Страдание святого священномученика Емилиана и прочих с ним (ок. 300). Память святых мучеников Флора и Лавра (II). Память святых мучеников Ерма, Серапиона и Полиена (II). Святители Иоанн V и Георгий I (683). Преподобный Макарий, игумен Пеликитской обители (ок. 830). Преподобный Иоанн Рыльский (946). В 1360 г. Великий Князь Димитрий Донской посетил преп. Сергия Радонежского в Троицком монастыре. В 1786 г. Прохор (будущий преп. Серафим Саровский) был пострижен в монашество с именем Серафим настоятелем обители иеромонахом Пахомием, а спустя год был рукоположен во иеродиаконы. В 1914 г. в связи с войной с Германией Санкт-Петербург был переименован в Петроград. В 1939 г. японская военщина разгромлена на р.Ханхил-Гол. В 1874 г. умер Муравьев Андрей Николаевич (30.04.1806--18.08.1874), поэт, драматург, духовный писатель.
В 1360 г. Великий Князь Димитрий Донской посетил преп. Сергия Радонежского в Троицком монастыре
В 1786 г. Прохор (будущий преп. Серафим Саровский) был пострижен в монашество с именем Серафим настоятелем обители иеромонахом Пахомием, а спустя год был рукоположен во иеродиаконы
В 1914 г. в связи с войной с Германией Санкт-Петербург был переименован в Петроград
В 1939 г. японская военщина разгромлена на р.Ханхил-Гол
В 1874
г. умер Муравьев Андрей Николаевич (30.04.1806—18.08.1874), поэт, драматург, духовный писатель
Завтра, Четверг, 1 Сентября 2011 года (19 Августа 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1700 г. началась продолжительная Северная война (1700-1721 гг.) за выход России к Балтийскому морю
В 2004 г. в Североосетинском гор. Беслане бандиты захватили в заложники учеников и учителей школы №1
Объявление: В святом месте Абхазии, в первом уделе Божией Матери, в центре черноморского курорта «Новый Афон» недорого сдаются номера в новой трехэтажной гостинице эконом-класса «Радуга», с комфортабельными двух- и трехместными номерами. Приезжайте сами и советуйте своим друзьям. Подробности на сайте - Новый Афон (Абхазия) - отдых
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого священномученика Емилиана и прочих с ним
Страница 1
Страдание святого священномученика Емилиана и прочих с ним
Святой Емилиан родился в азиатской
области Армении. Родители его – христиане – были люди знатные и богатые. Они
отдали его для книжного обучения одному добродетельному мужу, некоему
священноиноку Илариону. основательно научившись разумению книг и пришедши в
совершенный возраст, Емилиан проводил целомудренную, богоугодную и
благочестивую жизнь, с усердием предаваясь посту, молитве и чтению книг и
соблюдая в непорочности свою девственную чистоту. Когда до Армении дошел слух,
что нечестивые римские императоры Диоклитиан и Максимиан воздвигли в Европе
жестокое гонение на христиан, то Емилиан воспламенился святою ревностью о
правой вере и, горя любовию ко Христу до готовности принять смерть за Него,
вознамерился идти в те страны, чтобы там проповедовать язычникам имя Христово и
отдать за Господа своего жизнь свою. У Емилиана было два брата, Дионисий и
Ермипп. Боговдохновенными увещаниями он и им внушил те же намерения. И вот
братья после кончины своих родителей по взаимному согласию оставили из любви ко
Христу дом, родину, наследство и все блага мира сего и отправились из Азии в
Европу. Они взяли с собою и учителя своего, священноинока Илариона и пришли в
Италию в город Сполитон1. В этом городе
между язычниками они нашли много христиан, проводивших чистую и праведную
жизнь, и по их просьбе стали у них проживать. Блаженный Емилиан был для всех
примером святости, ибо и днем, и ночью он упражнялся в молитве и проповедании
Слова Божия.
По прошествии некоторого времени в соседнем городе,
называемом Требией2, скончался епископ.
