Житие преподобного отца нашего Моисея Угрина (ок. 1043). Память священномученика Ермолая (ок. 305). Страдание святой преподобномученицы Параскевы (138-161). В 1770 г. произошло взятие Измаила корпусом генерала Н.В.Репнина. В 1948 г. в городе Минеральные Воды скончался великий Русский старец Феодосий Кавказский.
В 1304 г. скончался Андрей Александрович (Великий Князь Владимирский 1281-1284, 1292-1304), сын Александра Невского
В 1824 г. родилась Государыня Императрица Мария Александровна, супруга Императора Александра II, до присоединения к православию Максимилиана –Вильгельмина-Августа-София-Мария, принцесса Дармштадская
В 1698 г. Петром Великим основан город Таганрог как крепость, т.к. Азов не имел удобной гавани для базирования морского флота
В
1714 г. Русский флот одержал победу над шведами при мысе Гангут
В 1720 г. одержана победа Русского флота (ген. М.М.Голицын) над шведами у о-ва Гренгам
В 1657 г. умер гетман Малороссии Богдан Хмельницкий
Объявление: В святом месте Абхазии, в первом уделе Божией Матери, в центре черноморского курорта «Новый Афон» недорого сдаются номера в новой трехэтажной гостинице эконом-класса «Радуга», с комфортабельными двух- и трехместными номерами. Приезжайте сами и советуйте своим друзьям. Подробности на сайте - Новый Афон (Абхазия) - отдых
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Житие преподобного отца нашего Моисея Угрина
Страница 1
Житие преподобного отца нашего Моисея Угрина
Более всего обык нечестивый враг
воздвигать брань на людей нечистою блудною страстью, потому человек, омраченный
этою нечистою скверною, перестает во всех своих дела взирать на Бога, так как
только "чистые сердцем Бога узрят" (Мф.5:8). Блаженный отец наш Моисей, совершая подвиги в
этой брани больше иных, злопострадал, как настоящий воин Христов, пока до конца
не победил силу нечистого врага и не оставил нам примера для подражания. О нем
сообщается следующее.
Известно о блаженном Моисее, что он был родом Угрин1, любимец благоверного, святого князя и
российского страстотерпца Бориса2. Он
служил князю вместе с братом своим Георгием, которого, когда он защищая своим
телом своего господина, упал на него, убили при реке Альте3 вместе с святым Борисом4, воины безбожного Святополка; они отрезали
ему и голову из-за золотой гривны5,
которую возложил на него святой Борис.
Блаженный Моисей один избавился от смерти и пришел к
Предиславе, сестре Ярослава, в Киев и пребывал там, укрываясь от Святополка, и
усердно молился Богу, пока не прибыл благочестивый князь Ярослав, побуждаемый
жалостью к убиенным братьям, и победил безбожного Святополка6. Когда же Святополк, убежав к ляхам7, вернулся с Болеславом и изгнал Ярослава, а
сам стал княжить в Киеве8, тогда
Болеслав, возвращаясь в свое княжество, взял с собою в плен двух сестер
Ярослава и многих его бояр, а в числе последних и блаженного Моисея, которого
заковали по рукам и по ногам в тяжелые железные оковы и крепко стерегли, ибо он
выделялся сильным сложением и красивым лицом.
В ляшской земле увидала его одна женщина, благородная,
красивая и молодая, имевшая большое богатство и великую власть; муж ее, пошедши
с Болеславом, не вернулся, потому что был убит в сражении. Это женщина, заметив
красоту преподобного, возгорелась к нему плотской похотью и начала обольщать
его, убеждая такими словами:
– О, человек! зачем ты переносишь такие мучения, имея выход,
благодаря которому мог бы ты избавиться оков и страдания?!
– Богу так угодно, – ответствовал ей Моисей.
– Если ты мне покоришься, – продолжала женщина, – я избавлю
тебя и сделаю известным во всей земле ляхов и будешь обладать мною и всеми
моими владениями.
