Страдание святого великомученика Пантелеимона (305). Память преподобной игумении Анфисы (VIII). Преподобный Герман Аляскинский (1837). Святые равноапостольные Климент, епископ Охридский, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр (IX-X). Блаженный Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый (1392). В 1304 г. скончался Андрей Александрович (Великий Князь Владимирский 1281-1284, 1292-1304), сын Александра Невского. В 1824 г. родилась Государыня Императрица Мария Александровна, супруга Императора Александра II, до присоединения к православию Максимилиана -Вильгельмина-Августа-София-Мария, принцесса Дармштадская. В 1698 г. Петром Великим основан город Таганрог как крепость, т.к. Азов не имел удобной гавани для базирования морского флота. В 1714 г. Русский флот одержал победу над шведами при мысе Гангут. В 1720 г. одержана победа Русского флота (ген. М.М.Голицын) над шведами у о-ва Гренгам. В 1657 г. умер гетман Малороссии Богдан Хмельницкий.
В 1304 г. скончался Андрей Александрович (Великий Князь Владимирский 1281-1284, 1292-1304), сын Александра Невского
В 1824 г. родилась Государыня Императрица Мария Александровна, супруга Императора Александра II, до присоединения к православию Максимилиана –Вильгельмина-Августа-София-Мария, принцесса Дармштадская
В 1698 г. Петром Великим основан город Таганрог как крепость, т.к. Азов не имел удобной гавани для базирования морского флота
В
1714 г. Русский флот одержал победу над шведами при мысе Гангут
В 1720 г. одержана победа Русского флота (ген. М.М.Голицын) над шведами у о-ва Гренгам
В 1657 г. умер гетман Малороссии Богдан Хмельницкий
Завтра, Среда, 10 Августа 2011 года (28 Июля 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1922 г. окончился Приамурский Земский Собор во Владивостоке, избравший ген. М.К.Дитерихса правителем последней свободной от большевизма части русской земли
Объявление: В святом месте Абхазии, в первом уделе Божией Матери, в центре черноморского курорта «Новый Афон» недорого сдаются номера в новой трехэтажной гостинице эконом-класса «Радуга», с комфортабельными двух- и трехместными номерами. Приезжайте сами и советуйте своим друзьям. Подробности на сайте - Новый Афон (Абхазия) - отдых
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Страдание святого великомученика Пантелеимона
Страница 1
Страдание святого великомученика Пантелеимона
Когда царствовал нечестивый Максимиан1, жестокий мучитель христиан, и когда почти
вся вселенная была покрыта тьмою идолопоклоннического нечестияповсюду на верующих во Христа воздвигнуто
было великое гонение и мученически скончалось много исповедников пресвятого
имени Иисуса Христа, тогда пострадал за Христа в Вифинской стране2 в городе Никомидии3 и святой великомученик Пантелеимон.
Этот преславный среди мучеников страстотерпец Христов
родился в том же городе Никомидийском от знатного и богатого отца, по имени
Евсторгия и от матери Еввулы. Отец его, по своей вере был язычник, горячо
прилежавший к идолопоклонству; мать – христианка, от прародителей своих
наученная святой вере и усердно служившая Христу. Итак, соединенные телесно
были разделены духовно: он приносил жертвы лживым богам, она приносила "жертву
хвалы" истинному Богу. Родившегося же у них отрока, о котором наше слово,
назвали Пантолеоном, что значит: во всём лев, ибо предполагалось, что мужеством
он будет подобен льву. Но, впоследствии, отрок был переименован Пантелеимоном,
то есть всемилостивым, потому что всем оказывал милосердие, когда без платы
лечил больных или подавал милостыню нищим, щедрою рукою раздавая нуждающимся
отцовское богатство.
С раннего детства мать воспитывала отрока в христианском
благочестии, научая познанию единого истинного Бога, живущего на небесах,
Господа нашего Иисуса Христа, чтобы он веровал в Него и угождал Ему добрыми
делами, отвращаясь языческого многобожия. Отрок внимал наставлениям матери и
усваивал их, насколько возможно было по его отроческим летам. Но, какая утрата
и лишение! добрая его мать и руководительница в молодых летах отошла ко
Господу, оставив отрока еще не пришедшим в совершенный разум и возраст. После
ее смерти отрок легко пошел по следам отцовского заблуждения; отец часто
приводил его на поклонение к идолам, утверждая в языческом нечестии.