Тогда жители этого города, бывшие христианами и жившие среди идолопоклонников,
как пшеница среди сорной травы и как лилия среди терновника, узнав о жизни и
мудрости святого Емилиана, избрали его себе епископам, как человека, хотя и
молодого по летам, но превосходящего разумом и добродетелями стариков. Для
посвящения они отправили его в Рим к святейшему папе Маркеллину. Приняв от папы
архиерейское посвящение, святой Емилиан вместе с учителем и братьями своими
переселился из Сполитона в Требию, кафедральный город своей епархии. Вступив в управление
своею паствою, он правил ею доблестно, наставляя стадо Христово и делом, и
словом, причем, чудесно исцеляя болезни и врачуя благодатью Христовою тела и
души человеческие, он и многих из неверных обратил к христианской вере.
В то время правителем тех стран был человек жестокого
характера, по имени Максимиан, которому нечестивые императоры вручили власть
над Этруриею и Умбриею. Прослышав о христианском епископе Емилиане, что он
многих обращает от служения идолам ко Христу и упраздняет языческие храмы,
Максимиан поспешно прибыл в Требию и, приказав схватить святителя Божия и
привести к себе на суд, сказал ему:
– Емилиан, что я слышу о тебе? К чему безумием своим ты
добровольно хочешь предать себя смерти? Если не поклонишься нашим богам, то я
подвергну тебя жестоким мучениям и велю предать тебя ужасной смерти.
– Я не поклонюсь бесам, – с полною твердостью ответил святой
епископ, – потому что все языческие боги – бесы, как говорится и в святых
книгах, и кто им кланяется, тот унаследует в аде вечные муки.
От этих слов правитель пришел в ярость и велел без пощады
бить святого, а потом после избиения стал на словах издеваться над ним. Он
поносил Христа Бога и говорил, что христианский Бог не имеет никакой силы, а те
боги, которых он чтит, всемогущи. Тогда святитель Божий сказал ему:
– Испытай, если желаешь, и узнай, чья сила больше, Христова
или твоих богов? Прикажи принести сюда какого-нибудь расслабленного или
человека, одержимого какою-либо иною болезнью, и повели жрецам вашим, пусть
помолятся богам об исцелении больного; помолюсь и я моему Богу, и чей Бог Своею
силою исцелит больного, Тот Бог пусть и будет признан всеми Богом истинным и
пусть все поклонятся Ему.
Это предложение святого Емилиана понравилось Максимиану, и
он немедленно же послал разыскать больного. Вскоре принесен был один человек
расслабленный, с очень давнего времени лежавший в постели и совершенно не
владевший своими членами. На это зрелище собралось множество народа, желавшего
видеть имевшее совершиться чудо. И вот по повелению правителя жрецы стали
молиться богам своим, призывая Аполлона, Зевса, Меркурия и других суетных и
ложных богов своих, чтобы они исцелили расслабленного. Очень долго молились
они, но не имели никакого успеха, а святой, стоя в стороне, смотрел и
посмеивался над ними и над их богами. Наконец, Максимиан повелел жрецам своим
прекратить молитву и, обратившись к епископу христиан, Емилиану сказал ему:
– Теперь ты помолись Богу своему, если ожидаешь что-либо
получить от Него.
Тогда епископ, преклонил для молитвы колена и, подняв руки,
возвел глаза свои к небу и стал молиться, говоря:
– "Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да
придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня… в день, [когда] воззову [к
Тебе], скоро услышь меня"
(Пс.101,2-3). Яви, Господи, всем присутствующим здесь, что Ты – Один истинный
Бог, и спаси верующих в Тебя.
Так помолившись, святитель подошел к расслабленному и, взяв
его за руку, сказал:
– Во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и будь здоров.
Расслабленный тотчас же встал, здоровый во всем теле, и на
глазах всех стал ходить, радуясь и прославляя Бога. Он всем показывал себя в
удостоверение, что совершенно исцелился, и с радостью ушел домой.
Святые мученики Флор и Лавр были братьями
не только по плоти, но и по духу, так как оба единодушно веровали во Христа и
угождали Ему добрыми делами. По занятию они были каменщиками. Учителями их были
благочестивые мужи Прокл и Максим, от которых вместе с ремеслом они научились и
богоугодной жизни по правилам христианской веры. За веру во Христа сперва
преданы были смерти их учителя, а потом, спустя некоторое время, вслед за
учителями своими и они унаследовали мученические венцы, приняв страдальческую
смерть от правителя Иллирии1 Ликиона.
