Память преподобного отца нашего Фомы Малеина (X). Страдание святых мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Житие и страдание святых преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Страдание святой мученицы Кириакии (IV). Влахернская икона Божией Матери (1654). В 1407 г. св. Великая Княгиня Евдокия Московская (супруга св. Великого Князя Димитрия Донского) скончалась на 54 году жизни. В 1770 г. генералом П.А. Румянцевым была одержана победа над турецкими войсками на р. Ларге. В 1762 г. умер Император Петр III в Ропше под Петербургом.
В 1826 г. Николай Александрович Мотовилов (1809-1879) окончил Казанский университет со званием действительного студента
В 1816 г. умер поэт, государственный деятель Гаврила Романович Державин (род. 3июля 1743 г.)
В 1906 г. издан указ о роспуске I Госдумы. Председателем совета министров был назначен П.А. Столыпин с оставлением его на посту министра внутренних дел
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память преподобного отца нашего Фомы Малеина
Страница 1
Память преподобного отца нашего Фомы Малеина
Преподобный Фома, до принятия иноческого
сана, состоял на военной службе и был известен своим богатством и своею
храбростью. Отличаясь телесною силою, он совершил не мало подвигов в сражениях,
и много раз, благодаря ему, его соплеменники одерживали победы над врагами. Но,
по любви ко Христу, Фома покинул мир и житейскую суету и принял на себя легкое
иго Христово1– иноческий чин. Он
стремился уподобиться Христу, Господу своему, обрекши себя на нищету и
воспитывая в себе смирение, для чего искал наставлений у богоугодных
подвижников, известных своею постническою жизнью и живших в разных монастырях.
Когда же, полного желая спокойствия для своих постнических подвигов, Фома решил
идти в пустыню, то ночью пред ним заблистал огненный столп на небе и сам святой
пророк Илия явился ему, чтобы показать ему дорогу в недра пустыни.
Под руководительством таких
проводников, Фома пришел в гору, носившую название Малея2, которая стала для него тем же, чем гора Кармил3 для Илии. Здесь он стал жить в одиночестве,
пребывая в общении только с Богом и сподобляясь божественных откровений и
видений.
Как прежде, живя в миру, он храбро
побеждал врагов видимых, так и теперь, по удалении от мира, обитая в пустыне,
он своею непрестанною молитвой как бы острым мечом поражал и прогонял невидимые
полчища злых духов. А так как нельзя укрыться от человеческих взоров городу,
стоящему на горе, или звезде, сияющей на тверди небесной, то и преподобный Фома
не мог скрыться от людей в пустынной горе Малее, на которой он сиял своею
святостью как блестящая звезда и озарял землю.
Когда люди узнали о подвижнике, то
он стал просветителем для помраченных смыслом и помощником для тех, кто
нуждался в его помощи, ибо он получил от Бога силу чудотворений и благодать
исцелений. Он чудесно исцелял всякие болезни, подавал слепым прозрение, хромым
возвращал способность правильно и легко ходить, а однажды, благодаря его молитве,
на безводном месте открылся источник воды. Но не только во время земной своей
жизни Фома совершал многочисленные чудеса, а и по преставлении его к Богу
чудеса совершались у честных его мощей. Люди верующие получали необычно скорое
исцеление от всяких недугов и даже от неизлечимых болезней, а также от
беснования – и по молитвам святого и по благодати Христа, Бога нашего4.
Кондак, глас 4:
Велию победу мужески показал еси,
отонудуже божественною любовию разгоревся, царя тленнаго и вся красная
преобидел еси, на горе малейстей вселение совершив: от неяже в небесная возшел
еси к царю царей, Фомо, моли непрестанно о всех нас.
_____________________________________________
1 Мф.11:30.
2 С
точностью неизвестно, где находилась гора Малея, на которой подвизался
преподобный Фома и от которой он получил свое прозвище. Одни ищут ее в
Пелопонессе, в Лаконии, где есть мыс Малея, другие разумеют здесь гору Малеон,
находившуюся на восточной стороне горы Афона; наконец, некоторые ищут эту гору
на острове Лесбосе, где также есть мыс Малея.