Затем отрок был отдан в грамматическую школу, а когда он с
успехом прошел курс всего внешнего языческого любомудрия, отец отдал его одному
славному врачу Евфросину в медицинскую школу, дабы он получил навык в врачебном
искусстве. Отрок, будучи восприимчивого ума, легко усваивал то, чему его учили
и, вскоре превзошедши своих сверстников, мало чем не сравнялся и с самим учителем:
к тому же он отличался поведением, красноречием, красотою и на всех производил
приятное впечатление; был он известен и самому царю Максимиану. Ибо Максимиан
жил в то время в Никомидии; предавая христиан мучению, он сжег их 20 000 в
церкви4, в день Рождества Христова
умертвил епископа Анфима5, и многих,
после различных мучений, предал различного рода смерти. Врач Евфросин часто
приходил с лекарствами в царские палаты мучителя или к нему самому или к его
придворным, потому что врач этот давал средства от болезней всему царскому
двору. Когда Евфросин приходил к царю во дворец, его сопровождал и отрок
Пантолеон, следовавший за своим учителем, и все удивлялись красоте и доброму
разуму отрока. И царь, увидев его, спросил:
– Откуда он и чей сын?
Получив ответ, царь приказал учителю скорее и как можно
лучше научить отрока всему врачебному искусству, выразив желание иметь его при
себе всегда, как достойного предстоять пред царем и служить ему. В то время
юноша приходил уже в совершенный возраст.
В те дни был в Никомидии старец пресвитер, именем Ермолай6, из страха пред нечестивыми укрывавшийся с
немногими христианами в маленьком и незначительном доме. Путь Пантолеона, когда
он шел из своего дома к учителю и обратно, лежал мимо жилища, в котором
укрывался Ермолай. Видя в окошечко юношу, часто проходящего мимо, Ермолай из
лица и взгляда его познал его добрый нрав; уразумев духом, что юноша будет
избранным сосудом Божиим, Ермолай вышел однажды на встречу юноше и упросил его
на самое малое время зайти к нему в дом. Кроткий послушный юноша вошел в дом
старца. Посадив его около себя, старец спрашивал его о происхождении и
родителях, о вере и о всём образе его жизни. Юноша всё рассказал подробно и
сообщил, что его мать была христианка и умерла, а отец жив и, согласно
языческим законам, почитает многих бесов. И спросил его святой Ермолай так:
– Ну, а ты, доброе чадо! к какой стороне и вере хотел бы
принадлежать, отцовской или матерней?
Юноша ответил:
– Моя мать, пока была жива, учила меня своей вере, и я
возлюбил ее веру. Но отец, как более сильный, принуждает меня исполнять
языческие законы желает водворить меня в царской палате в чине близких и
сановных воинов и слуг царя.
Святой Ермолай спросил опять:
– А в каком учении наставляет тебя твой учитель?
Юноша передал так:
– Учение Асклепиада, Иппократа и Галена7; так, именно, хотел отец мой, да и учитель
говорит, что если я усвою учение этих, то легко могу лечить всякие болезни у
людей.
В последних словах святой Ермолай нашел повод к полезной
беседе и начал в сердце юноши, как на доброй земле, сеять доброе семя Божиих
словес:
– Верь мне, – обратился он, – о, добрый юноша! – я говорю
тебе одну истину; учение и искусство Асклепиада, Иппократа и Галена ничтожно и
мало могут помогать прибегающим к ним. Да и боги, которых царь Максимиан и твой
отец и прочие язычники почитают, суетны и не что иное, как баснословие и обман
для слабоумных. Истинный же и всемогущий Бог есть един – Иисус Христос, в
Которого если ты будешь веровать, то будешь исцелять всякие болезни одним
призванием Его Пречистого имени. Ибо Он слепым давал зрение, прокаженных
очищал, мертвых воскрешал; бесов, которым язычники покланяются, изгонял из
людей одним словом; не только Сам Он, но и одежды Его подавали исцеление: ибо
жена, двенадцать лет одержимая кровотечением, едва только прикоснулась к краю
одежды Его, тотчас исцелилась. Но кто может подробно рассказать о всех чудесных
действиях Его? Как невозможно исчислить песок морской, небесных звезд и капель
воды, так нельзя исчислить чудес и измерить величие Божие. И теперь Он –
Помощник крепкий Своим рабам, утешает печальных, исцеляет больных, избавляет от
бедствий и освобождает о всех вражеских зол, не ожидая, что будет умолен тем
или другим. но предупреждая молитвы и даже сердечное движение. Силу совершать
всё это дает и тем, которые любят Его и посылает им дар еще больших
чудотворений; наконец дает бесконечную жизнь в вечной славе небесного царствия.
