Страдание святых мучеников Кирика и Иулитты (ок. 305). Святой равноапостольный великий князь Владимир (1015). Мученик Авудим Тенедосский (IV). В 1240 г. Великий Князь Александр Невский победил шведских рыцарей на берегу реки Невы. За победу в этой знаменитой битве, Великий Князь Александр Ярославич получил название Невского. В 1410 г. произошла битва при Грюнвальде - решающее сражение "Великой войны" (1409-1411 гг.), когда польско-литовско-русские войска (в их рядах были также татарские, чешские, венгерские, валашские и др. отряды) разгромили армию Тевтонского ордена. В 1750 г. умер русский историк Василий Николаевич Татищев, автор "Истории Российской с древнейших времен" (род. 19 апреля 1686 г.). В 1841 г. в Пятигорске убит на дуэли поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (род. 3 октября 1814 г.). В 1873 г. умер русский поэт, дипломат, мыслитель Федор Иванович Тютчев (род. 23 ноября 1803 г.). В 1888 г. в Киеве на праздновании 900-летия Крещения Руси состоялось открытие памятника св
В 1240 г. Великий Князь Александр Невский победил шведских рыцарей на берегу реки Невы. За победу в этой знаменитой битве, Великий Князь Александр Ярославич получил название Невского
В 1410 г. произошла битва при Грюнвальде – решающее сражение "Великой войны" (1409-1411 гг.), когда польско-литовско-русские войска (в их рядах были также татарские, чешские, венгерские, валашские и др. отряды) разгромили армию Тевтонского ордена
В 1750 г. умер
русский историк Василий Николаевич Татищев, автор "Истории Российской с древнейших времен" (род. 19 апреля 1686 г.)
В 1841 г. в Пятигорске убит на дуэли поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (род. 3 октября 1814 г.)
В 1873 г. умер русский поэт, дипломат, мыслитель Федор Иванович Тютчев (род. 23 ноября 1803 г.)
В 1888 г. в Киеве на праздновании 900-летия Крещения Руси состоялось открытие памятника св. равноап
остольному Князю Владимиру
Завтра, Воскресение, 29 Июля 2012 года (16 Июля 2012 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1648 г. Царь Алексей Михайлович (род. в 1629 г., правил 1645-1676) вместе с духовенством, боярами и думными людьми, постановил в порядок законодательство (Уложение из 25 глав было принятно земским собором в октябре 1648 г.)
В 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский) выпустил Декларацию о лояльности к советской власти
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святых мучеников Кирика и Иулитты
Страница 1
Страдание святых мучеников Кирика и Иулитты
В городе Иконии страны Ликаонской жила
одна молодая женщина, благородного происхождения, из рода бывших ранее римских
царей, по имени Иулитта, верой христианка; не долгое время поживши в законном
супружестве1, она овдовела, родивши
мальчика. Она крестила младенца и дала ему имя Кирика. В это время нечестивый
Диоклитиан2, держа скипетр римского
царства, воздвиг сильное гонение на христиан во всех подвластных ему странах;
комит Дометиан был поставлен Диоклитианом начальником Ликаонской страны; он был
муж суровый и бесчеловечный, зверонравный, радующийся пролитию христианской
крови. Пришедши в Иконию, Дометиан начал яростно мучить верующих во Христа и
усердно отыскивать тайно держащихся христианства. Верная раба Христова Иулитта,
увидевши это и зная, что ей со своим благочестием скрыться от мучителей
невозможно, решилась бежать, ибо боялась, что она не перенесет жестоких пыток и
отвергнется от Христа. Поэтому оставила она все свои имения, которых у нее было
много, дом свой, родственников, рабов, всякую прелесть мира сего, славу и
наслаждение, ради любви Христовой, и, взявши сына своего Кирика, которому было
три года, и двух верных рабынь, ночью ушла из города Иконии и отправилась в
странствование, помня сказанное в Писании: "Не имеем здесь постоянного
града, но ищем будущего" (Евр.13:14).
Пришла она в Селевкию3, как странница и нищая, скрывая свое
благородное звание, но и здесь она нашла такое же гонение на христиан, ибо
некий Александр, принявший от царя начальство, пришел в Селевкию и без жалости
убивал всех исповедующих имя Иисуса Христа. Блаженная Иулитта, помня также
писанное: "дадите место гневу", то есть бегите от гнева4, и еще: "Когда же будут гнать вас в
одном городе, бегите в другой" (Мф.10:23), – ушла из Селевкии и
отправилась в Тарс, город Киликийский, и жила здесь между бедняками. Спустя
некоторое время тот же начальник Александр пришел и в Тарс5 мучить христиан; святая Иулитта некоторыми
была узнана и о ней доложили начальнику. Последний тотчас приказал ее привести,
а сам воссел на открытом для народа судилище. Когда воины взяли ее вместе с
сыном, обе рабыни ее убежали; они издали стали следить за ней, чтоб видеть ее
страдание и кончину. И приведена была мученица пред начальником, имея на руках
трехлетнего отрока святого Кирика. Спрошенная начальником об имени, роде и
отечестве, она смело исповедала имя Господа нашего Иисуса Христа и назвала себя
христианкой:
– Мое имя, – говорила она, –
происхождение и отечество – это небесное Царство Христа моего!