3 Гора
Кармил лежала в пределах колен Асирова и Манассиина; верхним или северным
концом своим она вдавалась в Средиземное море, а южным упиралась в горы
самарийские. Эта гора служила местопребыванием пророков Илии и Елисея (3Цар., 18 гл.; 4Цар.2:25; 4:25).
4 Время
жизни преподобного Фомы Малеина неизвестно с точностью. Полагают, что он жил не
позднее X века.
Страдание святых мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа
Страница 1
Страдание святых мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа
Сии святые мученики были родом из Италии и
пострадали в царствование императора Траяна1. Когда началось гонение
на христиан, они сели на корабль и прибыли в город, по имени Диррахий2.
Находясь в этом городе и видя, как святой епископ Астий3 висел,
распятый на кресте и обмазанные медом, и как шершни и мухи жалили его, они
прославили его за исповедание Христа. Поэтому узнали, что они – христиане, и
воины тотчас же схватили их. На допросе они исповедали свою веру во Христа и по
повелению анфипата4 Агриколая их посадили на корабль и потопили на
глубоком месте в море. Так и скончались святые мученики5. Тела их
выброшены были впоследствии волнами на берег и здесь же в песке были погребены.
Спустя 90 лет после сего святые мученики явились александрийскому епископу и сказали
ему: "Возьми наши тела".
Тогда епископ с почестями
похоронил тела святых и на месте их погребения построил небольшую церковь.
_______________________________________________
1 Траян царствовал в римской империи с 98 до 117 года В
99 году он возобновил закон, запрещавший тайные общества. А так как у язычников
составилось уже мнение о христианах, как о людях принадлежащих к тайному
обществу, и так как богослужебные собрания христиан происходили по ночам и
тайно, то он воздвиг на них гонение, как на нарушителей упомянутого закона.
2 Город Диррахий, иначе Эпифамн, ныне Дураццо,
находился в нынешней Албании на берегу Адриатического моря.
3 Память святого священномученика Астия празднуется 4
июня.
4 Анфипатами в римской империи назывались начальники
областей.
5 Время кончины сих святых мучеников в точности
неизвестно.
Житие и страдание святых преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха
Страница 1
Житие и страдание святых преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха
В царствование нечестивого римского
императора Диоклитиана1, в одной из
восточных областей римской империи жил один добродетельный муж, проводивший
иноческую жизнь, по имени Эпиктет. Это был пресвитер, с самой юности своей
начавший служить Христу. Он обладал даром чудотворений, какой преподан был ему
от Бога за его чистую жизнь. Он исцелял всякие болезни; возвращал зрение
слепым, излечивал прокаженных, восставлял с одра болезни расслабленных, изгонял
бесов. Из этих чудес, удостоверявших его святость, нижеследующие заслуживают
особого внимания.
Однажды, в то время, когда Епиктет
пребывал в своей келлии, стоявшей недалеко от одного селения, и упражнялся в
молитвах и благоговейных размышлениях, к нему привез один комит2 свою дочь, пятнадцатилетнюю отроковицу,
совершенно расслабленную. Желая получить исцеление для своей дочери комит
припал к ногам Епиктета и так умолял его:
– Человек Божий! сжалься надо
мною и не отталкивая меня. Ведь, и милосердный Бог, Которому ты служишь, не
отвергает никого, кто приходит к Нему3.
Вот моя единственная дочь больна уже три года и не может пошевелить ни одним
членом тела. Она едва жива, но я твердо верую, что Тот, Кто исцелил жену,
двенадцать лет страдавшую кровотечением4,
может исцелить и мою дочь. Только помолись за нас, сжалься над нами; ведь, мы
чада Церкви Христовой и просвещены святым крещением.