Святая Анфиса (вернее – Анфуса)
подвизалась в VIII веке, в странах мантинейских, в Азии. Оставив родительский
дом, она подвизалась сперва уединенно, в пещерах. Встретив старца Сисиния, она
продолжала подвиги по его наставлениям и настолько преуспела в духовной жизни,
что 90 девиц вверили себя ее руководительству. Преподобная Анфиса пострадала за
почитание святых икон. Супруге гонителя Константина Копронима она предсказала
рождение мальчика и девочки. Последняя, под именем Анфусы, также прославилась
своею святостью и воспоминается Церковью 12 апреля.
В тот же день
преставление блаженного Николая, Христа ради юродивого, Кочанова в Великом
Новгороде в 1392 году.
Монах
Герман происходил из купцов города Серпухова Московской губернии. С самых юных
лет возымел он великую ревность к благочестию и шестнадцати лет от рождения
пошел в монахи. Сначала поступил он в Троице-Сергиеву пустынь
Санкт-Петербургской епархии. Будущий великий проповедник веры и благочестия с
первых своих шагов по пути подвижническому отличался верою и большой любовью ко
Христу. В Сергиевой пустыни он заболел: у него на горле образовался нарыв;
опухоль быстро возрастала и обезобразила все лицо, боль была ужасная, весьма
трудно было глотать, запах был нестерпимый. В таком опасном положении, ожидая
смерти, молодой подвижник не обратился к земному врачу, но с горячею молитвою и
со слезами припал он пред образом Царицы Небесной и, прося у Нее исцеление
молился всю ночь, потом мокрым полотенцем отер лик Пречистой Владычицы и этим
полотенцем обвязал опухоль, продолжая
молиться.
В изнеможении заснул он на полу и увидел во сне, что его исцелила Пресвятая
Дева. Наутро просыпается, встает и к великой радости находит себя совершенно
здоровым. К удивлению врачей, опухоль, не прорвав нарыва, разошлась, оставив о
себе только малый след, как бы в воспоминание чуда.
Пять
или шесть лет прожил отец Герман в Сергиевой пустыни и потом перешел в
Валаамский монастырь. Всей душей полюбил он величественную пустынную Валаамскую
обитель, полюбил незабвенного настоятеля ее, великого старца Назария, и всю
братию. «Ваших отеческих мне, убогому, благодеяний, — писал он впоследствии
отцу Назарию из Америки, — не изгладят из моего сердца ни страшные непроходимые
сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, ниже грозный
океан не угасит чувств оных. Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него
всегда смотрю через Великий океан».
Старца
Назария в своих письмах величал он преподобнейшим, любезным своим батюшкой, а
всю Валаамскую братию любезною и дражайшею. Пустынный Еловый остров, место
своего жительства в Америке, назвал он Новым Валаамом. И, как видно, всегда
находился в духовном общении со своею духовной родиной, ибо еще в 1823 году,
следовательно, через тридцать лет пребывания своего в пределах американских,
писал к преемнику отца Назария, игумену Иннокентию.
На
Валааме отец Герман проходил разные послушания. Испытав его ревность в трудах
общежития, мудрый старец отец Назарий отпустил его потом на жительство в
пустыню. Пустыня эта находилась в густом лесу, версты полторы от обители;
доныне местность та сохранила название «Германово». По праздникам приходил отец
Герман из пустыни в монастырь и, бывало, на малой вечерне, стоя на клиросе, приятным
тенором поет он с братией припевы канона «Иисусе сладчайший, спаси нас,
грешных», «Пресвятая Богородица, спаси нас», а слезы градом льются из очей его.
