“Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе
в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.”(2Тим.1:1-5)
Как уже упоминалось в предисловии, собственно наставления Павла Тимофею начинаются с шестого стиха первой главы. Первые пять стихов содержат вдохновение Павлом Тимофея и представляют собой прекрасное и трогательное приветствие Апостола своему возлюбленному сыну по вере.
Но даже в этих личных стихах содержатся принципы, имеющие отношение не только к наставлению Тимофея, но и к родителям-христианам, учителям воскресных школ, молодежным лидерам, пасторам к любому верующему, который помогает другому возрастать духовно, становиться зрелым в Иисусе Христе и более полезным в служении.
Вот эти шесть, не выраженных прямо, но легко распознаваемых, принципов: авторитет (1:12а), доброжелательность (1:2б), признательность (13а), молитва (1:3б), любовь (1:4) и утверждение (1:5).
Авторитет
“Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, Тимофею, возлюбленному сыну” (1:12а)
Первый принцип формирования благочестивого и успешного вдохно- вения это авторитет, что очевидно из вступительного заявления Павла: он Апостол Иисуса Христа. Как объясняется во введении, Тимофей хорошо понимал апостольство Павла. И здесь Павел говорит об апостольстве, просто напоминая о том, что,
несмотря на близкие и теплые взаимоотношения, он имеет более высокое духовное звание и власть, нежели Тимофей, потому что именно он принес Слово Божье.
Близкие отношения не устраняют авторитета. Взаимная любовь между родителями и детьми не устраняет власти родителей над детьми. Любовь между ними при отсутствии авторитета обречена, она может обернуться трагедией для всей семьи. Как бы сердечно ни относились друг к другу сотрудники, бизнес не может быть успешным, если рабочие откажутся признать над собой власть работодателя и подчиниться ему.
Несмотря на глубокую взаимную привязанность, исполненное любви приветствие Павла Тимофею несет на себе весь груз его апостольства. Апостолос (Апостол) буквально означает посланный, посланник, как иногда переводится это слово (см. 2 Кор. 8:23; Фил. 2:25). Но в Новом Завете оно обычно несет на себе дополнительный оттенок, подразумевая посла, т. е. представителя, наделенного властью того, кого он представляет. В этом значении
данное слово употребляется по отношению к двенадцати ученикам Иисуса, призванным во время Его земного служения (см. Лук. 6:13, 9:10), и по отношению к Павлу, которого Христос призвал с небес после Своего вознесения (см. Деян. 9:315; 22:614; 26:1318). Господь употреблял глагольную форму слова апостолос ипо отношению к Себе. Например: посланного [апостелло] Тобою [Отцом] Иисуса Христа (Иоан. 17:3). А в Послании к Евреям об Иисусе сказано: Уразумейте Посланника и Первосвяще
нника исповедания нашего (3:1).
Как Апостол Иисуса Христа, Павел занимает место Христа и провозглашает Слово Христа, и делает он это по воле Бога, Всемогущего Отца. Павел пишет Тимофею не просто как дорогой друг, но как уполномоченный посол Бога-Отца и Бога-Сына. Он не предлагает братский совет, но властно и твердо провозглашает Божественную истину.
Павел поступает так в соответствии с Евангелием, названным здесь обетованием жизни во Христе Иисусе. Призвание Павла быть посланником Спасителя для исполнения Божьей воли должно было вылиться в провозглашении спасающей Благой Вести, чтобы мертвые в грехе могли обрести жизнь во Христе Иисусе. Павел отдал предпочтение фразе во Христе Иисусе, которая означает единение Павла и каждого верующего с нашим Господом и Спасителем через
участие в Его смерти, воскресении и вечной жизни. Иисус Сам есть путь, истина и жизнь (Иоан. 14:6), и Он дает Божественное обетование, что всякий верующий в Него не погибнет, но будет иметь жизнь вечную (Иоан. 3:16) и жизнь с избытком (Иоан. 10:10). Те, кто верой претендует на это обетование, могут утверждать вместе с Павлом, что Христос есть наша жизнь (Кол. 3:4).
Каждый отец в глубине души желает иметь прочные и многогранные взаимоотношения со своими детьми. Точно так же и Павел не только желал, но и проявлял, и испытывал взаимную любовь к Тимофею, своему возлюбленному сыну. И как близкие отношения не устраняют авторитет, точно так и авторитет не устраняет близких отношений. Как любящий духовный отец, Павел говорит со своим сыном по вере с апостольским авторитетом. Этот авторитет
стал для Тимофея сильным стимулом к послушанию.
Доброжелательность
“Благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.”(12б)
Хотя обычно эта фраза используется как приветствие, она также выражает подлинное желание, чтобы самое лучшее, что можно обрести в Боге, стало реальностью в жизни молодого проповедника. Доброжелательность Павла, его преданность и искреннее беспокойство о благоденствии других должны были стать вдохновением для Тимофея. Как всякий верующий, молодой ученик Пав