О создании церкви честного Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской обители. Перенесение мощей преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского (1091). Память святого пророка Михея (VIII до Р.Х.). Священномученик Маркелл, епископ Апамейский (ок. 389). Переложение мощей преподобного Аркадия, Вяземского и Новоторжского (XI). Беседная икона Пресвятой Богородицы (1383). Нарвская икона Пресвятой Богородицы (1558). В 1018 г. - стольный град Киев сдался польскому королю Болеславу Храброму (922-1025), который снова провозгласил своего зятя Святополка Окаянного (род. в 980, правил 1015-1019 с перерывами) Великим Князем.
В 1018 г. - стольный град Киев сдался польскому королю Болеславу Храброму (922-1025), который снова провозгласил своего зятя Святополка Окаянного (род. в 980, правил 1015-1019 с перерывами) Великим Князем
Завтра, Воскресение, 28 Августа 2011 года (15 Августа 2011 по ст. ст.) Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В 1389 г. во Владимире ханским послом был возведен на московский великокняжеский престол Василий Димитриевич (родился в 1371 г., правил 1389-1425), сын Великого Князя Дмитрия Донского. Впервые, по завещанию Великого Князя Дмитрия Донского, был утвержден византийский порядок наследования престола
В 1601 г. жестокий мороз уничтожил хлебные всходы и все плоды - причина начала жестокого голода при царе Борисе Годунове (род. в 1552 г., правил 1598-1605)
В 1917
г. в праздник Успения Божией Матери открылся Поместный Собор Всероссийской Православной Церкви 1917-1918 гг, "восстановивший Патриаршество в России"
Объявление: В святом месте Абхазии, в первом уделе Божией Матери, в центре черноморского курорта «Новый Афон» недорого сдаются номера в новой трехэтажной гостинице эконом-класса «Радуга», с комфортабельными двух- и трехместными номерами. Приезжайте сами и советуйте своим друзьям. Подробности на сайте - Новый Афон (Абхазия) - отдых
Внимание: реклама, которая находится выше верхнего и ниже нижнего черно-золото-белого флагов не имеет никакого отношения к нашей рассылке и вставляется службой subscribe.ru. Будьте внимательны!
Если она вам сильно мешает и вы не можете не обращать на нее внимание, то вы можете либо отключить рекламу, заплатив немного (150 руб за 6 мес.) службе subscribe.ru,
либо временно отключать отображение картинок в браузере.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
О создании церкви честного Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской обители
Страница 1
О создании церкви честного Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской обители
Никто не должен сомневаться, что в
великой и первой в России лавре1
преподобных Антония и Феодосия Печерских прекрасная, по великолепию подобная
небу, каменная церковь Пресвятой Богородицы создана, украшена и освящена по
воле и промышлению Господа и молитвенному ходатайству Его Пречистой Матери.
Вместе с блаженным епископом Симоном2 скажем
прежде всего о самом начале ее созидания, сопровождавшемся чудесами.
В земле варяжской был князь Африкан, брат Якуна слепого, –
того самого, который, сражаясь со своим полком за Ярослава с лютым братом его
Мстиславом, отказался надеть тканую золотом одежду. У Африкана было два сына,
Фрианд и Шимон; по смерти Африкана, Якун обоих сыновей его выгнал из их
собственных областей. Шимон пришел в Россию к благоверному князю Ярославу,
который принял его и окружил почетом; он сделал его старейшим боярином у сына
своего Всеволода, и действительно у Всеволода Шимон пользовался очень большою
властью.
Благодаря следующему обстоятельству, Шимон имел очень
сильную любовь к святой Печерской обители. В княжение в Киеве Изяслава
Ярославича на русскую землю произвели нападения кочевники половцы3; против них выступили три князя – Ярославичи:
Изяслав, Святослав и Всеволод, при котором находился и Шимон. Все они пришли к
преподобному Антонию, прося его молитв и благословения на брань. Старец, открыв
свои правдивые уста, ясно предсказал им погибель. Шимон упал в ноги старцу и
просил, чтобы Господь сохранил его от такой беды. Преподобный отвечал ему:
– Сын мой, многие из вас падут от меча, другие во время
бегство от врагов будут потоптаны, ранены и в воде утонуть; ты же, спасшись,
будешь положен здесь, в церкви, которая имеет создаться. Когда полки обоих
станов встретились на реке Альте4, то
христиане, лишенные помощи Божией, были побеждены, – князья убежали, многие же
воеводы со своими воинами были убиты; посреди них лежал и раненый Шимон.
