Память преподобного отца нашего Сисоя Великого (429). Страдание святой мученицы Лукии девицы и с нею Рикса и других (301). Страдание святого мученика Коинта (ок. 283). Страдание святых мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирика, Валентина пресвитера, Астерия и многих других (269). Святые мученики Исавр диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий, Василий, Перегрин (III-IV). Преподобный Сисой, схимник Печерский (XIII). Святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская (XVI). Преподобные Василий, Тихон и Никон Соколовские (VI).
В 1407 г. св. Великая Княгиня Евдокия Московская (супруга св. Великого Князя Димитрия Донского) скончалась на 54 году жизни
В 1770 г. генералом П.А. Румянцевым была одержана победа над турецкими войсками на р. Ларге
В 1762 г. умер Император Петр III в Ропше под Петербургом
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Память преподобного отца нашего Сисоя Великого
Страница 1
Память преподобного отца нашего Сисоя Великого
Измлада возлюбив Бога, преподобный Сисой
взял на себя иго креста и с усердием последовал за Христом, подвизаясь в
пустынях египетских подвигами поста; он проводил жизнь равноангельскую, –
смирением и молитвою побеждая полчища невидимых врагов. Местом его подвигов
была пустынная гора, в которой подвизался преподобный Антоний Великий1, и сам блаженный Сисой был подражателем жития
Антониева. За свое смиренномудрие он получил такую благодать от Бога, что даже
воскрешал мертвых, как явствует из Патерика2,
где о святом Сисое сообщается следующее.
Некий мирянин отправился к авве
Сисою на Антониеву гору за благословением, взяв с собою сына, малолетнего
отрока. Случилось, что в дороге, разболевшись, сей отрок умер; но его отец не
смутился, и с верою понес мертвеца к старцу. Войдя в келлию преподобного, он
упал к ногам его, положив у ног преподобного и своего умершего сына, как будто
тот испрашивал у него благословения и молитвы. После того, как старец совершил
молитву и преподал благословение, мирянин вышел вон, оставив ребенка лежащего
мертвым у ног старца. Старец не заметил, что ребенок мертв и, предположив, что
он ждет благословения, сказал ему:
– Встань, дитя, и уходи отсюда.
И мертвец немедленно воскрес и
пошел в след за отцом.
Тогда человек тот, увидав своего
сына живым, возвратился с ним к старцу и, поклонившись, воздал ему
благодарность. Старец, уразумев, что воскресил мертвого, весьма опечалился, ибо
он не желал иметь славы чудотворца, и запретил тому человеку рассказывать о
случившемся до самой его кончины.
Сего богодухновенного отца братия
некогда спросили:
– Если брат впадет в грех,
довольно ли ему для покаяния одного года?
– Жестоко слово сие, – отвечал на
сей вопрос старец.
Тогда братия сказали:
– Итак согрешившему подобает
каяться только шесть месяцев?
– Много, – отвечал старец.
– Может быть, – снова спросили
братия, – для его покаяния достаточно сорока дней?
– Много, – снова ответил старец.
Потом он сказал:
– Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и
если человек покается всею душою, то Бог примет его покаяние в течение трех
дней.
Один брат снова спросил старца,
говоря:
– Как поступить мне, отче, так
как я впал в грех?
– Исправься, чадо, – отвечал
старец, – и спасешься.
– Но я, по исправлении, снова
пал, – отвечал брат.
– Снова исправься, – сказал
старец.
– До каких же пор, – спросил
брат, – будет продолжаться мое падение и восстание?
– Пока не наступит твой конец и
застанет тебя или в добре, или во зле; поэтому должно всегда пребывать в
исправлении, дабы в нем же и кончина застигла.
Был у сего преподобного отца
ученик Аполлос. По силе вражьего коварства в числе прочих пожеланий и искушений
у него явилось желание священнического сана. В сновидениях ему являлись бесы в
образе святителей, хиротонисавшие его во епископа. Пробудившись от сна, он
начал упрашивать старца, дабы тот приказал идти ему в город к архиерею принять
рукоположение во священника. Но старец воспрещал ему сие и, поучая его,
вразумлял не искать сана выше своего достоинства. Огорчившись постоянным
поучением и наставлением старца, Аполлос тайно бежал от него и удалился к
родственникам в Александрию, дабы при содействии последних скорее получить
пресвитерский сан.
Когда Аполлос шел по дороге,
встретился ему в образе неизмеримо высокого человека бес. Он был наг и черен, с
отвратительным лицом, с толстыми губами и железными ногтями. Имея звериное
подобие, он в то же время был похож и на мужчину и на женщину. Распространяя
смрад, бес являл пред глазами Аполлоса такое бесстыдство, что сего невозможно
даже передать на письме. Кинувшись Аполлосу не шею, бес обнимал его руками и
часто целовал. Аполлос ограждал себя крестным знамением и вырывался из рук его.