Начальник, разгневавшись, повелел
взять у нее отрока, обнажить и бить беспощадно жесткими жилами. Когда били
мученицу, дитя, смотря на это, плакало и вырывалось из рук держащих его, чтоб пойти
к матери. Начальник, видя красоту дитяти, приказал принести его к себе, затем,
взявши его, посадил на своих коленах и стал утешать, чтобы оно не плакало,
гладил его по голове, целовал его и говорил ему всякие ласковые слова, но дитя
упиралось, вырывалось из рук, отворачивало голову от начальника, не даваясь ни
гладить ни целовать себя скверными устами; ребенок всё смотрел на мать, которую
били, плакал и кричал:
– Я христианин! пусти меня к
матери!
Отрываясь руками от начальника,
он ногтями царапал лицо его. Тогда начальник пришел в ярость, бросил дитя на
пол и ногой толкнул его в бок, сбросивши вниз с высокого седалища; дитя,
ниспадая по каменным ступеням и ударяясь головой об острые углы, всё то место
покрыло своей кровью и отдало свою святую и непорочную душу в руки Божии. Так
увенчался мученичеством святой отрок Кирик.
Мать же его блаженная Иулитта,
жестоко и долго мучимая, страдая как бы в чужом теле и как столп бездушный
ничего не чувствуя, ничего другого не говорила, кроме сих слов:
– Я христианка и не принесу
жертвы бесам!
Когда перестали бить ее и подняли
с земли, она увидела пред судилищем свое любимое дитя окровавленное и мертвое;
исполнившись радости, Иулитта сказала:
– Благодарю Тебя, Господи, что ты
сподобил сына моего такой благодати, что он прежде меня мученически скончался
за имя Твое святое и принял неувядаемый венец в славе Твоей.
После этого начальник повелел ее
повесить и железными зубьями строгать тело ее, а потом, взяв кипящую в котле
смолу приказал поливать ее на раны. Когда таким образом мучили святую Иулитту,
глашатай взывал:
– Пощади себя, Иулитта, пощади
свою юность и поклонись богам, чтоб тебе избавиться от мук и не погибнуть лютой
смертью как сын твой.
Мученица отвечала:
– Не поклонюсь бесам и их глухим
и немым идолам, – я поклоняюсь Господу моему Иисусу Христу, Единородному Сыну
Божию, Которым Отец небесный всё сотворил (Кол.1:12-16), и стараюсь придти к
сыну моему, чтоб с ним сподобиться Царства небесного.
Увидевши непреодолимое терпение и
великое мужество мученицы, начальник осудил ее на усечение мечем. Взяли ее
слуги и повели из города на то место, где убивали осужденных на смерть. Святая
шла, как бы к венцу брачному; придя к тому месту, она попросила немного времени
для молитвы, а затем преклонивши колена, молилась:
Святой равноапостольный великий князь Владимир (1015)
Страница 1
Святой равноапостольный великий князь Владимир (1015)
Святой
равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории
могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира,
крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской
Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой
равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша
(† 1001) - дочь Малка Любечанина, которого историки
отождествляют с Малом, князем Древлянским.
Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга
повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее
сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу,
взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным
умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах
военного и государственного управления.
"Вещая
дева" Малуша стала христианкой (вместе с великой
княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих
древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому
воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой.
Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей "ключницы",
пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения,
отправила Малушу на свою родину в
весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960
года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир
- владеющий миром, владеющий особым даром мира.
В
970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было
вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в
Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде -
Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь,
против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи,
"давшего великую волю христианам", и вступает 11 июня 978 года в
Киев, став "единодержцем" Киевского
государства, "покорив окрестные страны, одни - миром, а непокорных -
мечем".
Молодой
Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким
сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он "пас свою землю правдою,
мужеством и разумом", как добрый и рачительный хозяин, при необходимости
расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а
возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые
пиры.
Но
Господь готовил ему иное поприще. Где умножается грех, там, - по слову
Апостола, - преизобилует благодать. "И прииде на него посещение Вышнего, призре
на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла
мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого
Бога, сотворившего все видимое и невидимое". Дело принятия Крещения
облегчалось для него внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали
удары мятежных полководцев ВардыСклира
и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал
царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к
Владимиру.
События
развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока
провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же
года послы императора Василия были в Киеве. "И истощились богатства его
(Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем Руссов. Они были
его врагами, но он просил у них помощи, - пишет о событиях 980-х годов один из
арабских хронистов. - И царь Руссов согласился на это, и просил свойства' с
ним".
В
награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что
было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили
замуж за "варварских" государей, даже христиан. В свое время руки той
же Анны домогался для своего сына император Оттон
Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был
согласиться.
Был
заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь
императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии
получить руку царевны Анны. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Церкви
Вселенской. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию
военную подмогу. С помощью русских мятеж был
разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные
неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.