Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вайшнавские новости...

  Все выпуски  

Вайшнавские новости и не только... Том 6, глава 5 11 февраля - 13 апреля 2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

[Text 530049 from CIS]

Том 6, глава 5
11 февраля - 13 апреля 2005

Уроки на дороге

С тех пор, как я покинул Шри Ланку в конце февраля, я несколько раз видел во
сне разрушения, причинённые цунами
и его жертв, с которыми мне довелось общаться. Эта драма, разыгранная наяву,
оставила неизгладимое впечатление
в моём уме. Даже самые прекрасные уголки природы видятся мне теперь с
изъяном, ибо я, даже более, чем раньше,
осознаю, что всё в этом мире временно и подлежит разрушению.

В конце марта я вылетел из Лондона в Лос-Анджелес для проведения ежегодного
двухмесячного проповеднического турне в Соединённых Штатах. Но я не мог
забыть цунами, поэтому, в отличие от других пассажиров, не был впечатлён
славой и красочным блеском Америки по прибытию туда. Многие были
преисполнены благоговения перед хорошо организованными и эффективными
процедурами таможенной и эмиграционной служб в огромных залах прибытия,
окружёнием новейших технологий и искушёнными блюстителями порядка. И когда
мы вышли за терминал, я заметил двух пассажиров, которые стояли,
ошеломлённые огромностью декораций Америки, развернувшихся перед ними.

Однако в моём уме крутилась лишь одна мысль. Это была фраза из аудиозаписи
моего духовного учителя, сделанная почти сорок лет назад. Я слышал её тысячи
раз, но сейчас она была наиболее уместной: "Всё это проявление - лишь
временно".

К счастью, Шрила Прабхупада представил мне и позитивную альтернативу:
духовную жизнь, Сознание Кришны, которые, с учётом моего опыта на Шри Ланке,
приобрели ещё большее значение. Сейчас я подсчитываю полученные
благословения и замечаю, что всё больше принимаю прибежище в ежедневной
духовной практике, которую, спустя столько лет, воспринимаю как дар. В этом
смысле трагедия цунами привела к всплеску моей духовной жизни.

Когда я ловил такси, которое подвезло бы меня, я молился, чтобы Господь не
позволил мне забыть недавние уроки,
выученные на пути домой.

"Когда умирает кто-то из родственников, человек, естественно, начинает
интересоваться философией, но когда похороны заканчиваются, он снова
обращается к материализму. Техническое название такого интереса
материалистич-ных людей - смасана-вайрагья, или отрешённость на кладбище или
в месте кремации".
[Шримад Бхагаватам 7.2.61, комментарий]

Чтобы убедиться, что мои уроки были не только выучены, но и осознаны,
Господь милостиво устраивал так, чтобы освежать мою память в течение этой
поездки. Первый урок был положительным.

Я путешествовал по провинциальным районам штата Нью-Йорк вместе со Шри
Прахладом и его женой, Рукмини Прией. Мы путешествовали всего неделю и были
приглашены для проведения вечернего киртана в известном институте Йоги
Крипалу. Огромный комплекс из трёх сотен зданий был когда-то иезуитским
монастырём и сейчас выступает в роли исследователя йоги на Восточном
Побережье Соединённых Штатов.

Я уже знал, что в настоящее время Америка продолжает находиться под влиянием
йоги, но, с другой стороны, не имел понятия, насколько далеко шагнул
комплекс услуг в этом направлении за год. По оценкам, около 16 миллионов
американцев занимаются той или иной формой йоги, что вдвое больше, чем пять
лет назад.

Некоторое время назад такие популярные журналы как Time и National
Geographic расхвалили славу медитации, и то, что Америка просто очарована
йогой, можно было наблюдать повсюду. Сеть популярных отелей Кимптон
предоставляет в распоряжение гостей бесплатные залы с матами для занятия
йогой и ведёт 24-х часовой телеканал о йоге, а журналы, предлагаемые в
самолётах, зачастую содержат пятиминутные упражнения из йоги для снятия
стресса от путешествия.
Но самым убедительным из всего этого было огромное количество кружков йоги в
каждом городе, куда мы приезжали.

Конечно, большая часть практик йоги, представленных в Америке, значительно
отличается от бхакти-йоги, которую практикуют преданные. Йога в Америке
основана на заботе о физическом здоровье, и если где и встречается немного
философии, она исходит нет от преданных и имеет имперсональную природу.
Поэтому преданным не так просто представлять сознание Кришны, несмотря на
развитие интереса к йоге в целом.

Однако, недавно мелодичное пение мантр в киртане стало популярно по всей
стране благодаря нескольким группам (их участники не являются преданными),
которые выступают перед огромными аудиториями. Когда администратор института
Крипалу получил от местного преданного CD Шри Прахлада, они пригласили Шри
Прахлада провести вечерний бхаджан. Мы с нетерпением ожидали программы.

Когда мы приехали в институт Крипалу, занятия там только закончились. Люди
ходили по залам или общались, сидя
небольшими группами.

Все взгляды обратились к нам, когда мы вошли туда, одетые в традиционные
одежды, с музыкальными инструментами и
контейнерами с прасадом. Когда мы подходили к главному залу, я заметил, что
за нами следует много народу. Когда мы вошли в зал, одна женщина, чтобы
помочь нам, мягко прикрыла дверь, чтобы мы могли расположиться. "Весь
городок только и говорит о вашей программе", - сказала она.

И уж будьте уверены, как только она открыла дверь через 20 минут, большая
толпа свыше 150 человек быстро наполнила помещение и расселась на полу, в
основном, в медитативной позе лотоса.

Вплоть до этого момента я не был уверен, как лучше построить программу.
Обычно я долго рассказываю о сознании Кришны: его истории, культуре и
философии. Но хотя здесь находились люди, явно ищущие духовности, мой
прошлый опыт подсказывал, что с такими люди зачастую особенно сложно
общаться из-за их предвзятых идей о йоге и мистицизме, поэтому я пошёл
другим путём и просто положился на Кришну, или, точнее говоря, на Его святые
имена. После пятиминутного вступления я повернулся к Шри Прахладу и сказал:
"Пой не меньше часа".

Это была самая короткая публичная лекция, которую я когда-либо давал, но я
уверенно пересел назад. Я знал, что
воспевание Шри Прахладом святых имён растопит их сердца. Так и произошло.

Когда Шри Прахлада начал играть на гармонии и петь, я увидел, что многие
йоги прервали свою медитацию и удивлённо открыли глаза. Другие прикрыли
глаза и начали покачиваться под прекрасный мелодичный киртан. Через 30 минут
практически все танцевали в трансцендентном экстазе.

Я заметил там людей, принадлежащих к самым разным укладам жизни. Такая
программа - лёгкий способ обратиться к людям, которых обычно встретить
нелегко. Я неожиданно понял, что программы с киртанами, возможно, лучший
способ войти в сферу интереса к йоге в Америке. Я обменялся взглядами со Шри
Прахладом и, могу сказать, он понял то же самое.

Самое убедительное подтверждение тому пришло по окончании двухчасового
киртана. Люди стояли ошеломлённые, наслаждаясь глубоким духовным опытом,
который они только что получили. Наконец, ко мне подошла одна женщина. "Вот
это - йога, - сказала она. - Я чувствую такое счастье!" Закинув на плечо
барабан, чтобы уходить, я повернулся к ней и улыбнулся: "Да, мэм, воспевание
этой мантры - высшая из систем йоги".

Мне вспомнился стих из писаний: "Харе Кришна мантра - единственная мантра,
предназначенная для победы над врагами каждого: вожделением, жадностью и
т.п. - и все слова Упанишад поклоняются ей. Эта мантра заставляет рассеяться
тьму невежества и кладёт конец материальному существованию. Эта мантра -
единственная причина достижения духовного богатства и её воспевание защищает
каждого от укусов ядовитых змей греховных реакций.
О язык! Пожалуйста, постоянно повторяй эту мантру и сделай мою жизнь
успешной".   [Мукунда-мала стотрам, Стих 31]

Следующей остановкой в нашем путешествии был Вашингтон, где Господь снова
благословил меня, чтобы я не забывал о реалиях жизни. Благословление пришло
в форме Бхакти Тиртхи Махараджа. Вот уже несколько месяцев Махараджа
сражается с раком, и только недавно признал себя побеждённым, когда по всему
телу, несмотря на различные процедуры, начали появляться опухоли. Его
ученики постоянно информировали меня о его состоянии, и я ожидал найти
его в постели, медленно уступающим смерти, в медитативном настроении.

Но когда я вошёл в его комнату, то был изумлён, обнаружив его сидящим в
кресле, весёлым и собранным. Он похудел ещё больше с нашей прошлой встречи,
но широко улыбался, излучая яркое сияние.

Когда мы начали разговор, стало очевидно, что жить ему осталось недолго. Его
рак уже просочился в кости, и он показал
мне большую опухоль около шеи.

Он не был первым преданным из тех, кого я навещал на пороге смерти, но его
присутствие оказало на меня особенно сильное впечатление. В нём я увидел
себя, в том смысле, что его продвижение в сознании Кришны было очень похожим
на моё. Саннйаси и странствующий проповедник, он жил активной жизнью,
посещая множество стран по всему миру. Мы даже проповедовали в одних и тех
же странах, и зачастую наши пути пересекались на больших фестивалях.

Всего лишь год назад мы беседовали с ним на известном греческом утреннем
телешоу. Он писатель, как и я, и потому
известен основной массе преданных. Сейчас его карьера оказалась неожиданно
обрублена, и ему осталось жить всего несколько дней или недель. Это неплохо
открывало глаза и делало реальность смерти ещё более явной.

"Только время отделяет меня от подобной же участи", - подумал я. И внезапно
почувствовал потребность срочно стать
сознающим Кришну.

"Сегодня или завтра недостойное материальное тело оставит меня, и всё
материальное счастье, связанное с ним, также,
уйдёт. Поскольку материальное счастье временно, его следует воспринимать
просто как мираж, отражение настоящего
счастья. О мой ум, пожалуйста, откажись от этого ложного счастья и
наслаждайся истинным, вечным счастьем преданного служения на земле
Вриндавана".      [Вриндавана-махимамрита, Глава 1, текст 24]

Махараджа почувствовал моё настроение. "Сложнее чем боль и неудобства
вынести то, - сказал он, - что дни моих путешествий и проповеди закончились.
После активной деятельности на протяжении столь многих лет я неожиданно
оказался запертым в этой комнате. Мне не выбраться отсюда, чтобы поехать в
следующий город, на следующую программу. Это тяжело". На его лице застыла
скорбь.

"Это я могу понять", - сказал я.

"Нет, не можешь, - ответил он со слабой улыбкой. - Не мог бы ты поделиться
со мной мыслями и реализацией о других
преданных, которых ты знал на пороге смерти?"

Я задумался и рассказал, как бесстрашно вёл себя перед лицом смерти наш
дорогой духовный брат Шридхара Свами. Я
приписываю это его глубокому осознанию того, что преданное служение Господу
не прекращается: как мы служим гуру
и Кришне в этой жизни, так мы будем заниматься тем же самым и в следующей.

Махараджа задумался на какой-то момент и кивнул головой. Подобные темы имеют
больше веса для того, кто сам находится на пороге смерти.

Затем Махараджа переключился на тему, которая была для него более важной.
"Меня беспокоит, что большая часть преданных не будет иметь перед смертью
таких удобств, какие были предоставлены мне, - сказал он. -  Поскольку я
лидер, преданные давали деньги и средства, чтобы вылечить меня. Я был во
множестве клиник и встречался со многими врачами. Это стоило немало. Обычный
преданный не имеет подобных возможностей".

Я был поражён. "Вот настоящий Вайшнав, - подумал я, - сам находится на краю
смерти, а беспокоится о благе других".

"Поэтому я собираюсь основать фонд, - продолжал он, - куда будут направлены
все оставшиеся деньги, которые были мне пожертвованы, чтобы и другим
обеспечить доступ к тому уровню лечения, который был у меня".

Его ум работал быстро. "Я осознаю, что в моём сердце всё ещё много анартх, -
сказал он, - и тревожусь, что у меня может не хватить времени вычистить их
все".

Он не сформулировал это в виде вопроса, но было очевидно, что он искал
совета.

"Махараджа, - сказал я, - твоё служение на протяжении всех этих лет было
выдающимся. У меня нет сомнений, что
Кришна примет его во внимание в момент твоей смерти".

вайур анилам амртам
атхедам бхасмантам шарирам
ом крато смара кртам смара
крато смара кртам смара

"Пусть это временное тело сгорит в огне, а воздух жизни сольётся с
окружающим воздухом. Теперь, о мой Господь, пожалуйста, вспомни все мои
жертвоприношения, и, поскольку Ты - высшее благо, пожалуйста, вспомни всё,
что я
сделал для Тебя".      [Шри Ишопанишад, Мантра 17]

Чтобы придать Махараджу ещё больше уверенности, я напомнил историю
Рамануджачарьи, который задал такой же вопрос Божеству Господа Ранганатхи.
"Мой Господь, - вопросил он, - какова судьба преданного, который не может
вспомнить Тебя в момент смерти?"

Божество помолчало несколько мгновений. "Если Мой преданный не сможет
помнить обо Мне в момент смерти, - сказал
Господь, - тогда Я буду помнить Своего преданного".

Махараджа улыбнулся.

Затем он начал прославлять некоторые из моих проповеднических проектов, и я
решил, что мне пора. Уходя, я пригласил Махараджа на празднование Гаура
Пурнимы в храме Потомака на следующий день.

На следующий день, сразу после сундара арати, я был приятно удивлён, когда
он появился в своём инвалидном кресле, несмотря на своё неустойчивое
состояние. Храмовая комната была набита до отказа, и когда преданные увидели
Махараджа, они стали приветствовать его. Хотя предполагалось, что программу
буду вести я, я попросил Махараджа дать лекцию после арати. Он замечательно
говорил в течение получаса, а потом передал микрофон мне.

"Сегодня вечером я скажу всего несколько слов, - начал я. - Я хотел бы
воспользоваться случаем остаться в памяти за
хвалебную песнь во славу Его Святейшества Бхакти Тиртхи Махараджа".

Некоторые преданные начали плакать. Я прославлял служение, которое Махарадж
совершил за эти годы, и в заключение
сказал, что ничуть не сомневаюсь, что он возвращается к Богу. "Наша
единственная квалификация достичь такого высокого положения, - добавил я, -
беспричинная милость духовного учителя, и доказательством того, что
Махараджа
достиг такой милости, является то, что когда он вернулся после проповеди за
Железным Занавесом, Шрила Прабхупада тепло обнял его".

Следующим утром я не стал давать лекцию, поскольку слишком устал, и мне
нужно было собрать вещи перед отъездом.
Позже, этим же днём, я был уничижён, узнав, что Бхакти Тиртхи Махараджа,
несмотря на истощение от болезни и подготовку к оставлению этого мира, дал
лекцию в своей комнате. Было очевидно, что хоть он и задавал вопросы мне,
в гораздо большей степени мне было, чему поучиться у него.

Как раз перед нашим отъездом из города Господь снова явил мне контраст между
скорбью и возвышением, когда мы со
Шри Прахладом и Рукмини Прией посетили дом Д-ра Кайи Плосс, богатой и
выдающейся в американской политике женщины. В свои 74 д-р Плосс отвечает за
Центр американо-польских культурных отношений, и встреча была устроена
преданным, который жил по соседству с ней.

Я не знал, насколько она влиятельна, пока мы не оказались в её доме. Я
увидел фото, на которых она была запечатлена
со многими мировыми лидерами, включаю Папу Иоанна Павла II, предыдущих
президентов Соединённых Штатов Джорджа Буша и Билла Клинтона, прошлого
президента Польши и нынешнего - Александра Квашневского, и это лишь
некоторые из имён.

Поначалу, принимая нас дома, она чувствовала себя немного неудобно, но,
спустя некоторое время, расслабилась. Увидев, что мы рассматриваем
фотографии, она начала рассказывать нам историю своей жизни, в центре
большей части которой стояла американская политика. Её второй муж служил
советником секретаря штата, поэтому мы услышали
множество историй об интригах и дипломатии. Время от времени она прерывалась
и задавала вопросы о сознании Кришны.

Через час зазвонил телефон, и она встала, чтобы ответить. "Прошу прощения, -
сказала она. - Я жду звонка от сына. Он представитель Польши в Объединённых
Нациях".

Она ответила на звонок в соседней комнате, но Рукмини Прийа, полячка по
происхождению, оказалась в зоне слышимости и рассказала нам потом, что
слышала следующее: "Дорогой сын, - сказала д-р Плосс, - произошло нечто
удивительное. У меня дома - люди из Харе Кришна".

Мы провели с ней около часа, и она пригласила нас вернуться на следующий
год. "Меня посещает много гостей, -
сказала она, - и я бываю у них. На следующей неделе я отправлюсь в Киев, к
новоизбранному президенту Украины. Вам
всегда здесь рады". Она положила руку мне на плечо.

"Спасибо", - сказал я и вручил ей экземпляр моей новой книги, Дневник
странствующего проповедника, том 5.

"Я обязательно его прочитаю!" - сказала она.

Через несколько дней пришёл ещё один почти явный урок, снова напомнивший,
что "всё это проявление - временно".

В Лагуне Бич, Калифорния, меня пригласили в дом Гаура Прии даси, 73-х летней
ученицы Вирабаху прабху. Она умирала от рака.

Войдя в её комнату, я увидел, что до оставления тела ей осталось всего
несколько часов. Она без сознания лежала на
своей постели, худая и бледная, со своими чётками, положенными поверх рук.
Члены её семьи попросили меня поместить ей в рот лист Туласи и немного воды
Ганги. Я был благодарен за служение Вайшнави, хотя обстоятельства были и
нелёгкими.

"Полагаю, я всё ещё не слишком убеждён, - подумал я, - потому Господь и
продолжает вдалбливать мне одно и то же:
жизнь временна, не отвлекайся, удерживай свой ум на цели".

Какое-то время мы вели киртан, но потом, поскольку мой ум начал блуждать, я
вышел вдохнуть свежего воздуха. Уходя,
я чувствовал себя не очень удобно, но, поскольку я никогда не знал Гаура
Прию, мне было сложно пребывать в том же
настроении, как те, кто занимался с ней служением.

Её дочь, которая не была преданной, вышла тоже: "Я хочу поблагодарить Вас за
всё, что Вы сделали для моей матери", -
сказала она.

"Но я здесь только несколько минут, - начал я. - Яа"

"Я имею в виду Ваш Дневник, - сказала она. Моя мать очень любит читать его и
с нетерпением ждёт появления каждой главы. Весь прошлый месяц она
прославляла Вас. Её особенно вдохновила история о Вашем брате и о том, как
он стал преданным. Она восприняла это как маленькое чудо, и это дало ей
столько веры и духовной силы в последние дни её
жизни!"

И снова я был смущён и уничижён.

"Она так хотела увидеть Вас", - сказала дочь.

"Спасибо, - сказал я - теперь я могу идти и воспевать с тем же чувством, что
и остальные".

Я вернулся в комнату и начал киртан. В этот раз я пел из сердца, надеясь,
что она каким-то образом услышит это посред-
ством трансцендентной среды. Через некоторое время я завершил киртан, и
перед уходом прошептал несколько ободряющих слов в её ухо.

Похоже, мои позитивные и негативные уроки шли по очереди, поэтому следующим
я ожидал позитивного, но вскоре
вновь лицом к лицу столкнулся со смертью. Как видно, этот урок нам нужно
заучивать вновь и вновь.

аханй ахани бхутани
гаччхантиха йамалайам
шешах стхаварам иччханти
ким ашчарйам атах парам

"День за днём бесчисленные живые существа этого мира отправляются в царство
смерти. И всё же, те, кто остался,
стремятся остаться здесь навсегда. Что может быть удивительней этого?"
[Махабхарата, Вана-парва, 313.116]

Но в этот раз это не был преданный из движения Харе Кришна. Это был Папа
Иоанн Павел II. Как и другие, я был огорчён,  услышав о его болезни и
смерти. Когда я получил новость о его достойном уходе, в окружении
спутников, в глубокой молитве, на мои глаза навернулись слёзы.

Один преданный посмотрел на моё лицо. "Но Махараджа, - сказал он, - большая
часть проблем, с которыми Вам пришлось столкнуться в Польше, исходила от
Церкви".

"Это так, - ответил я, - но я не думаю, что они исходили от самого Папы. Он
всегда проявлял готовность к межрелигиозному диалогу".

"Кроме того, - добавил я, - хотя наши духовные традиции могут в чём-то
разниться, я всегда ценил его консервативную
позицию в отношении религиозных вопросов и его смелость в распространении
своей веры. Мир - наилучшее место для его миссионерской деятельности".

"Ну что же, - ответил преданный, - я был бы удивлён, если бы Шрила
Прабхупада смотрел на это в том же духе".

"Конечно же, он так и делал, когда был с нами, - ответил я, - что доказывает
его письмо к Папе Павлу VI. Жизнь и смерть святых личностей содержит
драгоценные уроки для тех из нас, кто идёт по прямой и узкой дороге назад, в
духовный мир".

[Ниже приведены несколько фрагментов из письма:]

Монреаль, 3 августа, 1968

Его Святейшеству Папе, Павлу VI
Викарию Иисуса Христа,
Город-государство Ватикан,
Рим, Италия

Ваше Святейшество:

Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны у Ваших лотосных стоп. Я являюсь
индийским монахом, следующим
Ведическим принципам религиозной жизни. В настоящее время я нахожусь в
отречённом ордене Саннйасы (в возрасте 72 лет) и проповедую сознание Бога по
всему миру ....

Моя миссия находится в цепи преемственности Господа Чайтаньи, Который
является Воплощённой Любовью и явил Себя 482 года назад в Индии ... Его
миссия - возродить сознание Бога по всему миру на основе Шримад-Бхагаватам,
науки о Боге а

Принцип Шримад-Бхагаватам заключается в том, что любая религиозная вера,
которая помогает человеку развить
Любовь к Богу, лишённую мотиваций и не обусловленную никакими материальными
условностями, является транс- цендентной религией. Особенность отличия
человеческой жизни - в достижении Любви к Богу как совершенства жизни...

Эта тенденция сильно ухудшается, и поскольку Ваше Святейшество занимает пост
Главы великого религиозного
течения, я думаю, мы должны встретиться и наметить программу для
сотрудничестваа

Человеческое общество не может более дозволять продолжение безбожной
цивилизации, ведущей к риску исчезновения
правдивости, принципов чистоты, прощения и милосердияа

Движение сознания Кришны предназначено для глобального изменения ситуации.
Мы создаём людей характера и учим  наших учеников стать возлюбленными
Господа или Кришныа

Я не хочу растягивать это письмо, и, если Вы думаете, что наша встреча будет
благом для человечества в целом, я буду очень рад, если Ваше Святейшество
согласится дать мне интервью.
Благодарю Вас в ожидании скорого ответа.

Ваш в служении Господу,
А.Ч. Бхактиведанта Свами


indradyumna.swami@pamho.net

www.traveling-preacher.com
Официальный веб-сайт Дневника странствующего проповедника

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.news1108
Отписаться

В избранное