Р. Ш.-Р. Гирш писал: "Буквально (не хорошо быть человеку одному) значит “не хорошо, когда видишь, что человек один”. Пока человек один, все “не хорошо”, и мир не может достичь совершенства, которое является целью его создания . Полнотой и законченностью,
о которой можно сказать “хорошо”, обладает только женщина. Лишь она способна придать законченность мужчине и миру. Эта истина была глубоко усвоена нашими мудрецами, учившими, что только с помощью женщины мужчина может стать поистине “мужчиной”, только вместе муж и жена образуют “Адама”-человека. Эта задача слишком велика, чтобы кто бы то ни было справился с ней в одиночку." (Комментарий р. Ш.-Р. Гирша к Торе http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda01_2.htm)
эзер ке-негдо - букв.: помощник, стоящий против (напротив) его. Как это понять?
"Сказал р. Элиэзер: Что означают эти строки Писания: "Я сделаю ему помощника, соответственного ему"? Если он будет достоин, она будет помощником ему; если же он будет недостоин, она будет против него."
("R. Eleazar further stated: What is the meaning of the Scriptural text, I will make him a help meet for him? If he was worthy she is a help to him; if he was not worthy she is against him."
"R. Jose met Elijah and asked him: It is written, I will make him a help; how does a woman help a man? The other replied: If a man brings wheat, does he chew the wheat? If flax, does he put on the flax? Does she not, then, bring
light to his eyes and put him on his feet!" (Yebamoth 63a http://www.come-and-hear.com/yebamoth/yebamoth_63.html))
Раши сформулировал кратко: "Достоин - помощь, не достоин - против него, чтобы бороться (с ним)"(Берешит раба 17) (Цит. по: комментарий Раши).
"Невозможно будет достичь искомого совершенства ['тов'], для которого [он был] предназначен, будучи создан "по образу и подобию", если он сам будет заниматься всеми хозяйственными делами." (Сфорно)
"Глубокий анализ этой формулировки дал Маhарал из Праги в его книге Гур Арье о комментарии Раши к Торе:
В этих словах скрыт глубокий и потаенный смысл. Мужское и женское - это две противоположности. Если будут они того достойны, то поистине соединятся в единую силу. Ибо всякие противоположности объединяются в единую силу, когда они достойны, то есть когда Всевышний, Благословен Он, творит мир между противоположностями, связывает их и соединяет; но когда они не достойны того - то, поскольку они противоположны друг другу - делает их "противниками". (Комментарий Нехамы Лейбович к Торе http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s013-022.html+1.htm)
«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто - либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.» (Еккл. 4:9-12)
В заключении, приведем несколько цитат из книги рава Й.-Д. Соловейчика "Одинокий верующий человек": "Я уже говорил, что только община, основанная на завете состоящая из трех членов — я, ты и Он, — способна облегчить и на деле облегчает жизнь второго Адама, потому что она дает ему возможность общения и объединения, возможность пользоваться искренней дружбой Евы. Мы также говорили о том, что в общине, основанной на завете, Адам и Ева участвуют в экзистенциальном опыте
бытия, т.е. что они существуют вместе, а не только трудятся сообща."
"Если бы Бог не присоединился к обществу Адама и Евы, они никогда не смогли бы совершить парадоксальный прыжок над пропастью, разделяющей двух индивидов, чьи эмпирические идеи выражены личными кодами, не поддающимися расшифровке. Без общего переживания завета в пророческом или молитвенном диалоге "сокрытый Адам" продолжал бы исполнять свою роль, а "сокрытая Ева" — свою, незнакомые друг другу и далекие друг от друга. Лишь тогда, когда Бог вышел из трансцендентной тьмы анонимности
и возложил на человека этико-моральную миссию, Адам и Ева, бывшие сокрытыми, стали обнаруживать себя перед Богом и в молитве и в безусловном обязательстве — и тогда они открыли себя друг другу в сочувствии и любви, с одной стороны, и в совместной деятельности, с другой. Так была достигнута конечная цель человеческого стремления к избавлению: человек почувствовал, что он освободился от одиночества и изоляции. Община принявших на себя обязательства стала общиной друзей, а не только соседей или знакомых."
(Р. Йосеф Дов Соловейчик. Одинокий верующий человек http://www.machanaim.org/philosof/solov/odino-ch.htm)
«Высшая степень человеческого отношения к Богу называется "двекут" - прилепленность человека к Нему. "Двека" - одно из самых высших человеческих чувств, ведущее к глубинному духовному объединению тех, кто его испытывает. И нам сказано, что, во-первых, соединение иш и иша должно происходить путем "двека", и что, во-вторых, как только соединение это осуществится, станет "давак", так они "станут плотью единой",
то есть новым, ими совместно порожденным существом, обладающим единой плотью.
От иш и иша в состоянии "давак" рождается (вернее: должна родиться) "единая плоть", новое существо. Но это не "семя", а "плод", не воспроизводство по подобию, а рождение человеческого существа высшего порядка. Вот основное задание иш и иша в Эдене. Такова же главная цель и их создания, и их пребывания в Саду.» (Б. Берман. Библейские смыслы http://ruslib.org/books/berman_b/bibleyskie_smisli_glavi_13-read.html)
«И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не
за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.» (Мф. 19:5-9)
«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.» (Еф. 5:31-33)
"Известно, что у есть у Торы чудесное свойство: на каком бы уровне не находился человек, великий мудрец или пятилетний ребенок, читая ее он извлечет для себя урок. Несомнено, это является ярким свидетельством Б-жественного происхождения Торы."
"... Всемогущество Творца неподвластно нашему разуму и чуждо человеку, сознание которого ограничено его природой. Однако Всевышний желал, чтобы человек мог понять нечто в Его путях и деяниях. Более того — чтобы он старался понять как можно больше и стремился к этому всеми силами. Поэтому Творец избрал образ действия, соответствующий путям человеческим, т.е. в постижимом и понятном порядке. Таким образом, Всевышний пожелал действовать в соответствии с природой созданных,
и поэтому дал им возможность постигать Его дела и понимать их хотя бы немного, раз невозможно постичь больше. Доказательство этому — сотворение мира, а точнее то, как оно описано в Торе. Творец свидетельствует, что создал мир последовательными действиями, разграниченными во времени и разделенными на «речения», а не одним «речением», как мог бы. Именно из этого следует возможность и необходимость проводить анализ Его действий, их причин и тем более следствий, различать все категории,
виды и их аспекты, все согласно образу мышления человека." (Рамхаль. Даат Твунот http://toldot.ru/tora/library/musar-evreiskoe-mirovozzrenie/daattvunot/)