичных влияет и на толкование, но общая предпосылка остается неизменной. Правило толкования текста в контексте сохраняет силу и для Священного Писания, но единство канона распространяет понятие контекста для каждого данного места Слова Божия до пределов контекста всего Священного Писания. Смысл сыновнего обращения Иисуса Христа к Богу Отцу в синоптических Евангелиях раскрывается в Евангелии от Иоанна, который учит о тайне отношений Отца и Сына. Единый контекст Священного Писания обнимает и Ветхий Завет, и Новый Завет.

Далее свидетельство Священного Предания касается текста Священного Писания. Такое закрепление текста оставляет место и для разночтений, иногда — особенно в пределах Ветхого Завета — достаточно широкое. <...> И, наконец, последнее. — Священное Предание называет имена писателей отдельных книг Священного Писания. <...>

Этим можно ограничить непреложное свидетельство Священного Предания о Писании. Дальше начинается область исследования. Его предпосылки — тоже в Предании, но только предпосылки. Свидетельство Священного Предания не касается прямо частностей толкования. Толкование не должно противоречить положительному церковному учению. <...> Но множественность смысла Священного Писания, допускающая истолкование библейского текста в догматической системе, его морально-практическое приложение, его литургическое употребление и т.д. приводят к тому, что некоторые библейские повествования понимаются православными писателями по-разному. Так, например, по поводу понятия "дня" в Быт 1 блаженный Августин говорит о невозможности понимания буквального, Афанасий Великий и некоторые другие Отцы учили о творении мгновенном, а иные разумели это слово прямо: в смысле дня астрономического. История святоотеческого толкования Священного Писания делает бесспорным наряду с толкованием Писания буквальным право его толкования аллегорического, представленного в творениях отцов александрийской церкви. <...>


Рекомендуем: Internet Zone - журнал о компьютерах, программах, Интернете. Выходит два раза в неделю. Очень удобно пользоваться, скачиваете zip-файл и читаете статьи отключившись от Сети. Много полезной информации.

Содержание последнего, 312-го, номера:

Боремся с опечатками
Как быть в том случае, если, увлекшись, мы забываем переключить раскладку клавиатуры и, набрав порядочное количество слов, видим на экране что-то маловразумительное. И тут нам на помощь спешат программы, которые помогают избежать подобных казусов, беря на себя функции исправления неверно набранного текста. О подобных утилитах мы и поговорим.

Логи в Apache
Каждому из нас хочется побыть "большим братом" и последить за своими посетителями. Это можно делать по-разному: поставить счетчик, например, HotLog, поставить особый скрипт, ну а некоторые делают это с помощью логов Apache. Да-да, вы не ослышались, Apache тоже ведет логи.

Интересные программы
Новая неделя принесла нам новые релизы программ, уже известные большому количеству пользователей. Обзором некоторых из них я сейчас и займусь.

"Reg Organizer"
Если содержать реестр в "чистоте", то ваш компьютер будет работать довольно стабильно, и появление различных сообщений об ошибках будет возникать гораздо реже. Для этого существует немало программ. Reg Organizer тоже относится к этому классу программ, и пожалуй, она не менее интересна, чем ее конкуренты.

3D-максимум
Когда в процессе работы с компьютером возникают вопросы, существует много способов найти на них ответ. Можно открыть книгу или полистать журнал (ну, разумеется, MK :-)), спросить товарища. Однако для тех, кто занят таким серьезным делом, как 3D, такой подход не всегда плодотворен. Не исключено, что и среди знакомых не найдется никого, кто был бы сведущ в интересующем вопросе.

Играем с CMOS, или Проснись и пой, компьютер мой
Но у меня лично особый восторг вызывают такие «способности» компьютера, как возможность планирования заданий и управления включением-выключением питания компа, что вкупе с детальным анализом своей деятельности, а также правильной настройкой планировщика и шедулера приближают поведение нашего железного друга к уровню «разумного», пунктуального, ничего и никогда не забывающего, верного помощника-секретаря.

Попьем чайку?
Чай — напиток скромный, не кричит на весь мир о своей крутизне, и тем не менее, все его пьют. Так и текстовый редактор Tea без особого шума, будучи выложен в начале весны на нескольких серверах бесплатного ПО, быстро стал одной из наиболее скачиваемых в рунете программ.

Краткий курс истории Internet
"С чего начинается Родина?" -- пелось в популярной некогда и очень сентиментальной песне. Интернет - пока ещё, слава Богу, ни для кого не родина, однако ещё чуть-чуть, каких-нибудь лет 50-100, и в киберпространстве люди будут рождаться, взрослеть и умирать от какого-нибудь сбоя в системе жизнедеятельности.

Лед и пламя. Окончание
Для транзитных пакетов, проверяемых по цепочке forward, предписывается тот интерфейс, через который они будут отправлены. При проверке по пользовательской цепочке интерфейс определяется в зависимости от того, из какой встроенной цепочки была вызвана проверка.

Hello, Perl! Perl FAQ по-русски. Часть 5
Сегодня мы рассмотрим способы взаимодействия программы с пользователем, а именно - различные интерфейсы.

Hello, Perl! Perl FAQ по-русски. Часть 6
В этом разделе я не буду придерживаться какой-то определенной тематики, просто приведу примеры, которые, как мне кажется, должны стать ответами на ЧастоЗадаваемые в форумах по Perl вопросы. Кроме примеров скриптов я расскажу о том, какие модули Perl, сервисы или технологии могут вам понадобиться для выполнения различных задач.

Мифология компьютеризации
Люди всегда по-разному относились к техническому прогрессу. Но в целом делились на два лагеря: для одних прогресс - благо, для других же - откровенное зло. Разумеется, средства массовой информации не остаются в стороне. И пока одни издания вовсю расписывают наше светлое цифровое будущее, другие выдают страшилки, после которых малообразованные (но глубоко религиозные) люди и от калькуляторов начинают шарахаться.

Новый цифровик от Rover Computers
На сегодняшний день в продажу уже поступила фотокамера RoverShot RS2100, оснащенная 2,1-мегапиксельной матрицей. Примерно через два месяца планируется также начать продажи 3,1-мегапиксельной камеры. Но, поскольку характеристики более мощного фотоаппарата пока что неизвестны, остановимся на устройстве RS2100.

Тайна останется тайной
Проблема сохранности информации, хранящейся на жестких дисках ноутбуков, уже долгое время не дает покоя, как пользователям, так и разработчикам. И если первые пытаются нигде не оставлять свои портативные компьютеры без присмотра, то вторые предлагают приобретать устройства с уже встроенными средствами безопасности – как, например, дактилоскопическими сенсорами.

Несколько слов в защиту Windows
Прежде чем прибить меня к позорному столбу, облить смолой и поджечь, позвольте все же молвить слово доброе об операционной системе Windows. Знаю я, что даром мне это не пройдет, аукнется еще не однажды, но все же. Нельзя же вот всегда и во всем винить Windows, а вернее, Microsoft и Билла Гейтса иже с ним.



Обсудить публикуемые в рассылке статьи, иные темы, запросить дополнительные материалы Вы можете в специальной email-конференции "Вопросы библеистики", ресурс для самообразования. Для подписки отправьте пустое письмо в адрес sbible-subscribe@yahoogroups.com и подтвердите (Reply) пришедший запрос.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное