[Text 531162 from CIS]
19.05.2005
Труд-7
"Где прописана душа?"
Специальный корреспондент "Труда" Валерий Коновалов посетил святые места
Афона и Иерусалима
"Самое интересное и важное в земной жизни это смерть", сказал нам один
монах из греческого монастыря
Не родился здесь ни один человек
Сразу и не поймешь, что именно, но что-то странное ощущалось вокруг.
Мы шли по уютной улочке мимо магазинов, офисов, лавок, жилых домов и
небольших ресторанов. Взад-вперед сновали люди. Все, кажется, было
точь-в-точь, как во многих европейских городках. И какой-то неуловимой
детали для обычной атмосферы не хватало.
Вдруг понимаешь: не слышно детского смеха и женских голосов. Ни детей, ни
женщин здесь нет.
Это единственный в мире город мужчин. Здесь никто не рождается, здесь только
умирают. Однако именно в этих местах для многих открываются во всей полноте
жизнь и ее смысл. Карея столица монашеской республики Афон. Уже полтора
тысячелетия здесь, на полуострове, живут одни мужчины.
Евроискуситель
- Таков ведь завет самой Богородицы, объяснял нам афонский монах Олимпий.
В V веке было: Плакида, дочь императора Феодосия Великого, не смогла войти
в здешний Ватопедский монастырь голос от иконы Божией Матери запретил ей.
После этого и отцы Афона приняли закон о запрете доступа женщин на Святую
Гору. Но в последнее время внешний мир атакует нас неистово. Евросоюз
предложил Афону огромные деньги за то, чтобы открыть сюда свободный доступ,
организовать международную зону туризма, чтобы "права человека" утвердились
и здесь. Наши монахи отказались наотрез. Тогда Евросоюз стал действовать
изощреннее. Выделенную сумму разделили на 20 количество афонских
монастырей и предложили любой обители получить свою долю за отказ от
завета Божией Матери. Отступников не нашлось.
КЕЛЬЯ ВМЕСТО АКАДЕМИИ НАУК
Отец Олимпий так убедительно и живо рассказывает о непростых отношениях
Афона с внешним миром, об истории монашеской республики и здешних святынях,
как будто живет здесь с незапамятных времен и видел все своими лучистыми
глазами.
И голос звучит так, будто все время творит молитву. Однако совсем недавно
этот человек был другим и звали его иначе. Известный питерский ученый, автор
популярных учебников по компьютерным технологиям, доктор технических наук,
завтрашний академик, он неожиданно для многих оставил все мирское на самом
гребне своей научной карьеры и принял иноческий постриг. Теперь с радостью в
сердце и гармонией в душе, как сам говорит, монашествует в монастыре Святого
Пантелеймона единственной русской обители на Афоне.
Дорога в вечность
Попасть на Афон можно только морским путем, хотя это и не остров, а
полуостров. Но сухопутной дороги через горные хребты к монастырям нет, а
самолеты сюда не летают. Морем добиралась до Афона почти два тысячелетия
назад и покровительница этой монашеской республики мать Иисуса Христа.
Богородица благословила здешнюю землю. Через триста лет здесь появились
монастыри, а с XI века и русские монахи. С тех пор Афон для русских
считался родной землей. В лучшие времена тысячи наших монахов пребывали на
полуострове, а благодетелями были русские купцы, промышленники, царственные
особы. Но и в худшие духовное родство оставалось.
"Сейчас связь с Родиной прервана это ничего не значит. Афон видал столетия
отрыва от нее (во времена монгольского ига), он вообще ориентирован на
вечность, писал Борис Зайцев в 1928 году. Настанет, конечно, время,
придет и Россия".
Таинственный отшельник
Россия приходит. Наших паломников на Афоне в последние годы все больше.
Появились благотворители у Пантелеймонова монастыря. Прибавляется русское
монашество. И не только в единственной русской обители. По всему
полуострову, в труднодоступных горных местах и ущельях разбросаны скиты,
одиночные кельи, пещеры. Есть такие отшельники, которые абсолютно отрезаны
от остального мира сообщение с ними только через корзину, которая иногда
спускается на веревке из какой-то невидимой пещерки на заросшей крутизне.
Где-то там и неприступная келья отца Афанасия, путь которого на Афон был
одним из самых трудных. Причем не только физически а прошел этот человек
пешком через всю страну, из Владивостока до Черноморского побережья, чтобы
потом добраться до Святой Горы, но и духовно, ведь в миру слыл он одним из
криминальных авторитетов, хотя и неуязвимым для закона. Теперь он аскет и
весьма оригинальный богослов. Что произошло и происходит сейчас в этой душе,
знает только Бог.
Кладбище как пересадка на пути
О праведности человека на Афоне судят, как правило, после его смерти.
