"Бог так велик. Он работает для Вас. Вы не можете увидеть, что он делает прямо сейчас, но я вижу это подобно театру. Когда занавес опускается... аудитория не имеет понятия, что происходит за этим занавесом. Но как только пришло время открыть занавес для зрителей снова, они смогут увидеть новое, новую сцену. "http://www.surewordministries.net
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВОЙТИ ВО СВЯТИЛИЩЕ?
«Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,» Евр. 10:19
Входить во святилище - это войти в Его Шехину и погрузиться в тайны Слова - Торы, которое Бог открывает Святым Духом.
ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?
Слово "жизнь" на иврите - хаим - связано со словами "тепло", "жар", "пыл" - хом. Жить - это быть горячими!
АВРААМ
Первый человек, поев от Дерева Познания добра и зла, последовал за материальными, низкими страстями и поэтому лишился права вкусить от Дерева Жизни. То же самое происходит каждый день и с его потомками: они оставляют дорогу к дереву жизни, то есть, путь близости к Б-гу, а вместо этого едят до пресыщения от дерева познания добра и зла, заключенных в животном начале этом мире. Именно из-за этого Б-г в Своей Б-жественной мудрости решил уничтожить поколение потопа, «и перебил их ужас», и остался только
Ноах с сыновьями, поскольку был праведником. Но следующие поколения пошли по тому же неразумному пути, еще больше отдалились от Б-га, пока Он не решил удостоить Свой мир света, просиявшего на темной земле. Этим светом стал наш праотец Авраам, собственным тщательным и верным рассуждением постигший бытие Б-га, Который движет и управляет миром в целом, определяя все его движение. Он был первым человеком в мире, который осознал существование Б-га через знаки, доступные разуму, и провозгласил его: «И произнес
Авраам Имя Б-га». http://toldot.ru/tora/articles/articles_22811.html
ЖЕНА ЛОТА И ЛОТ
«Жена же [Лотова] оглянулась позади его, и стала соляным столпом.» Быт. 19:26
Тот, кто увидит соляной столб, в который была превращена жена Лота, обязан прочесть два благословения:
— «Благословен праведный Судья».
— «Благословен Тот, Кто памятует о праведниках».
Произносящий эти слова тем самым благословляет Ашема, Который, разрушая Сдом, вспомнил об авраамовой праведности и спас Лота в заслугу праведника Авраама.
Какое отношение имеет к нам судьба Лота?
«Тот, кто общается с мудрыми, будет мудр; а того, кто дружит с глупыми, постигнет несчастье», — так говорится в Мишлей (13:20).
Если зайти в парфюмерную лавку, то, когда выйдешь оттуда, твоя одежда будет пропитана ароматом духов, даже если ты ничего не купил. Но если ты побывал на сыромятне, то будешь пропитан не совсем приятными запахами, даже не будучи по профессии кожевником.
Тот, кто привержен обществу людей, изучающих Тору, непременно получит пользу, а тот, кто проводит время с невеждами, а тем более — с нечестивцами, обязательно повредит себе.
О ТОМ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ В ПРИМЕНЕНИИ К БОГУ СЛОВО ПАКАД (ВСПОМНИЛ)
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Ваера
Избранные комментарии Абраванеля на недельную главу
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Буквальное значение этого глагола — «навестить, чтобы узнать, как дела». В этом значении оно использовано в стихе: «Пакадти (узнал Я, увидел Я) сделанное вам в Египте». Б-г сказал это евреям, потому что они думали, что благословенный Б-г отвернулся от них. И этот же глагол употреблен на Святом языке в стихе: «И Шимшон навестил свою жену с подарком — козленком». Поэтому человек, уполномоченный для исполнения какой-то миссии, на Святом языке называет пакид, «наблюдаемый»,
поскольку он работает на хозяев, постоянно проверяющих его прилежность. А люди, которые его назначили, называются покдим, «наблюдающие».
И стих следует понимать так. Ангел от имени Б-га сказал: «Я вернусь к тебе в это же время». Под возвращением, еще одним появлением Б-га, понимается то благо, которое Он дарует Аврааму, когда у него будет ребенок от Сары. Ведь действие указывает на присутствие действующего, и раз Б-г совершает действие, значит, Он Сам присутствует здесь же. В этом смысле следует понимать стихи «И был Б-г с Йеошуа» или «И был Б-г с Йосефом». Имеется в виду, что Б-г все время управлял ими и все время
делал им добро. И в этом же смысле «Б-г навестил Сару», то есть, занялся ею и тем, что ей уготовано.