Поводом к страданию их был следующий случай.
Некий правитель соседней страны обратился к правителю
Иллирии с просьбою прислать ему искусных каменщиков для построения
великолепного каменного храма языческим богам. Так как самыми искусными в
стране знатоками этого дела были святые Флор и Лавр, то Ликион и отправил их к
этому правителю. Сооружая согласно воле последнего храм, святые братья
раздавали бедным плату, получаемую ими за свой труд, и при этом учили бедных
святой вере во Христа. Сами они всегда проводили время в посте, молитве и
трудах: ночью молились, а днем производили свои работы; пищу принимали в малом
количестве, за то обильно кормили голодный и бедных. Действуя таким образом,
они обратили к христианской вере не только призреваемых ими бедняков, но и
одного языческого жреца с его сыном. Случилось это так.
В один день, когда святые братья тесали камень, к ним
подошел сын жреца, молодой юноша, и, ставши близко, смотрел на их работу. Вдруг
от камня отскочил осколок, ударил юношу в глаз и выбил его. От боли юноша
закричал; на его крик прибежал отец его, языческий жрец. Видя, что лицо сына
окровавлено и глаз выпал, он разорвал от горя на себе одежды, стал бранить
святых работников и бросился было на них, чтобы их побить, но его удержали
бывшие тут же другие рабочие. Удостоверяя невинность святых братьев, они
говорили, что виноват в своем несчастии сам юноша, потому что он близко подошел
к ним в то время, когда они тесали камень и смотрел на их работу, не принимая
мер предосторожности. Святые угодники Божии Флор и Лавр, стараясь успокоить
жреца, обещали скоро исцелить глаз его сыну и сделать его настолько же зрячим,
как и прежде.
После сего они взяли юношу на ночь к себе в дом и стали
учить его познанию единого истинного Бога, Иисуса Христа, причем говорили ему:
– Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором
мы возвещаем тебе, то глаз той скоро будет здоров.
– Если глаз мой станет таким же, как был прежде, – ответил
юноша, – то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения больше
надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение
слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и
здоровых делают больными.
При этом юноша рассказал святым о таком происшествии.
– Есть, – сказал он, – среди наших жрецов один жрец, по
имени Ерм. Когда за несколько лет пред этим хотели поставить его в жреческое
звание, то привели к идолу Зевса, чтобы возложить руку идола на его голову.
такой существует у нас обряд при поставлении в жречество. Он состоит в том, что
руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи
серебряной цепи поднимают кверху, а потом спускают на голову поставляемого.
Когда эту руку спускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула
из рук держащих ее, и рука идола, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями
вплоть до костей, так что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не
оказал ему помощи, напротив ему делается всё хуже.
Когда юноша рассказал об этом происшествии, святые Флор и
Лавр со слезами начали молиться Богу о том, чтобы Он исцелил юношу и просветил
не только его телесный глаз, но и душевные его очи. После усердной молитвы они
осенили больной глаз юноши крестным знамением и глаз немедленно зажил, сделался
совершенно здоровым и так же хорошо видел, как и прежде. Вследствие такого чуда
уверовал во Христа не только исцеленный юноша, но и отец его, языческий жрец.
Имя этому жрецу было Мемертин, и он с этого времени из служителя демонов стал
рабом Господа нашего Иисуса Христа вместе с сыном своим.
После сего святые работники Флор и Лавр, получая в своей
работе помощь от ангела Божия, в короткое время окончили постройкой сооружаемый
храм, но не оставили его для жилища идолов, а освятили его для прославления
пресвятого имени Иисуса Христа. Они поставили в нем к востоку честной крест и,
собрав до трехсот человек бедняков, братьев своих по вере, совершили всенощную
молитву, прославляя Христа Бога. Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной
небесной славы и наполнил храм дивным сиянием. По окончании всенощной молитвы
все бывшие в храме, отправились к стоявшему неподалеку зданию, в котором
находились приготовленные для нового храма идолы и, обвязав шеи этих идолов
своими поясами, стали влачить их по земле, бить и ломать и, таким образом,
раздробили их на мелкие части.