Во
второй половине XVIII столетия расширились пределы великой России на севере:
деятельностью русских промышленников открыты были тогда Алеутские острова,
составляющие на Великом океане цепь от восточного берега Камчатки до западного
берега Северной Америки. С открытием островов обнаружилась священная
необходи-мость — просветить светом Евангельским диких их обитателей. Для этого
святого дела по благословению Святейшего Синода митрополит Гавриил поручил
старцу Назарию избрать способных людей из братии Валаамской. Избрано было
десять человек, в числе их и отец Герман. В 1794 году отправились избранники из
Валаама к месту нового назначения.
Святою
ревностию проповедников быстро разливался свет проповеди Евангельской между
новыми сынами России: несколько тысяч язычников приняли христианство; заведена
была школа для образования новокрещенных детей, выстроена церковь в месте
жительства миссионеров. Но неведомыми судьбами Божиими общие успехи миссии были
недолговременны. Через шесть лет после своей многополезной деятельности потонул
вместе со своею свитою начальник миссии епископ Иоасаф, ранее его ревностный
иеромонах Ювеналий сподобился мученического венца, прочие выбывали один за
другим, наконец остался один отец Герман, и ему благоволил Господь долее всех
собратий потрудиться подвигом апостольским для просвещения алеутов.
Как уже было
сказано, местом жительства отца Германа в Америке был остров Еловый, названный
им Новый Валаам. Этот остров проливом в версты две отделяется от острова
Кадьяк, на котором был построен деревянный монастырь для помещения миссии и
устроена деревянная церковь во имя Воскресения Спасителя. Остров Еловый
небольшой, весь покрыт лесом, почти посредине его сбегает в море маленький
ручеек. Этот-то живописный остров и избрал для себя отец Герман, выкопал на нем
своими руками пещеру и в ней провел первое лето. К зиме, близ пещеры,
управляющая островами Компания выстроила для него келию, в которой и жил он до
смерти, а пещеру святой отец обратил в место своего могильного упокоения.
Недалеко от келии возвышались деревянная часовня и деревянный домик для посетителей
и училищных занятий. Перед келией разбит был огород. На огороде сам копал он
гряды, сажал картофель и капусту, сеял разные овощи. К зиме запасал грибы:
солил и сушил их; соль приготовлял сам из морской воды или рассола. Плетенный
короб, в котором носил старец с берега морскую капусту для удобрения земли,
говорят, был так велик, что трудно было эту ношу поднять одному, а отец Герман,
к великому удивлению всех, переносил ее без посторонней помощи на далекое
расстояние. В одну зимнюю ночь ученик его, Герасим, случайно увидел его в лесу,
идущего босиком с таким большим деревом, которое под силу нести четверым. Так
трудился старец и все, что приобретал таким безмерным трудом, все то употреблял
на пропитание и одежду для сирот — его воспитанников, и на книги для них.
Святые равноапостольные Климент, епископ Охридский,
Наум, Савва, Горазд и Ангеляр (IX-X)
Страница 1
Святые равноапостольные Климент, епископ Охридский,
Наум, Савва, Горазд и Ангеляр
(IX-X)
Святые равноапостольные Климент, епископ Охридский, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр были славяне, ученики святых Кирилла и Мефодия (память 11 мая). Вначале они подвизались на ниве
просвещения в Моравии, где после святителя Мефодия
епископом был святой Горазд, прекрасно знавший
славянский, греческий и латинский языки. Святые Климент, Наум, Ангеляр и Савва были пресвитерами.
Просветителям-славянам противостояла
сильная латино-немецкая группа миссионеров,
опиравшихся на поддержку папы и покровительство моравского князя Святополка.
Борьба развернулась вокруг вопросов о необходимости Богослужения на славянском
языке, Filioque и субботнем посте. Папа Стефан VI
запретил Богослужение на славянском языке.