Но бес говорил ему:
– Зачем ты убегаешь от меня?
Знай, что ты мой, и люблю я тебя, ибо ты исполняешь мои желания. Я потому-то и
пришел к тебе, дабы сопровождать тебя, до тех пор, пока не доведу до конца всех
твоих желаний.
Будучи не в состоянии переносить
его смрад и бесстыдство, Аполлос возвел очи на небо и громким голосом возопил:
– Боже, молитвами отца моего
Сисоя, помоги мне и избавь меня от сей напасти!
И вот бес, отступивши от него на
небольшое расстояние, преобразился в красивую нагую женщину и сказал ему:
Страдание святой мученицы Лукии девицы и с нею Рикса и других
Страница 1
Страдание святой мученицы Лукии девицы и с нею Рикса и других
Святая мученица Лукия была родом из Сицилии1,
из страны каппадокийской2. Она взята была в плен викарием Риксом3,
который стал принуждать ее принести жертву идолам, но она не согласилась на это
и выразила решительное желание остаться рабой Христа. Викарий пришел в умиления
от ее твердости, отпустил ее и ее служанок, дал ей особое помещение и дозволил
ей в уединении предаваться молитве. Отправляясь однажды на войну, он просил ее
помолиться о нем Богу и по ее молитве возвратился с войны победителем. Спустя
20 лет после сего святая Лукия стала просить викария отпустить ее в Кампанию,
чтобы там принять мучения за Христа. Но он не пожелал отпустить ее одну и,
оставив свое царство, богатство, жену и детей, сам отправился с нею. Когда они
прибыли в Кампанию, то здесь схвачены были бывшим тогда игемоном4, и
по приказанию последнего им отсекли головы. Вместе с ними были преданы мучениям
и другие святые мученики, а именно: Антоний, Лукиан, Исидор, Дион, Диор,
Кутоний, Аронос, Папик и Сатурн5 и среди этих мучений сканчались6.
___________________________________
1 Святая мученица Лукия производится здесь из Сицилии
по смешению с другою Лукиею, память которой празднуется 13 декабря. Сказание о
первой в месяцеслове императора Василия начинается так: "Христова мученица
Лукия, отличалась от Лукии сицилийской" и проч.
2 Такой страны в Сицилии нет. Очевидно страна здесь
названа Каппадокийской вместо Кампании, которая находилась на Аппенинском
полуострове к юго-западу от Самниума, на берегах Тирренского моря, между
Лациумом и Луканией.
3 По Деяниям святых это был варварский царь Авцей. В
греческих прологах, как и в нашем славянском, он назван Риксом от латинского
слова rex царь. Думают, что нарицательное имя rex перешло в собственное Рикс.
4 Это был префект города Рима Элий Дионисий. Местом
мученической кончины святых Лукии и Рикса был город Рим, как о том говорится в
Деяниях святых.
5 В Деяниях святых поименованы следующие святые
мученики, усеченные после Лукии и Рикса: Антоний, Ириней, Феодор, Дионисий,
Аполлоний, Апомий, Проник, Котей, Орион, Папик, Сатур, Виктор и 9 не
поименованы, так что всех кроме Лукии и Рикса замучено 21, а в синаксаристе
Никодима пострадавших с Лукиею перечислено 15 лиц и имен кроме Рикса.
6 Сии святые мученики пострадали в царствование
Диоклитиана в 301 году.
Сей святой мученик родился во Фригии1
и здесь наставлен был в христианском благочестии. Пришедши затем в Неолиду2,
он раздавал бедным милостыню и исцелял одержимых нечистыми духами. Начальник
области Руф стал принуждать его принести жертву идолам, но тут же подвергся
беснованию, и святой исцелил его. За это Руф наградил его подарками и с
почестями отпустил его. Идя после сего по дороге к Пергаму3, святой
Коинт схвачен был язычниками из города Ким4, которые и подвергли его
мучениям, но в это время внезапно произошло землетрясение, от которого
идольские капища разрушились и идолы попадали на землю. Тогда мучители,
прекратив мучения, связали святого и в таком положении оставили его. Вскоре
после сего некто Клеарх, вновь назначенный правитель города, прибыв в Кимы,
приказал схватить святого Коинта и сокрушить ему голени, но святой выздоровел,
прожил после этого еще десять лет и, совершив множество чудес, отошел ко
Господу5.