Тогда служитель Божий Епиктет,
помолясь усердно Богу, помазал святым елеем расслабленную отроковицу. Та тотчас
же выздоровела и встала на ноги свои, а все окружавшие ее воссылали
благодарения Богу. Преподобный же сказал комиту:
– Возлюбленный! если ты хочешь,
чтобы в доме твоем никто не болел, причащайся со всеми твоими домашними каждое
воскресенье божественных Таин Тела и Крови Христовой, надлежащим образом
предварительно очистив сердце свое.
После этого он отпустил их с
миром.
Другой раз привели к нему
бесноватого. Преподобный три дня держал его при себе, подвергая своими
молитвами беса страшным мучениям, и бес такими словами выражал свое состояние:
– О, горе! о, мучение! зачем я
терплю это? Не лучше ли было бы мне оставаться во Фригии5, в идольском капище, и принимать каждодневно
поклонения и жертвы от множества неразумных людей? Теперь же здесь мне
приходится без всякой вины терпеть мучения от одного этого человека.
Святой пресвитер в третий день
положил запрещение на беса и изгнал его из того человека.
Опять, в другое время, привели к
святому одну благородную и богатую женщину – язычницу, которая, потерявши зрение,
напрасно искала исцеления у разных врачей. Она умоляла человека Божия, чтобы он
коснулся ее ослепших очей своей десницею, так как она слышала, что его честными
руками совершались многие чудеса и подавались исцеления больным. Святой, во
внимание к ее усердным мольбам, в которых проявилась ее вера, положил на ее
глаза свою десницу, призывая имя Господа Иисуса Христа, и женщина тотчас
прозрела, воскликнув при сем:
– Слава Тебе, Бог христиан!
С этого времени она обратилась ко
Христу со всем домом своим. Но слишком много пришлось бы говорить у чудесах
сего угодника Божия, а между тем и сказанного достаточно, чтобы видеть его
святость; посему время перейти и к другим сказаниям.
Из близлежащего города пришел,
по-видимому, случайно, гуляя со слугам, к месту, где обитал преподобный, один
юноша лет 18-ти, по имени Астион. Он был сын богатого вельможи и язычник. На
самом деле Промысл Божий привел его к келлии преподобного. Он захотел узнать,
кто живет здесь, и, войдя в келлию, увидел почтенного на вид мужа, который
любезно принял его и, посадив около себя, спросил:
– Откуда ты, чадо? и кто твои
родители?
Юноша отвечал:
– Отец мой – градоначальник, а
мать – дочь сенатора Юлиана.
Я у них один и они любуются мною
как драгоценнейшею жемчужиною.
Святой же сказал ему:
– Правильно ты выразился, чадо,
что родители твои любуются тобою как драгоценнейшею жемчужиною. Да, они только
смотрят, а не имеют тебя. Ведь, блаженная душа твоя дороже всякого жемчуга, и
приятна Христу Спасителю нашему, Который, как я вижу, избрал ее себе на
служение. Послушайся же меня, возлюбленное чадо! Отвергни от себя всё, что
имеет этот видимый временный суетный мир, чтобы со всеми святыми получить в
будущей жизни невидимые вечные блага. Ведь, всё, что мы видим в мире, – это всё
проходит мимо и скоро кончается, а то, что приготовил Бог любящим Его и
служащим Ему, пребывает вечно, как вечен и Сам Бог. Золото и серебро, которое
мы можем видеть, не есть нечто истинное, а только некоторое обольщение для
людей. Я же скажу тебе, каково то истинное золото, которое стоит приобрести. В
наших христианских книгах есть такое обращение: "советую тебе купить у
Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться и белую одежду, чтобы
одеться" и чтобы не явиться бете обнаженным6.
Это чистое золото –Христос Господь наш, воспламеняющий божественной любовию
сердца людей. Если ты, чадо, захочешь иметь Его в твоем сердце, то тебе тотчас
же приготовлены будут небесные богатства, и ты оденешься в белые одежды, а эти
одежды – вера, надежда и любовь; облекшись в них как в броню, ты будешь выше не
только этого видимого мира, но победишь и диавола, которого вы почитаете за
бога, со всеми его служителями. Еще же, возлюбленный, ты должен знать и то, что
родивший тебя по плоти отец твой не есть твой истинный отец, потому что он дал
тебе только плоть тленную, скоро умирающую. Истинный же твой отец – Всесильный
Бог. Он, создав твою бессмертную душу, послал ее в тело твое, зачатое по Его же
велению. Итак, у тебя один отец – видимый, Другой же – невидимый. Видимый твой
отец – смертен, подлежит условиям времени, бедствиями и страданиям, и бессилен.