Взглянув вверх на небо, он увидел великую церковь, как и прежде видел на море,
и вспомнил слова Спасителя, некогда сказанные ему5;
тогда Шимон воскликнул:
– По молитвам Пречистой Твоей Матери и преподобных Антония и
Феодосия избавь меня, Господи, от этой горькой смерти.
И вдруг какая-то сила исхитила его из среды мертвецов, и он
мгновенно исцелился от ран, снова сделавшись совершенно здоров. Возвратившись
после этого опять к преподобному Антонию, Шимон всё рассказал ему, поведав
кроме того еще следующее:
– Отец мой Африкан сделал большой, около десяти локтей,
крест с изображением на нем подобия Христова; почитая изображение Господа, он
возложил на чресла его золотой пояс весом около 50-ти гривен6, а на главу венец; когда же дядя мой Якун выгнал
меня из моей области, я взял пояс и венец и услышал голос от обратившегося ко
мне образа Спасова:
– Никогда, человече, не возлагай венца сего на свою голову,
но неси его на приготовленное для него место, где преподобный создаст церковь
Моей Матери; ему и отдай в руки, чтобы повесил над Моим жертвенником.
– Я, – рассказывал Шимон, – упал от страха и, оцепенев,
лежал как мертвый, потом поднялся, вошел на корабль; во время плавания
приключилась сильная буря, – так что мы отчаялись остаться в живых. Тогда я
вспомнил о поясе, о котором совершенно забыл, и начал громко молиться:
– Господи прости меня, ибо я умираю сейчас за этот пояс,
который взял у Твоего честного образа, – и вдруг я увидел церковь вверху и
думал: какая это церковь? и свыше был голос:
– (Это та самая церковь), которая будет создана преподобным
во имя Божией Матери; она будет также величественна и высока, как ты сейчас
видишь; размер ее преподобный произведет тем золотым поясом, – двадцать поясов
в ширину, тридцать в длину и пятьдесят в вышину; в этой церкви ты будешь
положен.
После этого на море настала тишина. Мы же все прославили
Бога и очень обрадовались, сознавая, что избавились от горько смерти.
Рассказав всё это, Шимон обратился к преподобному Антонию:
– Вот, отче, я не знал, где создастся показанная мне
церковь, пока не услышал от тебя, что я буду положен здесь в имеющейся
создаться церкви.
И, взяв золотой пояс, он отдал его преподобному Антонию со
словами:
– Вот мера основания для той церкви, – а, отдавая венец,
сказал:
– Этот венец должен быть повешен над святым жертвенником.
Старец, воздав хвалу Богу, отвечал:
– Сын мой, отселе имя твое будет не Шимон, а Симон.
Святой Антоний, призвав блаженного Феодосия, сказал:
– Вот кто, Симон, воздвигнет церковь.
И после этого вручил преподобному пояс и венец. С этого
времени Симон проникся сильною любовью ко святому строителю Феодосию: он много
давал ему из своего имения на устроение показанной Богом церкви и часто
приходил к нему. Однажды Симон, придя к блаженному Феодосию, сказал ему после
обычной беседы:
– Отче, я попрошу у тебя одного только.
– Что можешь, – отвечал преподобный Феодосий, – просить ты,
сын мой, человек знатный, у нашего смирения?
– Очень великого и превышающего мои силы дара я прошу у
тебя, – возразил Симон.
Перенесение мощей преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского
Страница 1
Перенесение мощей преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского
В восемнадцатый год с того времени, как
преподобный отец наш ,Феодосий перенесен был душою от земли на небо1, Господь благоволил, чтобы и тело его перенесено
было из пещеры во святую и подобную небу печерскую церковь. Последнее
совершалось таким образом.
Вся братия святой, великой и
чудотворной печерской лавры, собравшись вместе с руководителем своим игуменом
Иоанном, единодушно пришли, после совещания, к решению перенести из пещеры в
великую каменную церковь честные мощи блаженного и богоносного Феодосия, мужа
преподобного и высокого по жизни, чудного добродетелями и славного чудесами
Братия говорили между собою:
– Что мы напрасно лишаем себя отца и
учителя своего? Не прилично нам быть лишенным пастыря, не подобает и пастырю
оставлять порученные ему Богом овцы, чтобы дикий зверь не расхитил словесное
стадо Христово. На, братие, следует постоянно иметь пред очами честную раку
отца нашего, принося ему всегда достойное поклонение. Неудобно ему пребывать вне
монастыря и церкви своей, ибо он положил ей основание и соединили
монашествующих.
