Синаксарь на Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна. Мученики Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин (III-IV). Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские (XVII). В 1718 г. отец Царя Михаила Феодоровича Романова, стал Патриархом Филаретом. В 1718 г. умер царевич Алексий Петрович, сын Императора Петра I, в Петербурге накануне казни, к которой был приговорен Верховным судом. Кавалерский праздник Ордена св. Иоанна Иерусалимского.
В 1796 г. родился Государь Император Николай I Павлович в Царском Селе
В 1882 г. умер полководец Михаил Дмитриевич Скобелев (род. 17 сентября 1843 г.)
В 363 г. убит римский император Юлиан Отступник (331-363)
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Синаксарь на Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня
Страница 1
Синаксарь на Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня
Когда Незаходимое Солнце правды -
Спаситель наш восхотел воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в
чистейшую девическую утробу, в это самое время должно было совершиться от
неплодной рождение денницы Его - святого Иоанна Предтечи: ему, как
провозвестнику, надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря:
"идет за мною Сильнейший меня" (Мрк.1:7).
И вот, когда исполнилось святой
Елизавете время родить, она родила сына в старости своей, от заматоревшей
утробы, как в древнейшие времена родила Сарра Исаака. Так одно чудо предваряет
другое: прежде чем Дева рождает Христа, заматоревшая во днях своих рождает
Предтечу Христова, чтобы видевшие сверхъестественное рождение от состарившейся,
поверили и преестественному рождению от небрачной девицы и сказали себе:
"всемогущая Десница Божия, разрешившая неплодство старицы, сильна и
нетленную Деву соделать чистою Матерью". Потому-то чудесному рождению
Спасителя мира предшествует чудесное рождение Предтечи. Этому надлежало быть
для того, чтобы одним чудом приготовить мир к восприятию другого чуда: увидев
матерь, заматорелую во днях своих, люди становились более способными к
лицезрению Приснодевы, родившей Сына; сделавшись свидетелями дивного рождения
от престарелой Елисаветы, они приуготовлялись к вести о "странном"
рождении Христа от Девы. Ибо в том и другом событии, по воле Всемогущего Бога,
Коему повинуется всякое естество, "чин рождения препобедил естества
уставы"1.
Когда Елисавета родила Предтечу
Христова, то все ее сродники, соседи и знакомые, услышав об этом рождении,
радовались вместе с нею, потому что Господь соделал ей великую милость - отнял
у нее "поношение бесчадства". Так исполнились слова благовестника
Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: "жена твоя Елисавета
родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются" (Лк.1:13-14). Тогда радовались как
сродники Захарии, так и те, кто исполнен был пламенного ожидания Мессии
Избавителя. Ибо хотя они и не знали о совершившейся уже тайне воплощения Сына
Божия, однако дух их, окрыляемый под воздействием Духа Святого, - самым
событием рождения Предтечи таинственно подвигнуть был на радость, и они увидели
в этом событии как бы некоторое уверение в том, что дождутся чаемого Мессии.
В 8 день по рождении Предтечи
пришли священники и родственники Захарии в дом его для участия в обряде
обрезания младенца; при этом они хотели назвать его именем отца - Захариею. Но
мать младенца не соглашалась на то; имея мужа-пророка и родивши пророка-сына,
святая Елисавета была и сама исполнена пророческого дара и по пророческому
предведению настаивала, чтобы ее сына нарекли тем именем, которым повелел
наречь его ангел: от своего мужа она не могла слышать об этом, - ибо Захария
возвратился их храма в дом свой, имея как бы связанный язык, и не мог
рассказать своей супруге, что он видел ангела, который благовестил ему о
зачатии сына и повелел при этом наречь ему имя Иоанн. Итак, наставляемая Духом
Святым, святая матерь называет младенца Иоанном - пророчески, как она и прежде
пророчески познала пришествие к ней Матери Божией, когда говорила: "И
откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лк.1:43).
Тогда священники и родственники
стали знаками вопрошать Захарию, как бы он хотел назвать младенца. Тот испросил
дощечку и на ней написал: "Иоанн имя ему" (Лк.1:63). И тотчас же отверзлись уста
Захарии и язык его разрешился от уз немоты, и он стал говорить, прославляя
Бога. Все дивились столь многим чудесам, которых свидетелями они были, -
изумлялись и тому, что состарившаяся родила младенца, и тому, что
немотствовавший отец мыслил о имени сына одинаково с матерью, и тому, что
немой, по написании имени, стал говорить и написанное рукой произнес языком, -
как будто имя Иоанна было ключом для уст отца, которые, после написания
Захариею этого имени, отверзлись для прославления Бога. Слушая речи Захарии, все
дивились и ужасались еще более и поведали о всём виденном и слышанном во всей
горней стране иудейской, то есть в пределах священного города Хеврона2, в котором был дом Захарии.
