Собор святого Архангела Гавриила. Память преподобного Стефана Савваита (794). Память святого Серапиона (II-III). Житие святого отца нашего Иулиана (I). Страдание святого мученика Маркиана (258). В 1645 г. день кончины Царя Михаила Феодоровича Романова.
В 1681 г. преставление Царицы Агафьи Семеновны Грушецкой, супруги Царя Феодора Алексеевича
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Собор святого Архангела Гавриила
Страница 1
Собор святого Архангела Гавриила
Благовестника нашего спасения, великого
слугу Божьего и радостного посланника к Пречистой Деве Марии (Лк.1:26), Архангела Гавриила мы
восхваляем в песнопениях, составляя ему второй раз праздничный собор. Первый
его собор празднуется на другой день после Благовещения Пресвятой Богородице,
26 марта, теперь же снова этот собор празднуется в святой церкви и снова его
чудесные по Божьему повелению явления воспоминаются и прославляются. Он Моисея,
избежавшего руки фараона, научил в пустыне книжному писанию, сообщил ему о
начале мира, создании первого человека Адама, о жизни его и по нем бывших
патриархов, о последующих временах, – о потопе и разделении языков; объяснил
ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике, геометрии и
всякой премудрости. Он пророку Даниилу объяснил чудесные видения о царях и
царствах, имеющих быть впоследствии и изображенных ему в виде разных зверей:
сообщил ему о времени освобождения людей Божиих из плена Вавилонского, а также
и о времени первого пришествия в мир Христа чрез воплощение от Пресвятой Девы (Дан., гл. 8 и 9). Он явился святой
праведной Анне, которая в своем саду скорбела о своем неплодии и со слезами
молилась Богу, и сказал ей:
– Анна, Анна! твоя молитва
услышана, воздыхания твои прошли облака, а слезы твои дошли до Бога: ты зачнешь
и родишь благословенную Дочь, о Которой благословятся все племена земные, Ею
дастся спасение миру, а получит Она имя Марии.
Также святой Гавриил явился и
праведному Иоакиму, постившемуся в пустыне, и возвестил ему тоже, что и святой
Анне, что они будут иметь дочь, от века избранную Матерью Мессии, грядущего для
спасения рода человеческого. Сей великий Архангел был приставлен от Бога
хранителем рожденной от неплодных богоотроковицы Марии и, когда Она была
введена в храм, питал Ее, ежедневно принося Ей пищу. Он же явился святому
священнику Захарии, стоящему на правой стороне алтаря кадильного, возвестил ему
разрешение от неплодства престарелой жены его Елисаветы и рождение святого
Иоанна Предтечи Господня, и, когда он не поверил, связал язык его немотой до
дня исполнения слов его (Лк.1:25).
Этот же предстатель Божий, будучи послан Богом в Назарет, явился Пресвятой
Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия осенением
и действием в Ней Духа Святого. Также явился он во сне и Иосифу, объяснивши
ему, что отроковица осталась невинной, ибо Зачатое в ней от Духа Святого (Мф.1:18-21). А когда Господь наш
родился в Вифлееме, сей Ангел Господень Гавриил явился пастырям, стерегущим
ночью стада свои, и сказал:
– Возвещаю вам великую радость,
которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,
Который есть Христос Господь.
А затем тотчас со множеством
небесных воинов воспел: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в
человеках благоволение" (Лк.2:10-14).
Полагают, что этот Ангел явился с
неба Христу Спасителю перед Его страданиями, когда Он молился в саду, ибо имя
Гавриил значит крепость Божия. Явившийся Гавриил укреплял Его, так как между
другими служениями имел и это – укрепление в подвигах, а Господь наш тогда
подвизался в усердной молитве (Лк.22:43;
Евр.5:7). Сей же ангел явился мироносицам, сидящим на камне у гроба,
возвещая им о воскресении Господнем (Мф.,
гл. 28; Мрк., гл. 16; Лк., гл. 24; Иоан., гл. 20): таким образом, будучи
благовестником зачатия и рождества Господа, он явился и благовестником Его
воскресения. Он же явился и Пресвятой Деве Богородице, горячо молившейся на
горе Елеонской, возвестил Ей приближение Ее честного успения и от земли на небо
переселения, и дал Ей светлую райскую ветвь. Святая Церковь, воспоминая его
многократные явления в Ветхом и Новом Завете и зная его постоянное ходатайство
пред Богом о роде христианском, ныне совершает ему соборное празднование, чтоб
люди Божии с усердием всегда и горячо прибегали к заступничеству и помощи этого
ходатая и благодетеля рода человеческого, и его молитвами получали оставление
грехов от Христа Господа Спасителя нашего1.