Узнав обо всём этом, областеначальник велел схватить Флора и
Лавра и всех тех, кто были с ними, и в числе последних Мамертина и сына его.
Всех, бывших со святыми, он приговорил к сожжению, а их самих, предав жестокому
избиению, велел связать и отослал к правителю Иллирии Ликиону. Ликион
обстоятельно расспросил их обо всём и, узнав, что они – христиане и остаются
непоколебимыми в своей вере, велел бросить их в глубокий колодец и засыпать
землею.
Спустя много лет были обретены из святые и многоцелебные
мощи и с честью перенесены в Константинополь во славу Христа, Бога нашего.
Тропарь, глас 4:
Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим
вернии по достоянию, Флора преблаженнаго, и Лавра всечестнаго, иже усердно
Троицу несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы
пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет душы наша.
Кондак, глас 8:
Яко благочестия мученики, и страдальцы Христовы
богомудренны, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь: яко да улучим
благодать и милость молитвами их, и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби
в день судный.
1 Иллирия – обширная область
в северо-западной части Балканского полуострова, расположена была по берегу
Адриатического моря. В настоящее время на месте древней Иллирии находятся
Босния и Герцеговина, Сербия и др.
На сих святых мучеников язычники сделали
донос, что они почитают Христа, а от идолов отвращаются и презирают их.
Вследствие этого они были схвачены и, представ пред римским епархом1, дерзновенно исповедали веру во Христа. За это
их сперва заключили в смрадную темницу, а потом вывели из нее, но они не
пожелали принести жертву идолам. Посему их стали влачить по тесным и
непроходимым местам, и они, ударяясь о камни, предали Богу честные души свои,
восприняв вечное блаженство там, где находится жилище всех радующихся2.
1 Епархами в греко-римской
империи назывались областные начальники.
2 Год кончины сих святых
мучеников неизвестен.
В тот же день память
святых патриархов константинопольских Иоанна И Георгия. Иоанн патриаршествовал
с 669 г. по 674 г., Георгий с 678 г. по 683 г., – оба при императоре
Константине Погонате (668-685 гг.).
Святитель Иоанн V был Патриархом
Константинопольским с 669 года по 674 год, а святитель Георгий I - с 678 года
по 683 год, оба при императоре Константине Погонате (668-685).
Преподобный Макарий, игумен Пеликитской
обители, родился в Царьграде. Еще в отрочестве он лишился родителей. Святой с
усердием читал Слово Божие и настолько проникся им, что решил всецело посвятить
свою жизнь Богу. Он поступил в Пеликитскую обитель в Вифинии, где в то время
игуменом был прославленный подвижник преподобный Иларион.[1] После
смерти настоятеля преподобный Макарий был единодушно избран братией игуменом. В
царствование византийских императоров Льва V Армянина (813 - 820) и Михаила II
Косноязычного (820 - 829) преподобный Макарий пострадал как исповедник за
почитание святых икон. Он был сослан на остров Афусию, где и скончался около
830 года.
[1] Память преподобного Иллариона
совершается около 28 марта, а преставился он ко Господу около 754 года.
Преподобный отец наш Иоанн Рыльский родился
в болгарском селении Скрин, близ города Средца (ныне София), «от младых ногтей»
«земная вся оставив», он провел шестьдесят лет в
суровых подвигах поста и молитвы, среди всевозможных лишений в пустыне Рыльской
(на реке Рыло, в округе города Раслога). Впоследствии в Рыльской пустыни им
была основана обитель, в которой преподобный Иоанн, «умертвив плотское мудрование»
«постными боренми», поревновав «ангельскому житию», очистившись «воздержания
огнем яко злато в пещи», украсив тело «целомудрием и чистотою», показал «в
юности мудрость, в старости разум, во всем житии долготерпение иеже ко всем
любовь». Будучи добрым пастырем своему стаду, Иоанн привел многих неверных ко Господу и творил Его именем великие и славные чудеса.
Скончался он на семидесятом году земной жизни.