Затем все, как одними устами,
сказали:
– Возьмем честные мощи любимого отца нашего и перенесем их
из пещеры сюда: "зажегши свечу, – говорит Господь, – не ставят
ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф.5:15).
После этого решения братия тотчас устроили место для
положения честных мощей и поставили каменную раку. Приблизился праздник Успения
Пресвятой Богородицы. За три дня до праздника игумен приказал идти в пещеру и
раскопать место, где были положены честные мощи преподобного отца нашего
Феодосия. Первый исполнитель этого дела и первый самовидец честных мощей был
блаженный Нестор, написавший настоящее повествование. Он сам о себе так
свидетельствует:
– Я поведаю вам по истине и правде, – ибо я слышал не от
других2, но сам был первым участником.
Игумен, придя ко мне, сказал: "Пойдем, сын мой, к преподобному отцу нашему
Феодосию" И пришли мы в пещеру совершенно ни для кого не заметно.
Осмотревшись, мы назначили место, которое нужно раскопать и удалились. Потом
игумен сказал мне: "Возьми на помощь себе кого хочешь из братии, и кроме
этих избранных не говори никому, – пусть не знает никто из братии, пока честные
мощи не вынесем на место пред пещерою".
Я в тот же день приготовил орудия для копания. Был вторник;
глубоким вечером я взял с собою двух братьев, мужей чудной жизни, – более же
никто не знал. Когда пришли в пещеру, то, сотворив молитву с поклонением,
приступили, не медля, с пением псаломских песен, к делу. Копать начал я; после
продолжительного труда, я вручил заступ другому брату. Так копали до полуночи и
не могли обрести мощей святого. Тогда мы начали скорбеть и плакать: сначала
думали, что святой не благоволит нам явить себя; эту мысль сменила другая, – не
копаем ли мы в другой стороне? И вот я снова взяв орудие, начал копать еще
прилежнее. Один из братьев, бывших со мною и находившийся пред пещерою, услышав
удар в било3 церковное, призывающий на
утреню, сказал мне, что уже ударили в церковное било. Я же в это время раскопал
землю над честными мощами и отвечал брату: я уже, брат, прокопал землю. Когда
же я сделал это, то меня объял великий страх и начал я восклицать:
– Ради преподобного Феодосия помилуй меня, Господи!
Игумен пришел с двумя братьями; я же прокопал еще более. И
наклонившись мы увидели мощи, лежащие святолепно: все составы были целы, и их
не коснулось тление; лицо светло, очи сомкнуты, уста соединены, власы же
присохли к главе. Возложив на одр честные мощи, мы вынесли их пред пещеру.
Так говорит святой Нестор об участии своем (в обретении
честных мощей); он же свидетельствует и о дивных делах Божиих, происшедших при
этом.
В эту ночь в монастыре печерском бодрствовали два брата,
сторожа, когда игумен тайно с неизвестным им братом перенесет честные мощи
преподобного; и смотрели они прилежно по направлению к пещере; когда ударили к
утрене в церковное било, они заметили, что три столпа, в виде как бы
светозарных дуг, постояв над пещерою преподобного Феодосия, переместились на
верх великой церкви, куда преподобный имел быть перенесен. Это видели и другие
из иноков, идущих к утрене в церковь; видели и в самом городе многие из
благочестивых граждан.
Досточудный Стефан, бывший, после преподобного Феодосия
печерским игуменом, и затем устроивший монастырь на Клове и после этого, по
изволению Божию, ставший епископом города Владимира, был тогда на Клове в своем
монастыре; и в ту ночь он увидел через поле великую зарю над пещерою. Подумав,
что это переносят честные мощи преподобного Феодосия (ему возвещено было за
день о событии) он очень сожалел, что без него совершается перенесение. Он
тотчас сел на коня и в сопровождении Климента, поставленного им вместо себя
игуменом на Клове, быстро направился к пещере. На пути издалека они видели
великую зарю, а когда начали приближаться, то заметили над пещерою многие
свечи. Но придя к пещере, они не увидали ничего. Тогда поняли, что виденная ими
божественная светлость исходила от честных мощей преподобного Феодосия. Подойдя
к дверям пещеры, Стефан и Климент увидели святого Нестора с братией, окружавших
честные мощи.