Невидимый же твой Отец – бессмертен, вечен, никаким страданиям не подлежит; Он
всемогущ и всё держит в Своих руках. Он сказал – и ты создался во утробе матери.
Он повелел – и ты вышел из утробы своей матери. По Его воле ты пришел в
юношеский возраст. И если дети должны почитать плотского своего родителя, то
тем более должны они чтить Того, Кто создал нас по образу и подобию Своему, дал
нам смысл и разум и поставил нас владычествовать над творениями рук Его. Он из
рабов сделал нас, по Своей благости, Своими сынами, братиями и друзьями.
Поэтому Его, – нашего истинного Отца, даровавшего нам столько благ, – мы должны
знать, любить, почитать и всегда Ему поклоняться. Точно также и наша истинная
мать – не та, которая рождает нас по плоти, для этого мира, но Та, Которая
рождает нас в вечную жизнь духовно. Она обручена нашему Спасителю, почитается
ангелами, украшается пророками, прославлена Апостолами, мучениками, и возносится
исповедниками, для коей Христос Господь приготовил чертог небесный. Эта святая
мать зовется людьми Церковью. Голос Ее – голос горлицы, заботящейся о птенцах
своих; уста Ее источают миро апостольского учения; очи Ее – истинная вера и
твердая надежда на Бога; с рук Ее каплет смирна благодеяний, творимых из
сострадания и любви; два Ее сосуда – два завета. Ветхий, в коем учили пророки,
и Новый, в котором проповедовали Апостолы; а чрез святое крещение Она рождает
своих чад для бессмертной жизни. Итак приди, милое чадо! Питайся от сосцов этой
истинной Матери; послушайся моего совета – пренебреги временными богатствами
твоих родителей, чтобы тебе стать наследником вечных, приготовленных для сынов
Божиих, сокровищ. Послушай, как истинный твой Отец говорит чрез меня тебе: "пойди из земли твоей, от родства твоего и
из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе" (Быт.12:1),
"в землю, где течет молоко и мед"
(Исх.3:8,17), – учениями пророков, Апостолов и святых отцов. И когда ты
исполнишь всё повелеваемое тебе, тогда тебе дано будет райское наследие,
отверзнутся тебе небесные сокровища, дана будет слава горнего Царства, увидишь
ангельские чины и лики всех святых, и будешь жить с ними как любящий и любимый
брат, будучи в то же время близок к Богу как сын.
В царствование императора Диоклитиана1 некий христианин, по имени Дорофей, и жена его,
именем Евсевия, будучи бездетными, молились Богу о том, чтобы Он даровал им
детей, причем обещали посвятить Ему свое дитя, если оно родится у них. По их
молитве в один воскресный день у них родился младенец женского пола, которому
они дали имя Кириакии2 и крестили его
святым крещением. Воспитывая дочь свою в христианском учении и добрых
наставлениях, они сохраняли ее в непорочности, чтобы, согласно своему
намерению, отдать ее на служение Богу. В это время воздвигнуто было на христиан
гонение3, и благочестивые родители с
дочерью своею были преданы императору Диоклитиану, который, произведши над ними
суд, сперва повелел в течение долгого времени бить их, и потом Дорофея и
Евсевию отослал в Митиленскую страну4 к
правителю Иусту, а Кириакию – в Никомидию5
к кесарю Максимиану6. Последний, допросил
святую и видя, что она тверда и непоколебима в вере, повелел разложить ее на
земле и долгое время без милосердия бить ее. В время этого истязания Кириакия
предавалась молитве, и это привело Максимиана в страшный гнев, но святая
мученица сказала ему:
– Не обольщайся, Максимиан!