Тропарь, глас 4:
Небесных воинств архистратиже,
молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу
невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от
бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.
Кондак, глас 2:
На небесех зря Божию славу, и на
земли с высоты подая благодать, начальниче ангелов мудре Гаврииле, Божия славы
служителю, и мира божественный поборниче, спасай, соблюдай вопиющыя ти: сам
буди помощник, и никтоже на ны.
Ин кондак, глас 2:
Архистратиже Божий, служителю
божественныя славы, ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам
проси, и велию милость, яко безплотных архистратиг.
_____________________________________________
1
Настоящий праздник появился не позднее 9; поводом к его установлению послужило,
вероятно, освящение храма в Царьграде, созданного в честь Архангела Гавриила.
Преподобный отец наш Стефан родился в 725
году. Десятилетним отроком вступил он в лавру святого Саввы и до самой кончины,
последовавшей в 794 году, святой Стефан проводил жизнь или в этой обители или в
ближней пустыне, почему он и назван Савваитом. Святой Стефан совершил много
знамений и чудес, предузнав, между прочим, и свою кончину. Он не одно лицо со
Стефаном Савваитом, память которого чтится 28 октября.
Святой Серапион жил во времена царя Севера1
и был муж благочестивый и добродетельный. Взятый князем Акилой и спрошенный о
вере, Серапион исповедал себя христианином и смело прославлял Бога истинного;
поэтому и был подвергнуть разным мучениям, а затем брошен в огонь и таким
образом окончил жизнь2.
_____________________________________
1 Император 193-211 гг.
2 В месяцеслове Василия говорится, что св. Серапион,
после исповедания имени Христова, был жестоко сечен, строган по всему телу и
потом томим в темнице голодом; исцеленный Христом в темнице и потом выведенный
из нее совершенно здоровым, он привел этим всех в удивление. Кончину его
относят к 205 г., место ее неизвестно.
Святой Иулиан (признаваемый некоторыми за
Симона прокаженного, упоминаемого в Евангелии (Мф.26:6) и переменившего в
крещении имя Симона на Иулиана), был поставлен во епископа, верховным Апостолом
Петром и послан им в Галлию на проповедь слова Божия. Пришедши в Кеоманийский
город1, он стал для него первым Апостолом,
как святой Дионисий Ареопагит для Парисиан2:
ибо в один год оба они полагали в тех странах основание святой вере и устрояли
церковь Христову, трудясь апостольски в проповеди и заботясь о спасении душ
человеческих. Сначала неверным Кеноманянам новое учение, проповедуемое устами
святого Иулиана, служило для одних предметом соблазна, а других – посмеяния и
издевательств; но когда Кеноманяне увидели чудеса, совершаемые всесильным
именем Христовым, то начали понемногу верить учению. Ибо руками проповедника об
истинном Боге совершались многие чудеса: изгонялись бесы, очищались
прокаженные, отверзались очи слепым и всякие болезни исцелялись, – свое учение
о Боге святой Иулиан удостоверял чудесными делами, призывая на болящих имя
Христово и осеняя их крестным знамением. Врачуя, таким образом, тела их, он
вместе с тем исцелял и души их, проповедуя о Христе Иисусе и просвещая святым
крещением. Сначала святой жил в предместье города в одном маленьком доме, и
начали к нему сюда приходить многие: новообращенные для наставления, а
неверующие за исцелением от болезни, и здесь последние получали двойное
исцеление, становясь верующими. Место, где жил святой, было безводно, так что
приходящие к нему и остававшиеся у него терпели большую нужду в воде, которую
приносили издалека; поэтому человек Божий с находившимися у него мужами вышел
однажды в одну близлежащую рощицу, водрузил здесь в землю свой жезл и во всеуслышание
помолился Богу:
– Господи Боже наш, источивый некогда из твердого камня воду
жаждущим людям Твоим в пустыне (Числ., гл. 20), призри и на нас, рабов Твоих,
открой нам сокровище Твоего благоутробия и повели из этой сухой земли истечь
источнику живой (родниковой) воды, чтоб все предстоящие познали, что Ты
истинный Бог, в конце веков пославший в мир Сына Твоего, чтобы ввести верующих
в Тебя в истинную обетованную землю.
Когда святой окончил молитву и верующие произнесли "аминь",
тотчас из земли, где был воткнут жезл, истек источник воды, являя людям
всемогущество силы Божией и великую веру и дерзновение к Богу святого угодника.