___________________________________________ 1
Фригией называлась римская провинция в Малой Азии. Она граничила на севере с
Вифинией, на востоке - с Галатией и Ликаонией, на юге - с Писидией и Карией, а
на западе - с Лидией и Мизией.
2 Неолидой, правильнее Эолидой, называлась область в
Малой Азии между Иониею и Мизиею, граничившая к востоку с Лидиею.
3 Город Пергам находился близ берегов Эгейского моря на
реке Каике в северо-западной малоазиатской провинции Мизии.
4 Город Кимы расположен был на морском берегу в
северной части малоазийской провинции Лидии.
5 Святой мученик Коинт страдал в царствование
императора Аврелиана (270-275 гг.), а мирная кончина его последовала около 283
года.
Страдание святых мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирика, Валентина пресвитера, Астерия и многих других
Страница 1
Страдание святых мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирика, Валентина пресвитера, Астерия и многих других
В царствование римского императора Клавдия1 пришел из Персии в Рим некий муж благородного
происхождения, богатый и по вере христианин, именем Марин, с женою своею,
Марфою, и двумя сыновьями, Авдифаксом и Аввакумом, чтобы поклониться гробам
святых Апостолов2 и других святых.
Находясь в Риме, они стали посещать христиан, содержавшихся в оковах, и
погребать тела тех, которые были казнимы за веру во Христа. Перейдя реку Тибр3, они нашли там в другом городе святого
мученика Кирика, который был заключен в темницу и который перенес уже до этого
много страдания за Христа. Придя к нему, они поверглись к ногам его, прося его,
чтобы он помолился о них Господу, а потом стали служить ему и другим
заключенным с ним Христовым узникам имением своим, умывали им ноги и кропили
себя этою водою. Служа таким образом святым, они пробыли там восемь дней.
В это время император Клавдий
повелел без суда предавать смерти всех тех, кто окажется принадлежащим к
христианской вере. Незадолго пред этим были схвачены 260 человек христиан,
которым по судебному приговору императора определено было копать землю, а место
заключения их находилось за городом, при дороге, называвшейся Саларийской4, где производились гончарные работы. Всех этих
христиан император повелел воинам расстрелять стрелами на месте народных
зрелищ, а тела их сжечь огнем. Когда Марин и Марфа с сыновьями своими узнали об
этом, то они сильно опечалились и, отправившись вместе с святым Иоанном
пресвитером на место казни святых мучеников, тайно вынимали из огня тела их,
какие только можно было вынуть, обвертывали в чистое полотно и погребали в
пещере5, находившейся при Саларийской
дороге на склоне горы, называемой Кекумер. Вместе с телами сих святых мучеников
они погребли и тело одного убитого за Христа императорского трибуна6, по имени Власта, и пробыли там много дней,
вместе с пресвитером Иоанном, проводя время в посте и молитвах. Узнав об этом,
император Клавдий повелел разыскать Марина и спутников его, но они не были
найдены, потому что скрывались.
Возвратившись затем от этой
пещеры и придя к темнице, где был заключен святой мученик Кирин, они не нашли
его в ней, так как в ночь пред их приходом он был убит мечем и брошен в реку
Тибр. Узнав, на каком месте было брошено тело святого, они подождали ночи и,
когда наступила темнота, стали искать его и, нашедши, похоронили в пещере, в
гробнице Понтиана7.
Когда после сего они проходили
тою стороною Тибра, то в не рассеявшейся еще ночной темноте из горницы одного
дома им послышались голоса поющих. Это были христиане, которые собрались вместе
с епископом Каллистом и совершали всенощное богослужение, прославляя Бога.
Услышав голоса поющих христиан, Марин и его спутники весьма обрадовались и,
подошедши к дверям этого дома, стали стучаться, но христиане, бывшие в доме, не
хотели открыть им дверей, так как боялись язычников, чтобы те не напали на них.
Тогда святой епископ Каллист, обратившись к бывшим с ним, сказал:
– Будьте мужественны, не бойтесь.
Христос стучит в наши двери. Откроем Ему, так как он нас к этому призывает.
Сказав эти слова, епископ сам
пошел и открыл дверь. Когда Марин, Марфа и оба сына их увидели епископа, то
поверглись к ногам его, прося у него благословения. Епископ же и все христиане
обрадовались им и, введя их в горницу, с любовию приветствовали их и затем
стали совершать молитву вместе с ними. Марин с женою и сыновьями своими пробыл
в этом месте два месяца, причем днем они скрывались, а ночью собирались на
молитву.