Блаженный же, понимая ее нечистое вожделение, возразил ей:
– Кто из мужей, послушавшись жены, изменил к лучшему
когда-нибудь свое положение? Первозданный Адам, послушавшись жены, был изгнан
из рая. Самсон, превосходивший всех силою и победивший целое войско, женщиною
был предан иноплеменникам. Соломон, постигший глубину премудрости, повинуясь
женщине, поклонился идолам. Ирод, одержавший много побед, угождая жене, отсек
голову Иоанну Предтече. И так, каким образом я стану свободным, сделавшись
рабом женщины, которую я не познал со дня рождения?9
– Я тебя выкуплю, – говорила она, – сделаю знаменитым,
поставлю господином над всем моим домом и желаю иметь тебя своим мужем, только
ты исполни мою волю; ибо нет сил видеть твою красоту, бессмысленно погибающею.
– Будь уверена, – обратился к ней блаженный Моисей, – что я
не исполню твоей воли и не желаю ни господства над тобою, ни богатства; выше
всего этого для меня душевная и телесная чистота. Да не погублю пятилетнего
подвига, то есть мучительных уз, которые Господь определил мне незаслуженно
терпеть, за что надеюсь избавиться мук вечных.
Тогда женщина та, видя, что может лишиться такой красоты,
перешла к другому диавольскому решению, размыслив, что, если выкупить его, то
он всячески, хотя бы насильно, покорится ей. Итак она послала к тому владельцу,
у коего святой был в плену, чтобы он взял с нее, сколько хочет, только пусть продаст
ей Моисея. А тот, видя удобный случай приобрести богатство, взял с нее почти
1000 золотых, а Моисея передал ей. Жена та, получив власть над ним, без всякого
стыда влекла его на неподобное дело. Освободив от оков, она одела его в дорогое
платье, кормила изысканными кушаньями, и, похотливо обнимая его, понуждала к
соитию. Блаженный же Моисей, видя неистовство женщины, еще более прилежал
молитве и посту, предпочитая из угождения Богу сухой хлеб и воду, но с
чистотою, дорогим яствам и вину, но со скверною. И тотчас же совлекши с себя
красивые одежды он подобно Иосифу, избежал греха (Быт., гл. 39), ни во что
поставив удовольствия мира сего. Посрамленная женщина пришла в такую ярость,
что замыслила уморить блаженного голодом, ввергнув его в темницу. Бог же, дающий
пищу всякому созданию, Который некогда питал Илию в пустыне (2Цар., гл. 17),
также Павла Фивейского10 и многих иных
рабов Своих, уповающих на Него, не оставил и сего блаженного: в самом деле,
один из рабов той же женщины, склоненный Богом к милости, тайно приносил Моисею
пищу. А другие уговаривали его:
– Брат Моисей, что мешает тебе жениться? Ты еще молод, а эта
вдова жила с мужем всего один год и красивее других женщин; богатству ее нет
числа. Значение ее в этой земле ляхов очень велико, так что если бы она
захотела, то и князь бы не погнушался ею, а ты, пленник и раб, не хочешь
сделаться ее господином?! Если ты скажешь, что не хочешь нарушить заповеди
Христовой, то не говорит ли Христос в Евангелии: "Посему оставит человек
отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью"
(Мф.19:5). Также и Апостол: "Лучше вступить в брак, нежели разжигаться"
(1Кор.7:9). Он же говорит и о вдовицах: "Желаю, чтобы молодые вдовы
вступали в брак" (1Тим.5:14). Ты же не давал монашеского обета, но
свободен от него. Зачем же предаешься мучениям злым и тяжелым и так страдаешь?
Если тебе приключится и смерть в таком бедственном состоянии, какую получишь
похвалу? В самом деле, кто из первых праведников, как Авраам, Исаак, Иаков, гнушался
жен? Никто, кроме теперешних черноризцев. Иосиф раб убежал от жены, но после и
он взял себе жену (Быт.41:45). Да и ты, если живой уйдешь от сей жены, после
(как думаем) также сам себе отыщешь жену. И кто не посмеется над твоим
неразумием? Лучше тебе покориться жене этой, сделаться свободным и господином
над всем домом ее.