Святой Михей, первый пророк этого имени,
происходил из колена Ефремова и был сын Иемвлая. Он жил во дни святого пророка
Илии, когда над израильтянами в Самарии царствовали Ахав с Иезавелью, а над
Иудеями в Иерусалиме – Иосафат. В это время потомки двенадцати сынов Иакова
разделились на два царства: одно называлось царством Иудейским, – в состав его
входили колена Иудово и Вениаминово, а столицей был Иерусалим; другое же
называлось Израилевым и включало в себя остальные десять колен еврейского
народа; столицей этого царства служила Самария. В Израильском царстве
находилось и колено Ефремово, к которому принадлежал по происхождению и святой
пророк Михей. Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких
и святой пророк Илия, т.е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство, или
за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя, но не смел его
убить: царя удерживали боязнь наказания Божия, стыд пред невинностью праведного
мужа и страх, что сбудутся его пророческие предсказания. Впрочем пророк,
уступая несправедливому гневу царя, удалялся из столицы и почасту жил в горах:
он опасался, как бы, многократно являясь к царю и обличая его, не возбудить в
последнем ни пред чем не останавливающегося гнева.
В эти дни между домом царя израильского Ахава и домом царя
иудейского Иосафата завязались родственные отношения: Иосафат взял у Ахава дочь
его Афалию за своего первого сына Иорама. Побуждаемый родственною любовию
Иосафат из Иерусалима прибыл в Самарию к Ахаву. Во время торжества в честь
гостя Ахав просил Иосафата помочь ему на войне против ассирийского царя, чтобы
отнять у него Рамоф Галаадский; этот город издавна был израильским, но царь
ассирийский отнял его силою. Иосафат, обещая сам идти на войну вместе с Ахавом,
сказал:
– Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с
тобою на войну. Но сначала вопросим Господа Бога: будет ли для нас благополучна
эта война?
И тотчас Ахав собрал своих нечестивых и ложных пророков,
числом 400; главою этих лжепророков был Седекия, сын Ханаана. Все они ободряли
Ахава надеждой на успех, говоря:
– Иди, – Бог предаст в твои руки не только город Рамоф, но и
самого ассирийского царя.
Но царь иудейский Иосафат, как человек благочестивый и
верный Богу, понял, что среди этих пророков нет ни одного истинного, но что все
они льстецы и потаковника, поэтому Иосафат сказал Ахаву:
– Нет ли здесь хотя одного такого пророка Господня, которого
бы мы вопросили и он ответил нам правду?
Ахав отвечал:
– Есть один муж, который может вопросить Господа и открыть
нам истину, – это Михей, сын Иемвлая, но я ненавижу его, так как он всегда
предсказывает мне одно только зло.
– Не говори так, – возразил Иосафат Ахаву, – но призови,
послушай его и не гневайся на его обличения.
И тотчас Ахав послал за пророком Михеем, который в то время
пришел из пустынных гор в Израиль. Оба же царя сидели во всём своем величии на
престолах у ворот Самарии, а лживые пророки прорицали пред ними. Причем глава
их Седекия сделал железные рока и, протрубив, сказал Ахаву:
– Так говорит Господь: этими рогами ты уничтожишь и
истребишь Сирию.
Точно так же и остальные лжепророки говорили:
– Иди в Рамоф Галаадский и победишь ассирийского царя:
Господь предаст его тебе в твои руки.
Между тем посол, отправленный к пророку Михею, сказал ему:
– Вот все пророки предсказывают царю доброе; прошу тебя,
говори и ты то же с ними, чтобы твои слова не расходились с их словами.
– Жив Господь! – отвечал пророк Михей, – и что скажет мне
Сам Господь Бог мой, то именно я и скажу царю.
И вот, придя, святой Михей стал пред израильским царем
Ахавом, который спросил его:
– Послушай, Михей, – идти ли мне в Рамоф Галаадский на войну
или должно удержаться?
Пророк, не тотчас отвечая на вопрос царя и желая его
привлечь к более усердным вопросам, сказал:
– Идите, – будет вам успех, и они преданы будут в руки ваши.
Ахав, видя, что пророк говорит не с дерзновением, обратился
к нему:
– Усиленно заклинаю тебя: скажи мне истину как пред
Господом.