Тогда верующие укрепились в вере, а неверные припали к ногам человека Божия и
просили крещения. Водой этого источника и крестил их святой угодник Божий; так
день ото дня росла и множилась церковь Христова. Когда святой епископ Иулиан
прославился своими чудесами, князь города того, по имени Дефенсор, пожелал
видеть его и послал пригласить его к себе с честью. Святой отправился к князю;
когда он приближался к дому его, то заметил у ворот слепого, просящего
милостыню; почувствовавши к нему жалость, он призвал имя Иисуса Христа и,
осенивши глаза его крестным знамением, возвратил ему зрение. Велика была
радость прозревшего и велико удивление присутствующих при совершении чуда, о
котором тотчас было сообщено князю. Князь же поторопился выйти навстречу
святому, желая посмотреть и прозревшего; увидевши обоих и слепца и святого, он
поклонился Божиему проповеднику, ввел его в дом и, упав ему в ноги, смиренно
стал просить, чтоб он научил его, – как получить жизнь вечную. Святитель Божий
достаточно наставил апостольскою проповедью князя и его домашних святой вере,
т.е. познанию истинного Бога, и, назначивши пост, приготовил их к крещению; а
чрез несколько дней князь со всем своим родом крестился и отдал святому свой
дом среди города для устройства в нем церкви, обеспечив самую церковь
пожертвованием соответствующих средств. По примеру князя многие из видных
граждан, приняли святую веру и крестились, сделав также значительные
пожертвования святителю Божию. Он же устроил благолепную церковь, щедро украсил
ее, и сюда стал собираться народ, научаемый им вере, просвещаемый святым
крещением и утверждаемый чудесами, ибо святой Иулиан имел от Бога такую силу
чудотворения, что даже и мертвых воскрешал.
Был в городе один знатный муж, по имени Анастасий, еще не
принявший святой веры и державшийся идолопоклонства: он имел любимого сына,
который тяжко заболел и умер. Отец, полный великой жалости и скорби по утраченном
сыне, пришел к святителю и, рыдая, взывал к нему:
– Служитель Божий Иулиан, учащий о Христе, как Боге
истинном, заклинаю тебя Христом-Богом, Которого ты проповедуешь, возврати мне
сына моего!
Святой сказал:
– Анастасий, если ты уверуешь в Проповедуемого мной, то
получишь и сына живого и сам наследуешь жизнь вечную.
Анастасий дал клятвенное обещание, говоря:
– Если получу живого сына, то уверую во Христа Бога
истинного и от идолов совершенно откажусь.
После этого святитель, сопровождаемый своим клиром, пошел с
Анастасием в дом его, где лежало мертвое тело отрока, и, увидевши многих
плачущих и с криками рыдающих, приказал им замолчать; все стали смотреть на
него, думая про себя, что он хочет делать с мертвым телом? Чудотворец же,
подошедши к одру, взял руку мертвого и, поднявши глаза к небу, со слезами
помолился, говоря:
– Господи Иисусе Хористе, воскресивший сына вдовы,
выносимого для погребения из города Наина (Лк.7:11-16), и четырехдневного, уже
разлагающегося, Лазаря словом силы Твоей воззвавший (Иоан.11:43-44), повели,
чтоб и этот отрок воскрес из мертвых, ибо когда он воскреснет телом, многие
воскреснут душей, уверовавши в Тебя. Пусть познают предстоящие, что Ты Христос,
Сын Бога Живого, совершивший спасение мира повелением Отца, Которому чрез Тебя достойно
воздаем благодарение в бесконечные веки!
Святой мученик Маркиан, еще в юношеском
возрасте, был схвачен и подвергнут мучениям в городе Иконии, а потом привели
его (в Каппадокию) к правителю Переннию. Он мужественно обличил последнего в
языческом нечестии, а Христа исповедал Богом и Владыкою. За это его стали
строгать по костям и щекам; затем мучитель, раздраженный обличительными словами
страдальца, не удовольствовался этими мучениями, а повелел еще положить его на
раскаленную сковороду, и после сего – изрезать ему язык. Когда всё это было
исполнено, и святой мученик остался твердым в вере и продолжал исповедовать
Христа, то правитель приговорил его к усечению мечем. После сего воины взяли
святого Маркиана и в то время, когда он молился и благодарил Бога, отсекли ему
голову1.
___________________________________________
1 Кончина святого мученика Маркиана последовала в
Каппадокии около 258 года.