Честной пресвитер Ермолай и его
сострадальцы – священномученики Ермипп и Ермократ были иереями святой
никомидийской церкви; они являли собою остаток от тех 20 000 мучеников,
сожженных Максимианом в церкви, память которых совершается 28 декабря. Эти три
служителя Господня скрывались из боязни язычников в различных местах, но при
этом, где только представлялся удобный случай, они поучали язычников святой
вере и обращали ко Христу. Так святой Ермолай, увидев Пантелеимона врача,
обратил его в христианство после богодухновенной беседы. Когда же Пантелеимон
взят был на мучения нечестивым царем Максимианом и был спрошен, от кого
научился христианской вере, то святой, не будучи в состоянии солгать, открыл им
святого христианского пресвитера Ермолая. И тотчас взяты были святой Ермолай и
сослужители его рабы Христовы Ермипп и Ермократ и приведены на нечестивое
судилище. На допросе они мужественно исповедали Христа Бога истинного, похулили
скверных идолов и их поклонников; за это, приговоренные мучителями к смертной
казни, они скончали жизнь мечным посечением. Более подробно о их страданиях
сообщается в житии святого великомученика Пантелеимона под 27 числом.
Кондак, глас 4:
Яко святитель благочестно пожив, и священномучения венец
приял еси: идольския жертвы погасив, добрый пастырь Христова стада был еси,
премудре, и Пантелеимону истинный учитель. Сего ради почитаем тя песньми
вопиюще: от бед избави нас присно молитвами твоими, Ермолае отче наш.
Святая преподобномученица Параскева жила
в царствование императора Антонина1
в окрестностях древнего города Рима. Она была единственной дочерью у родителей
и упражнялась в изучении священных Писаний. Когда родители ее скончались, она
раздала имущество свое бедным, приняла иночество и, подражая святым Апостолам,
стала ходить, проповедуя о Христе, причем многих язычников обратила к истинной
вере. Посему иудеи оклеветали ее пред императором, который повелел привести ее
к себе и после того, как она, не смотря ни на убеждения, ни на угрозы, не
пожелала отречься от Христа, приказал сперва одеть ей на голову раскаленный
шлем, а затем бросить ее в медный котел, наполненный сильно вскипятившимся
маслом и смолою, но святая чудесным образом осталась от всего этого невредимою
и, сотворивши чудо2, обратила к
вере во Христа императора Антонина и бывших при нем. Отпущенная после сего из
Рима на свободу, святая Параскева отправилась в другие города и везде
проповедовала о Христе. Пришедши в один город, в котором царствовал некто
Асклипий, она приведена была к нему. Убедившись в том, что она не изменит своих
мыслей, царь приказал отвести ее за город к обитавшему в пещере и наводившему
на всех ужас змею, чтобы он растерзал ее, но она сотворила над змеем крестное
знамение, и он от этого распался надвое. После этого Асклипий и бывшие при нем
уверовали во Христа. Отпущенная снова, святая стала ходить по всем городам и
странам и проповедовать Христову веру. Пришедши в город, в котором царствовал
другой царь, по имени Тарасий, она приведена была на суд к нему и стала
проповедовать о Христе. Тогда он подверг ее многочисленным и жестоким мучениям,
но так как не мог этим заставить ее отречься от Христа, то повелел отсечь ее
мечом честную главу3.
___________________________________________
1 Римский император Антонин
Пий царствовал с 138 до 161 гг.
2 В синаксаристе Никодима,
где сказание о преподобномученице Параскеве изложено подробно, об этом чуде
говорится так. Вверженная в котел с кипящим маслом и смолою и оставаясь
невредимою, святая бросила раскаленной жидкости в глаза любопытствующему
императору Антонину и ослепила его, а потом, по просьбе его, возвратила ему
потерянное зрение.
3 Год кончины святой мученицы
Параскевы неизвестен. Мощи ее паломник Антоний в 1200 году видел в
Константинополе, а церковь ее существует там и доныне. Она находится на левой
стороне Золотого Рога в местности Хас-Киой.