Сторонники
трехъязычной ереси, обрекавшей славянский народ на забвение языка предков, с
помощью княжеской власти предали суду учеников святого Мефодия,
в том числе и святого Климента. Их подвергли жестоким
истязаниям: нагими влачили по терновнику, долго держали в тюрьме, как и ранее
их духовного отца святого Мефодия. Впоследствии (в
886 году) одних из узников - молодых продали работорговцам - евреям, и они
оказались на венецианском рынке. Выкуп славянских просветителей и доставку их в
Константинополь осуществил посол византийского императора в Венеции Василий
Македонянин. Других славянских исповедников, пожилых по возрасту, подвергли
изгнанию. Неизвестно, куда направился святой Горазд и
где нашел себе приют святой Савва. Наум и Ангеляр
ушли в Болгарию.
В
907 году под ударами мадьяр пала Моравия, и моравские беженцы потянулись в
Болгарию по тем же дорогам, которыми когда-то шли изгнанные ими святые
просветители.
Славянских исповедников болгары
встретили с почетом и просили ввести Богослужение на славянском языке.
Болгарский князь Борис "с великим усердием искал" таких людей, как
ученики святого Мефодия, ибо прилагал большое усердие
к просвещению своего народа. Просветители сразу же приступили к изучению
славянских книг, собранных болгарской знатью.
Вскоре святой Ангеляр
скончался, а святой Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице - области в юго-западной Македонии. В Восточной
Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей
благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Святой Климент еще в Моравии был
в чине "стоявших на степени учителей". В Болгарии святой Климент
исполнял должность учителя до 893 года. Он организовал в первую очередь школу
при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в
юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Святой
Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным:
только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек. В 893 году
святой Климент был возведен в сан епископа Дремвицы
или Велицы, а его место занял святой Наум.
Святитель
Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на
славянском языке. К тому же он систематически готовил клириков из славян.
Трудился Святитель во славу Божию до глубокой
старости. Обессилев настолько, что уже не мог заниматься делами кафедры,
Святитель обратился к царю Симеону с просьбой об
увольнении. Царь убедил Святителя не оставлять кафедры, и святой Климент решил
продолжить епископское служение. После этой беседы он отправился на отдых в Охриду, в созданный им монастырь. Там Святитель продолжил
переводческую деятельность и перевел значительную часть Цветной Триоди. Вскоре
святой епископ тяжело заболел и мирно отошел ко
Господу в 916 году. Тело Святителя было положено в гроб, сделанный его
собственными руками, и погребено в ОхридскомПантелеимоновом монастыре.
Святитель
Климент считается первым славянским писателем: он не только продолжил
переводческое дело, начатое святыми Кириллом, и Мефодием, но и оставил свои
писательские труды - первые образцы славянской духовной литературы.
Многие
слова и поучения равноапостольного Климента перешли
на Русь, где с любовью читались и переписывались русскими благочестивыми
христианами.
Мощи
святых Горазда и Ангеляра
почивают близ Берата в Албании, останки святого Наума
- в монастыре его имени, около Охридского озера.
Блаженный Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый (1392)
Страница 1
Блаженный Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый (1392)
Блаженный
Николай Кочанов, Христа ради юродивый Новгородский († 1392), родился в
Новгороде в семье богатых и знатных родителей. С юности
возлюбив благочестие, он усердно ходил в храмы, любил молитву и пост. Видя его
добродетельную жизнь, люди начали восхвалять его. Блаженный, испугавшись славы
"от человек", начал юродствовать ради Господа. В одном рубище в лютые
морозы он бегал по городу, терпя побои, обиды, насмешки. Блаженный Николай и
другой новгородский юродивый блаженный Феодор (память 19 января) вели себя как
непримиримые враги и тем самым наглядно показывали новгородцам пагубность их
междоусобной распри. Однажды, догоняя своего мнимого противника, блаженный
Николай пошел по Волхову, как по суше, и бросил в блаженного Феодора кочан капусты,
отчего и был назван Кочановым. Блаженного Николая
прославил Господь даром чудес и прозорливости. Так, прогнанный слугами с одного
званного пира, он ушел, но вместе с ним исчезло вино из бочек, и только по
возвращении юродивого, по его молитве, оно обрелось вновь. По кончине блаженный
Николай был погребен в конце кладбища, расположенного вокруг Яковлевского собора.
Мощи
блаженного Николая почивают под спудом в построенной над его могилой церкви
великомученика Пантелеимона.