Город этот с его пределами, еще
во дни Иисуса Навина, отделен был священническому племени Аарона. От Иерусалима
он отстоял на расстоянии 8-ми часов пути и был расположен немного дальше
Вифлеема на возвышенном месте. "Горним градом" он назывался из-за
высоких гор, на которых он был расположен; при этом пределы его носили название
"горней страны", как о том написано в Евангельском повествовании о
путешествии Пресвятой Богородицы к ее родственнице Елисавете: "Встав же
Мария во дни сии (из Назарета Галилейского), с поспешностью пошла в
нагорную страну, в город Иудин, т.е. в Хеврон, и вошла в дом Захарии, и
приветствовала Елисавету" (Лк.1:39-40).
Таким образом, здесь-то в
Хевроне, в горнем граде колена Иудова, посреди нагорной страны, и происходили
все те изумительные и чудесные события, о которых было говорено выше. И все
слышавшие об эти событиях много дивились и с недоумением думали: "что
будет младенец сей?" (Лк.1:66).
Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна.
Страница 1
Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна.
Благовременен день праздника и всеобщей
радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии,
и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали евангелиста Луку,
повествовавшего, как праведный Захария, когда по "по жребию, как
обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для
каждения, вошел в храм Божий, а все множество народа молилось вне во
время каждения. И вот ангел Господень явился ему, стоя по правую сторону
жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел
же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя
Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн" (Лк.9-13).
О, странное и таинственное чудо!
Справедливо Захария возразил ангелу. Он требовал одного утешения, и получил
другое; молился за народ, и назван был отцом сына: искал прощения грехов, и
получил обещание разрешения бесплодной утробы. Захария более желал исцеления
душ согрешивших, чем беременности Елизаветы. Справедливо Захария смутился и
устрашился и как только увидел ангела, сказал в душе своей: странен приход
этого человека, странно его обещание! Кто сей, что смело вступает в священный
храм? Кто сей, что стоит справа алтаря кадильного? Кто сей, что блестит образом
чуждого вида? Кто сей? Я не видел человека с крыльями, ни птицы в образе
человека; кто же это, что наполняет мою душу страхом? Кто се - светоносец по
устам, говорящий великое, при закрытых устах? Кто этот - наблюдатель за моею
чредою? Кто он, что препятствует моему ходатайству? Народ, вне молящийся,
ожидает меня с ответом от Царя небесного, а этот задерживает меня внутри; чрез
меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь,
чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды; итак,
перестань, кто бы ты ни был, устрашающий меня! Если ты ангел, посланный Богом,
то содействуй в моем деле, сострадай вне плачущим, сокрушайся с сокрушающимися.
Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что за польза, если Елизавета
станет кормить грудью дитя? Что за выгода, если я оставлю наследника? Отойди,
устрашитель мой, кто бы ты ни был, отойди от меня! Мы стары; миновало время
зачатия; погасла страсть брака; время охладило жар; мы оба мертвы для смешения;
юность не цвела, - как старость произрастит?
Так думал Захария. Ангел же
говорит ему, как ты сейчас слышал: не бойся, Захария, не смущайся
помыслами; я ангел света, а не тьмы; я Гавриил, один из начальников у Царя
небесного; исполняю повеление, - не по своей власти приказываю; я послан
объявить тебе, а не сделать над тобою насилие; облечен я видом, , а не в
обнаженном существе являюсь пред тобою; пославший меня щадит твою жизнь; не
бойся, я послан благовестить тебе, а не изумлять тебя; ты превзойдешь старость,
и седое бесчадство и бесплодную утробу; и кто рождает по желанию? Это дар
Божий, не изобретение человеческое; разве ты не слышал слов Господа: Я есмь
творец человека,"и образовавший дух человека внутри него"
(Зах.12:1). Не веришь, Захария?
А как был создан Адам, как Ева была сотворена, как Исаак был рожден? Авраам в
послушании не ошибся; а ты, иерей, не веришь! Неужели бессильно у Бога всякое
слово, Захария? По своей старости ты возражаешь, старец, - телесное омертвение
полагаешь сильнее Бога. Если бы ты не видел примера Авраамова, то основательно
сомневался бы; ссылаешься на помощь природы, и не веришь настоящему
божественному обещанию, но сомневаешься и споришь? О малом ты просишь, и много
получаешь. Ты молишься только об иудейском народе, а я благовествую тебе о том,
кто все племена приготовит к спасению.
Захария, услышав это, и, немного
отвратив свой взор, в ответ говорил Ангелу: что ты говоришь, Ангел? Родит жена
моя? Что же - об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того,
чтобы пред народом высказать свою плодородность? Я прошу о прещении грехов, и
ужели сверх этого пожелаю разрешения неплодства? Желаю для народа облегчения,
неужели для Елизаветы обременения? Я призываю израненные души к уврачеванию, и
неужели, чтобы иссохшие сосцы стали млекоточными? Что ты говоришь, Ангел? Жена
моя родит? И что за выгода в этом для вне молящихся? Ужели, услышав, не побьют
меня камнями, со словами, что я становлюсь главным иереем не за них и не для
общеполезного спасения, но только за себя, что не благословение, а сына я
принял? Я теперь уже не думаю о деторождении; отойди! Я этого уже не желаю; о
чем я молился, того не получил; и теперь ты мне объясняешь одно вместо другого;
неужели же от времени не прекратилась старость? Мы не можем ходить без посоха,
и как теперь нам повелевают начать свое деторождение? Старость отвергает
природу; это дело вне веры; в гроб мы глядим, и будем нанимать кормилицу? Нет,
я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я ищу спасения народа и счастья
племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и
кормления; я нисколько не думаю об этом. Как я окажусь отцом природного сына?