Никогда ты не заставишь меня подчиниться твоей воле, ибо мне помогает Бог.
После сего Максимиан послал святую
Кириакию к правителю Вифинии Илариону, который, допросив ее, велел ввести ее в
идольский храм, но святая помолилась и по ее молитве произошло сильное
землетрясение, причем все идолы, бывшие в храме, попадали на землю и
рассыпались в прах, в храм ворвался вихрь и поднял этот прах на воздух, а затем
блеснула огненная молния и опалила правителю Илариону лицо, после чего он,
упавши с своего седалища, тут же умер. Тогда пришел другой князь области,
соправитель первого и, узнав обо всем случившемся, приговорил Кириакию к
сожжению огнем. По его повелению раскалена была большая сковорода, и ни нее
бросили святую. Тут она, молитвенно воздевши руки, долго молилась, и в это
время при чистом летнем небосклоне сошло с неба облако и уничтожило весь жар
огня, так что Кириакия осталась совершенно невредимой. После этого правитель
повелел привести святую Кириакию на место суда и выпустить на нее разных
зверей, но и тут она осталась невредимой, так как звери вместо того, чтобы
броситься на нее, валялись у ног ее. Видя это, многие из бывших здесь язычников
уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а святая брошена была в темницу.
Спустя несколько времени после сего правитель пришел на место суда и, сев на
свое судейское седалище, приговорил ее к смерти. Святая Кириакия попросила у
него разрешения помолиться, долго молилась и, давши наставления сопровождавшим
ее христианам, преклонилась к земле и мирно скончалась. Когда пришли воины,
чтобы исполнить над нею судебный приговор, то нашли ее уже умершею и пришли от
этого в удивление. В это время послышался с неба голос, сказавший им:
– Братия! идите и расскажите всё о
великих делах Божиих.
Воины после этого возвратились,
прославляя Бога.
___________________________________________
1
Диоклитиан управлял римской империей с 284 до 305 года.
2 Кириакия
с греческого значит Господня, Господу принадлежащая.
3 Гонение
этот началось в 303 г. Возбудил его соправитель Диоклитиана кесарь Галерий,
убедивший Диоклитиана издать общий закон против христиан. Закон предписывал
разрушать христианский храмы, сожигать книги св. Писания и лишать христиан всех
гражданских прав и должностей. Гонение при Диоклитиане отличалось во-первых
жестокостью мучений, а во-вторых обилием числа мучеников, умерщвляемых от 10 до
1000 и более зараз в один день.
4
Митиленскою страною называется здесь остров Лесбос, находящийся на Эгейском море
близ западного Мизийского берега Малой Азии и от главного города названный
впоследствии Митиленой.
5
Никомидия – столица восточной римской империи, резиденция императора
Диоклитиана, великолепный город в области Вифинии, на берегу Пропонтиды
(Мраморного моря)в северо-восточной
части Малой Азии.
6 Временем
кончины святой мученицы Кириакии, как полагают некоторые, был 303 год, а по
мнению преосвященного Филарета (Жития святых, июль стр. 60) она скончалась в
289 году; но принимая во внимание, что судьею св. Кириакии был Максимиан
Галерий и мучения ее происходили в Никомидии, скорее надо думать, что она
скончалась в 303 году, в самом начале гонения, воздвигнутого Диоклитианом.
В этот же день
преставление преподобной Евфросинии, в мире Евдокии, великой княгини
Московской, в 1407 году.
Влахернская
икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией, во времена
святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память
2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20
января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской,
там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля).
Эту святую икону
называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей.
Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610-631) обходил в 626 году стены
Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других
побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено
ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать
праздник Похвалы Пресвятой Богородице ("Суббота Акафиста").
Первоначально празднование совершалось только во Влахернском
храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен
в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем
включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.
После
падения Константинополя в 145З году, Влахернская
икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в
Москву, в дар царю Алексею Михайловичу.
Празднование
Влахернской иконе совершается еще 2 июля (в праздник Ризоположения) и в субботу Акафиста - на пятой седмице
Великого поста