Однако Б-г может «навестить», вспомнить человека и в хорошем, и в дурном смысле. Например, когда речь идет о наказании за грех золотого тельца, Б-г говорит: «И когда Я буду вспоминать вас, Я вспомню и ваш грех». Поэтому здесь необходимо было разъяснить, что когда Б-г вспомнил Сару, Он сделал для нее «то, о чем говорил», то есть, даровал ей обещанного ребенка. Поэтому, кстати, этот стих не упоминает Авраама: ведь этот подарок, беременность, получила именно Сара, хотя она гораздо
больше была удивлена этим подарком и ей было гораздо труднее принять его, чем Аврааму. http://toldot.ru/tora/articles/articles_22811.html
СНЫ ВИНОЧЕРПИЯ И ХЛЕБОДАРА
Сны главного виночерпия и главного хлебодара могут относиться и к Израилю и к Мессии Израиля также. Виноградная лоза, виноградник - это Израиль. Три ветви - либо праотцы Израиля - Авраам, Ицхак, Яаков, либо священники, левиты и народ Израиля, либо Моисей, Аарон и Мирьям. В Новом Завете Лоза - Мессия Израиля.
А три корзины аллегорически можно понимать как три изгнания Израиля (см. ниже мидраш).
Мидраш
"Виноградная лоза — это еврейский народ, который будет отправлен в изгнание в Египет. Три цветущих побега — это Моше, Аарон и Мириам, которые помогут евреям освободиться от египетского рабства."
"— Йосеф прав! — воскликнул хлебодар. — Мой сон закончился толкованием сна виночерпия, и обо всех этих событиях я уже знаю. А теперь и я хочу рассказать тебе свой сон. Мне приснилось, что я несу на голове сразу три корзины с хлебом, поставленные одна на другую. В верхней корзине — всевозможные сладости, которые клюют птицы.
— Этот сон содержит недоброе пророчество, — объявил ему Йосеф. — Он означает, что евреям предстоят три изгнания, после которых наступит четвертое—и оно будет самым тяжелым; это эдомское изгнание. Что же касается тебя, то твой сон намекает на то, что через три дня (опять же по случаю дня рождения фараона) тебя повесят, и птицы будут клевать твое тело." http://toldot.ru/tora/articles/articles_1521.html
СКРОМНЕЙШИЙ ИЗ ЛЮДЕЙ МОИСЕЙ
«Скромен тот, кто молча терпит унижение», — пишет автор «Архот цадиким», приводя слова мудрецов о том, что «самый скромный из всех живущих на земле людей» Моисей смолчал, когда Мирьям упрекала его в присутствии Аарона (Бамидбар, 12; 1—3).
«Унижаемые, но не унижающие, оскорбляемые, но не отвечающие на оскорбления, с любовью творящие добро и с верой принимающие страдания», — о них сказано: «… любящие (Всевышнего) будут подобны солнцу, которое восходит во всей силе своей » (Шофтим, 5:31), приводит «Архот цадиким» слова Талмуда (Шаббат, 88).
Почему «скромнейший из людей Моисей» был одновременно величайшим пророком? Потому что настоящая скромность — это признак величия, выражение чувства собственного достоинства! Не следует путать скромность с парализующим ощущением собственной неполноценности, которое выражается в гордыне, стремлении возвысить себя, унижая других.
Осознание своих сил и достоинств вдохновляет человека на реализациюего потенциала и одновременно придает ему ощущение скромности, ведь в жизни очень многое нужно достичь.
Не несмотря, а благодаря своей скромности Моисей бесстрашно вступил в бой с Фараоном, упрекал весь еврейский народ за грех золотого тельца. Благодаря своей скромности Моисей нашел в себе силы промолчать, не отвечая на обидные слова Мирьям.
Моисей не только не ответил на обвинения Мирьям, но и молился о ее выздоровлении, когда она, в наказание за свои слова, заболела проказой. Это стало уроком для всех нас, заключает рав Зелиг Плискин в своей книге «LoveYour Neighbor (c. 345)», цитируя Ралбага (рабби Леви бен Гершон, 1288—1344 гг. ): «Если кто-то действовал против тебя и был за это наказан, ты должен сделать все, чтобы ему помочь»… http://toldot.ru/blogs/katzin/katzin_244.html
ЕВРЕЙ НЕ СПОСОБЕН БЫТЬ ПОСЕРЕДИНЕ - ЛИБО ВВЕРХ, ЛИБО ВНИЗ
Первая: «И сделаю твое потомство словно песок земли. Если сможет кто посчитать песок земли, то и потомство твое посчитает» (Бытие-Берешит 13:16), а вторая: «Взгляни же на небо и посчитай звезды — сумеешь ли сосчитать их? И сказал: таково будет и потомство твое» (Бытие-Берешит 15:5). Об этом сказано в Гемаре (Ктубот 66 б): «Счастливы вы, сыны Израиля! Когда исполняете волю Вездесущего, вы подобны звездам. Когда же не исполняете Его волю, спускаетесь до праха земли».