В это время император Клавдий
повелел привести во дворец, находившийся вблизи народных зрелищ, на суд к себе
и для допроса, взятого за исповедание Христа и закованного в тяжелые оковы
одного почтенного мужа, по сану пресвитера, именем Валентина, и сказал ему:
– Почему ты, живя среди народа
нашего, не состоишь в согласии с нами? Я достаточно слышу о вашем христианском
учении, и удивляюсь, как ты, будучи умным человеком, прельщаешься пустыми
сказками вашей веры?
– Если бы ты знал дар Божий,
заключающийся в вере нашей, – отвечал на это блаженный пресвитер Валентин, – то
с радостью принял бы нашу веру и ты сам, и народ твой, отверг бы ложных богов и
сделанных руками человеческими идолов и исповедал бы Единого всемогущего Бога
Отца и Иисуса Христа, Сына Его, Творца всего существующего, сотворившего и
небо, и землю, и море, и всё, что в них.
После сего один из находившихся
при императоре, блюститель закона, громко сказал святому пресвитеру:
– Ничего другого я не думаю,
–сказал святой Валентин, – как только
то, что они были жалкие и нечестивые люди, которые время жизни своей провели
нечестиво, в пороках и удовольствиях. Да если расскажешь мне об их
происхождении и их деяниях, то и сам увидишь до какой степени они были
нечестивы.
Святые мученики Исавр
диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий,
Василий, Перегрин - афиняне, пострадавшие за Христа в
македонском городе Аполлонии при императоре Нумериане (283-284). Вместе с ними были усечены уверовавшие
во Христа два градоначальника - Руф иРуфин.
Преподобный Сисой,
схимник Печерский (ХIII), воспоминается в общей
службе Преподобным отцам Киево-Печерским, почивающим в Дальних пещерах, вместе
с преподобным Григорием Постником: "Сисоечудне и Григорие, имя от бодрости
имевый, оба постом обуздавше
своя страсти, свирепеющую похоть нашея плоти смирите:
вам бо дана есть благодать в страстех
нам способствовати" (5-я песнь канона).
После
присоединения Киева к Литве в городе правила семья князей Ольшанских.
В середине XVI века у одного из них — князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского
умерла дочь Иулиания. Она скончалась девственницей на
16-м году жизни. Отец ее был благотворителем Киево-Печерской Лавры и потому тело
княжны погребли близ Великой Лаврской церкви.
В
начале XVII века при Печерском архимандрите Елисее
(1724 г.), во время копания могилы нашли гроб с нетленным телом девушки. На
серебряной дощечке гроба была надпись: «Иулиания,
княжна Ольшанская, скончавшаяся на 16-м году». Княжна
лежала в гробу как живая, в белом платье, обшитом золотом, со
множеством драгоценных украшений. Тело ее перенесли в Великую Лаврскую церковь.
В
XVII веке святая Иулиания явилась Киевскому
митрополиту Петру Могиле и упрекнула его за маловерие и небрежение к ее мощам.
После этого митрополит повелел положить мощи святой в драгоценную раку с
надписью: «По воле Творца Неба и земли живет повся лета Юлиания, помощница и
великая в Небе заступница. Здесь кости — врачевство
против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Юлиания,
как цветок прекрасный». У раки мощей святой Иулиании совершалось множество
чудес и благодатных исцелений. Был при этом случай, когда, пробравшийся в
церковь, вор украл с ее мощей драгоценное кольцо, но едва он вышел из дверей
храма, закричал страшным голосом и упал мертвым.
Однажды
святая дева Иулиания явилась игумену Киевского
Михайловского монастыря и сказала ему: «Я — Иулиания,
мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь
мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что
я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор почитание
святой Иулиании еще более увеличилось.
В
1718 году мощи святой горели при пожаре в церкви. Останки их были положены в
новую раку и поставлены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Святая
праведная дева Иулиания стала второй из святых жен
Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. На иконах святая Иулиания изображается в соборе святых Отцев
Киево-Печерской лавры.
Святая
Иулиания — первая помощница русским женщинам в
исцелении болезней души. Она предстательствует за них вместе с другими святыми
русской земли пред Пречистой Матерью Господа и вместос Нею — пред Престолом Святой Троицы. Помолимся же святой
праведной деве Иулиании, княжне Ольшанской — о ее
земных сестрах — женщинах России, чтобы помогла она исцелению их душ, помогла
обрести радость духовную и утешение.
Преподобные Василий, Тихон и Никон Соколовские (VI)
Страница 1
Преподобные Василий, Тихон и Никон Соколовские (VI)
Братья по плоти, жили и подвизались в VI
веке. На древней иконе в церкви села Соколове (Московская губерния, Звенигородский уезд) они изображены в схимническом одеянии;
погребены они в Соколовой роще.