Тогда святой Михей сказал с дерзновением:
– Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам как овец,
у которых нет пастыря.
Этими словами пророк предсказывал, что войско израильское на
войне лишиться своего пастыря, т.е. царя: он будет убит и все, как овцы волками
будут разогнаны ассирийскими войсками по горам и пустыням. И сказал Ахав царю
Иосафату:
– Не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго,
а только худое?
Святой Михей продолжал:
– Так выслушайте слово Господне: я видел Господа, сидящего
на престоле Своем, и всё воинство небесное стояло по правую и по левую руку
Его. И сказал Господь: кто увлек бы Ахава, царя израильского, чтобы он пошел и
пал в Рамофе Галаадском? И один (из предстоящих) говорил так, другой говорил
иначе. И выступил один дух и стал пред лицем Господа, и сказал: я увлеку его. И
сказал ему Господь: чем? Тот сказал: я выйду и буду духом лжи в устах всех
пророков его. И сказал Он (Господь): ты увлечешь его и успеешь; пойди и сделай
так. Знай царь, – говорил пророк, – что дух лжи в устах пророков твоих, и
Господь изрек о тебе недоброе.
Священномученик Маркелл, епископ
Апамейский, родился от знатных родителей на острове Кипре. Получив хорошее
образование, он занимал высокие гражданские должности, удивляя всех чистотою
жизни, кротостью, милосердием и красноречием. Около 375 г., оставив жену с
детьми, святой предался пустынной монашеской жизни в Сирии. Жители Апамеи,
приведя его в город как бы по какому-то полезному делу, избрали его епископом.
Святитель отличался ревностью в борьбе с язычеством. Из сказания Феодорита
Кирского известно про него, что, получив от святого благоверного царя Феодосия
Великого (379-395) дозволение разрушить крепко сложенный храм Юпитера в Апамее,
святитель недоумевал, как это сделать. Один работник обещал помочь ему. Он
подрыл три огромные колонны, подпирая их до времени оливковыми деревьями, а
затем начал поджигать их, но деревья не загорались. Когда об этом узнал
святитель Маркелл, он в церкви, у святого жертвенника, сотворил чин малого
освящения воды и велел с верою окропить этой водой деревья. После этого деревья
быстро сгорели, колонны упали и увлекли за собой весь языческий храм. Когда
близ Авлона в Апамейской области воины разрушали еще один языческий храм,
святителя, наблюдавшего поодаль, схватили язычники и бросили в огонь († ок.
389). Убийцы были найдены, и сыновья хотели им отомстить, но Поместный Собор
запретил им это, указав несправедливым мстить за ту кончину, за которую надо
благодарить Бога.
Переложение мощей преподобного Аркадия, Вяземского и Новоторжского
Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудотворениями,
были обретены 11 июля 1677 года в Новоторжском Борисоглебском монастыре и через
два дня перенесены с правой стороны Борисоглебского собора на левую, под придел
в честь святых праведных БогоотецИоакима
и Анны. В 1755 году их переложили в каменный гроб.
Беседная икона Пресвятой Богородицы
называется так потому, что на ней изображаются Божия Матерь и святитель Николай
Мирликийский, беседующие с пономарем Георгием. Это событие произошло вскоре
после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, в 1383 г., когда Сама Пресвятая Богородица повелела пономарю Георгию
сказать, чтобы над новоустроенным в Ее честь храме в Тихвине поставили
деревянный крест, а не железный. На месте этого явления была построена часовня
во имя святителя Николая Чудотворца. Часовня горела несколько раз (причем
первый раз в 1390 г. одновременно с храмом, в котором находилась Тихвинская
икона Пресвятой Богородицы). В 1515 г. была построена деревянная церковь и
основан монастырь в честь этой святой иконы.
Нарвская икона Пресвятой Богородицы
прославилась в 1558 г., когда русские войска взяли приступом г. Нарву. В одном
из домов, где раньше жили русские купцы, пьяные немцы заметили оставленную
икону Матери Божией. Ругаясь над святыней, они бросили ее в огонь под котлы,
где варилось пиво. Пламень отпрянул от котла и охватил кровлю дома. В ту же
минуту налетела буря, и пожар распространился по всему городу. Воспользовавшись
смятением, русские войска пошли на приступ и взяли город. Чудотворная икона
Пресвятой Богородицы, а с нею и икона святителя Николая были найдены среди
пепла невредимыми.