Здешние кладбища невелики и малонаселенны. Для погребенных монахов они тут
временный приют. Хоронят на Афоне без гроба. Завернутое в мантию тело
предается земле, а через три года извлекается из могилы, и собратьям по его
состоянию становится ясным, насколько праведным был человек и надо ли его
вернуть в землю снова, чтобы горячо молиться во искупление грехов, или омыть
кости в воде с вином и перенести в склеп. ...Откидываем крючок на воротах.
Медленно открывается тяжелая дверь в склеп, обдавая нас могильным холодом. В
полумраке оказываешься как будто под множеством взоров из пустых глазниц.
Стены образованы полками с бесчисленными человеческими черепами. Это останки
монахов, умерших здесь на протяжении столетий. На каждом черепе аккуратно
написаны имя, год смерти, сан, монастырская профессия...
К смерти на Афоне относятся серьезно, но без всякого страха.
"Самое интересное и важное в земной жизни это смерть", сказал нам один
монах из греческого монастыря.
Как там старец кирилл? Когда-то русским был и величественный Андреевский
скит, расположенный рядом с Кареей. Но со временем ни одного нашего монаха
здесь не осталось, и он перешел к грекам. Старец Ефрем, настоятель скита,
сердечно обнимал нас как самых дорогих гостей, угощал ракией и греческими
лакомствами, открывал самые ценные святыни и признавался в любви к
православной России.
- Как там старец Кирилл, жив? первым делом поинтересовался он, едва сели
за стол. Ну слава Богу! Это великий старец! Он ведь духовник Святейшего
Патриарха Алексия, и это замечательно, что сохраняется мудрая традиция: у
Предстоятеля Церкви есть старец-духовник.
Отец Ефрем сообщил нам, что очень хотел бы, чтобы среди насельников скита
появились русские.
- Для вас эта земля всегда была родной, сказал он. Русская душа на Афоне
дома.
Молитва о чаше
Похожие чувства сопровождали нас и в другом пункте нашего путешествия,
несмотря на то, что это была другая страна. В Иерусалиме мы шли в монастырь
Марии Магдалины вместе с епископом Бостонским Михаилом, одним из иерархов
Русской зарубежной церкви. Этот монастырь и принадлежит зарубежникам. Еще
недавно никаких контактов с нашей Церковью у них не было. Сейчас мы шли по
Гефсиманскому саду домой. В Россию.
- Вот оно это место, сказал владыка Михаил. Здесь Иисус Христос
молился накануне крестных страданий. Это та самая молитва о чаше, когда был
пот Его, как капли крови, падающие на землю.
Христос просил тогда у Отца, если возможно, пронести чашу страданий мимо, но
соглашался исполнить высшую волю. Что-то очень созвучное русской душе есть в
Гефсиманской молитве.
Родина не просто место рождения
Епископ Михаил был когда-то Семеном Донсковым. Он, сын белоказака-эмигранта,
родился в 1943 году в Париже. Был уверен, что путь в Россию ему навсегда
закрыт, не мечтал даже побывать в родных краях. Но жизнь так повернулась,
что в прошлом году владыка Михаил привез в Москву мощи великой княгини
Елизаветы и в течение нескольких месяцев объехал со святыней всю страну от
Камчатки до западных границ. Побывал и в донской станице, где сохранился
отцовский дом.
- Подошел к калитке, рассказывает, сердце забилось, узнаю все по
рассказам отца и чувствую что-то родное, хотя никогда здесь не был и никто
меня тут не знает. И вдруг выходит из дома мужчина, смотрит на меня
внимательно и говорит: а, Семен, приехал, заходи будем обедать.
Оказывается, это двоюродный брат мой, Виктор. Но как он узнал меня, мы с ним
никогда не виделись и ничуть не похожи? За столом рассказал, что был
офицером и его регулярно вызывали особисты, держали "на крючке" напоминали
о порочащих родственных связях, показывали мои фотографии, так что жизнь мою
и внешность знал он очень хорошо.
Епископ Михаил говорит на прекрасном русском без малейшего акцента, любит
Россию и знает ее не меньше любого из нас. И снова задумываешься о душе,
которая живет без оглядки на прописку и границы.
К себе через границы
И в Иерусалиме, и на Афоне наши соотечественники сильно отличаются от других
гостей. Потому что гостями себя не чувствуют. Наши люди едут сюда к себе,
чтобы понять себя и свою жизнь. Об истории и традициях русского
паломничества на Святую Землю и Святую Гору написаны многие тома. Это
исследования нашей души и национального характера.
В последнее время многое тут для нас меняется к лучшему. Наконец-то
восстановились отношения двух ветвей русского православия. Новые традиции
появились благодаря Фонду Андрея Первозванного, который ежегодно доставляет
Благодатный огонь на Пасху от Гроба Господня, оживил контакты с Афоном. Все
это тоже расширяет духовное пространство для русской души в святых местах,
где она всегда как дома.
19.05.2005
Источник: Труд-7