Следует понять: когда поднимаются до самых звезд, это и вправду счастье, но что за счастье спуститься в прах?
Еще сказано (Мегила 16 а): «Этот народ уподоблен праху и звездам. Когди они спускаются, то спускаются в прах земли, а когда поднимаются — поднимаются до самых звезд». Идея в том, что природа еврея влечет его к крайностям. Он не способен оставаться посередине и быть нейтральным. Либо вверх, либо вниз — либо на вершине, либо в пропасти. http://toldot.ru/jfamily/forchildren/forchildren_22785.html
«Если друг нуждается в твоей помощи, чтобы разгрузить осла, а недругу требуется помощь в нагрузке осла, иди и помоги недругу, чтобы преодолеть своё побуждение ко злу, и хотя заставлять животных страдать запрещено Торой, но подчинение злого начала предпочтительнее» Талмуд, трактат Бава Мециа 32
К ХАНУКЕ
Рамбан в начале своего комментария на Тору приводит мидраш: «Земля была первобытным хаосом, тьма над бездной»… В этой фразе кроется намёк на четыре царства, которые будут порабощать народ Израиля до прихода Машиаха. «Тьма» олицетворяет Греческое царство, потому что они «затемнили глаза народа Израиля». Попытаемся понять, что имели в виду мудрецы.
Написано в мидраше «Седер а-Дорот Раба» («Порядок поколений»), что когда пришёл к власти Александр Македонский, умер последний пророк Эзра и прекратилось пророчество в мире. Как видно, мудрецы соотносят исчезновение пророчества с приходом в мир Греческого царства. Итак, у нас есть два вопроса, на которые нужно найти ответы: первый — почему Греческое царство сравнивается с тьмой, и второй — как связано с ними исчезновение из мира пророчества?
Первым делом надо понять, что из себя представляло пророчество. Пророк на святом языке, который представляет собой первоисточник всех понятий, существующих в мире, называется חוזה — видящий, т. е. пророчество — это способность человека видеть гораздо больше, чем простой смертный, некая расширенная способность видеть, которую человек получал вследствие серьёзной работы над собой. (Далее: http://toldot.ru/tora/articles/articles_1554.html)
ОБЕТ НАЗОРЕЙСТВА
Обсудим же теперь эти запреты подробнее.
1. "Назиру нельзя пить вино". Человек, выпивший вина, теряет ясность мысли (и потому не может выносить суждения по вопросам алахи). Употребление спиртного — одна из главных причин безнравственного поведения.
Кроме того, воздерживающийся от вина отстраняет себя от участия в вечеринках и пирушках. А раз он не сидит с приятелями за чашей, у него находится время задуматься над своей жизнью. Он пересмотрит свои пути и дела и исправит их.
Назиру запрещено не только пить вино, но даже есть виноград или изюм, включая косточки и кожуру.
Если он близко подходит к винограднику, его предостерегают: "Не ходи через него, ступай в обход!"
Так мудрецы учат нас принципу, что наилучший способ остеречься греха — сторониться всякого искушения.
2. "Ему нельзя стричь свои волосы".
Люди стригут волосы для того, чтобы выглядеть привлекательнее. Отпуская длинные волосы и, как того требует закон, сбривая их начисто по окончании незирута, назир изгоняет помыслы об украшении своего тела. Таким образом он сторонится суетных желаний.
Хотя длинные волосы назира не соответствуют нашему представлению о красоте, Тора называет их венцом (6:7). На назире покоится Шехина, ибо он соблюдает законы незирута.
3. "Назиру нельзя дотрагиваться до покойника". Почему назиру запрещено всякое соприкосновение с мертвым телом?
Всякого, кто сам себя освящает, Небо удостаивает дополнительной святости. Всемогущий награждает назиратакой же святостью, какой обладает первосвященник. Как первосвященнику нельзя осквернять себя даже ради ближайших родственников, так и назиру запрещено стать ритуально нечистым даже ради ближайших родственников.