Старость отталкивает от себя веру; вне природы это дело; я иду с посохом, как с
конем, и ты побуждаешь меня к брачному делу, когда всё тело моё стало гробом?
Чем мне убедиться в этом, скажи мне, великий Гавриил? Скажи, чем мне убедиться
в этом? Вот мои члены трясутся, вот по старости мы оба в землю смотрим. Если бы
один был молод, а другой состарился, была бы некоторая надежда на сказанное;
теперь тело нас обоих дряхло; ничего другого мы не ожидаем, кроме серпа смерти,
как зрелые колосья во время жатвы; если ты во всём истинен, что говоришь, владыка
Гавриил, то дай наперед какое бы то ни было знамение, вручи мне залог
обещанного чуда. Чем мне убедиться в этом? Аарон не поверил бы, если бы не
расцвел жезл; Моисей не был бы удостоверен, если бы его рука не побелела;
Гедеон не понял бы, если бы не было росы на руне; Езекия не признал бы, если бы
солнце но отступило назад; чем мне убедиться в этом? Ты дай знамение, и я буду
рад, как юноша; дай знамение, чтобы Елизавета не посмеялась легкомысленно, как
Сарра; чем убедиться в этом, вестник Архангел? Откуда для меня очевидны твои
слова ко мне? Если я являюсь вторым Авраамом, если будет и для меня
свойственное Аврааму, то войди в мой дом, и я омою твои ноги, после
совершенного путешествия, и предложу тебе трапезу, исполненную тайны; Елизавета
замесит три саты муки, предизображая церковь; спрашивай тельца, чтобы тебе
одарить сыном. Чем мне убедиться в этом, о то, приносящий нам на землю
прекрасное благовестие свыше? Зачем, Ангел, преднарекаешь мне имя сына, и
исчисляешь добродетели еще не существующего? Покажи мне то, что свыше природы,
чтобы мне поверить тому, что против природы. Если небо станет шатром, и я
обновлюсь; если море изменится, и жена моя Елизавета станет матерью; если
солнце будет задержано, и иссохшие сосцы источат молоко; если луна низвергнется,
и иссохшая утроба увлажнится. Чем мне убедиться в этом, "по чему я
узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных" (Лк.1:18).
Мученики Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин (III-IV)
Страница 1
Мученики Орентий, Фарнакий,
Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин (III-IV)
Святые мученики семь братьев - Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин,
Кириак и Лонгин были
римскими воинами. В царствование Максимиана (284 -
305) на греков напали скифы. На поединок со скифским вождем Марофом,
отличавшимся необыкновенной телесной силой, повелено
было выйти святому Орентию, тоже сильному и храброму
воину. Орентий был христианин, так же как и шесть его
братьев, тоже служивших в императорских войсках. Призывая на помощь Господа,
святой Орентий победил Марофа
и таким образом остановил нашествие скифов. Император вознамерился принести за
эту победу жертву языческим божествам и пригласил принять участие и победителя
- святого Орентия. Святой отказался, объявил себя
христианином и сказал, что победил врага силой Истинного Бога Господа Иисуса
Христа. Ни обещание почестей и богатства, ни угрозы не смогли склонить святого
к отречению от Христа. Жестокий и неблагодарный император приказал сослать
святого и шестерых его братьев святых Фарнакия,. Ероса, Фирмоса,
Фирмина, Кириака и Лонгина на Кавказ. Во время пути все семь братьев
скончались. Первым умер святой Ерос 22 июня в Паремволе: за ним мученически скончался святой Орентий: его бросили в море, привязав ему камень на шею. Архангел Господень Рафаил вынес его на сушу из воды в Ризе, на
южном берегу Черного моря, где святой мученик и умер: святой Фарнакий умер 3 июля в Кордиле;
святые Фирмос и Фирмин - 7
июля в Аспаре, на восточном берегу Черного моря,
святой Кириак - в Зигании
14 июля, а святой Лонгин скончался на корабле 28
июля. Разразившейся бурей корабль был вынесен на берег в Питинде (Пицунде), где тело святого мученика погребено.
Праведные отроки Иаков и
Иоанн Менюжские были братьями по плоти, дети
благочестивых супругов Исидора и Варвары. Иаков в трехлетнем возрасте, а Иоанн - в пятилетнем были умерщвлены злодеями. Между 1682
- 1689 гг. обретены их нетленные мощи и положены под спудом в Троицкой церкви
села Менюж, на реке Менюге,
в Новгородской епархии, на месте бывшего здесь когда-то Троицкого монастыря.