«Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.» (Еккл. 4:17)
ГОШАНА РАБА (СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПРАЗДНИКА КУЩЕЙ)
Начинается седьмой день праздника кущей (Суккот) - Гошана Раба.
Гошана Раба (последний день Суккот) - это кульминация праздника.
У Исайи мы читаем: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения,» (Ис. 12:3)
Существовала такая традиция: в течение семи дней Суккот когены (священники) носили воду в золотом кувшине из купальни Шилоах (Силоам). Когены
передавали кувшин с водой другому когену, который выливал ее в резервуар у жертвенника. Этот ритуал символизировал молитву о дожде, с которой начинался восьмой день, Шмини Ацерет, и указывало на излияние Руах ha-Кодеш (Святого Духа) на еврейский народ.
В последний день Суккот, когда лилась вода, слышно было пение псалмов, звук труб (шофаров), в которые трубили когены и т.д., Йешуа говорит:
«В последний же великий день праздника
стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Йешуа (Иисус) еще не был прославлен.» (Ин. 7:37-39)
Реки воды живой - это благословения, которые мы, уверовавшие в Мессию Йешуа, принявшие Руах а-Кодеш (Святой Дух), имеем, чтобы благословлять мир, делиться Бесора Това (Благой
Вестью) с людьми.
Также в последний день праздника Йешуа говорит: «Опять говорил Йешуа (Иисус) [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Ин. 8:12)
Эти слова также были уместны на Суккот, т.к. во дворе Храма были золотые меноры, из которых исходило сияние огня. Йешуа раскрывает духовный смысл этого света: "... Я свет миру..."
Сказал раби Ицхак: "Надлежало бы начать Тору со (стиха) "Этот месяц для вас - глава месяцев" [Имена*12, 2], который является первой заповедью, данной (сынам) Исраэля. Почему же (она) начинается с (с сотворения мира)? Потому что "силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен" [Псалмы 111, 6]. Ибо если скажут народы мира Исраэлю: "Разбойники вы, захватившие земли семи народов", то (сыны Исраэля) скажут им: "Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее
и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам".
в начале сотворил
Этот стих требует истолкования, как толковали его наши мудрецы: ради Торы, нареченной , началом
пути Его [Притчи 8, 22], и ради Исраэля, нареченного , начатком плодов Его [Ирмeяhу 2, 3] ... (Раши http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda01_1.htm)
В Таргуме Онкелоса (перевод Торы на арамейский язык) слово "брейшит" переведено как "би-кадмин" (в первые времена). В других стихах Танаха Таргум Онкелоса и Таргум Йонатана переводят слово "кадмин" как "вечность". Таргум Йонатана считает стих (Мих. 5:2) мессианским.
("The expression, when used, as here, in the plural, is sometimes put for "eternity." Compare Onkelos on Deut. xxxiii. 27, Eloha de-milkadmin, "the Eternal God," or, "God who is from eternity," with Jonathan on Micah v. 2, "Messiah, . . whose name is called (milkadmin) from eternity." http://www.ultimasurf.net/bible/aramaic/targum/onkelos/genesis/genesis_1.htm)
«И ты, Бейт-лехем - Эфрата (Вифлеем - Ефрафа), мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.» (Мих. 5:2)
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Ин. 1:1)
«в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.» (Евр. 1:2)
Таким образом, вначале был Йешуа, через Него был создан мир. Мессия Израиля неотделим от Его Торы и народа Израиля.
сотворил - "Говоря об акте творения, Тора пользуется словом “бара”. Этот глагол означает сотворение из ничего, создание чего-то абсолютно нового, никогда прежде не существовавшего. Интересно, однако, что в главе “Брешит” это слово употреблено лишь трижды. В первый раз “бара” сказано в первом стихе и подразумевает сотворение материи. Во второй раз — “и сотворил (ваивра) Б-г больших морских животных” (1:21) —
там, где речь идет о сотворении жизни; Б-г создал животных, обладающих животной душой. А в третий раз — “и сотворил Б-г человека” (1:27) — говорится о создании существа, у которого, кроме обычной жизни, как у всех животных, есть еще Б-жественная душа, сохраняющаяся и после смерти." (http://rav.ru/index.php/archives/129)
Евреи, христиане и Слово Бога http://messianicministry.info Еврейский мессианский сайт. Еврейские корни христианства.
Ценности еврейской семьи. Еврейские праздники и их мессианское значение. Холокост и антисемитизм. Праведники мира
С чего началось грехопадение человека?
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт. 2:16-17)
есть - (букв.: "есть ешьте", иврит: ахоль тохель).
«И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.» (Быт. 3:2-3)
ешьте - иврит: нохель
Мы видим, что Хава (Ева) не точно передает слова Всевышнего. Бог сказал два раза, ЧТО нужно есть ("есть ешьте" - "ахоль тохель"), а Хава упускает это очень важное повторение и говорит одно слово "ешьте" (нохель). Но вот относительно запрета, она его ужесточает: Бог сказал: "не ешь", а Хава говорит: "не ешьте и не прикасайтесь", т.е. ужесточает запрет, как-бы сжимает пружину. При этом она говорит: "сказал
Бог" (амар Элоhим), а не "заповедал Господь Бог" (вайецав hашем Элоhим).
"А если был он высокомерным, должен он вести себя так, чтобы навлечь на себя позор – сидеть ниже всех, одеваться в позорные истрепанные лохмотья и тому подобное, пока не искоренится в нем высокомерие окончательно и не вернется он на средний путь – путь добрый. А когда вернется он на средний путь, будет идти по нему все дни жизни своей. Таким же способом исправит он все другие пороки: если отдалился он от одной крайности – должен он отдалить себя и
от другой крайности и вести себя так длительный срок, пока не вернется на добрый путь, то есть на средний путь в каждом качестве." (Рамбам. Мишне Тора. Законы о нравах. Гл. 2, п. 2 http://www.rambaminrussian.org/text_files/deyos2.htm)
Шломо (Соломон) ибн Габироль (11-й век, Испания)
ПРИГЛАШЕНИЕ
Прийди ко мне на рассвете, Прийди ко мне, ибо я хочу, Возлюбленный, мой дух жаждет, Чтобы увидеть сынов Израилевых. Для тебя, мой милый, Я приготовлю В моем дворе золотую кровать, И помещу я стол там, И хлеб для тебя приготовлю. Для тебя мой бокал я наполню С соков моего винограда: И ты будешь пить в радости сердца, Из всех моих ароматов день и ночь. Радость в Тебе я покажу. С какого народа встречают Царя? О, Сын Иессея, из святого рода, Божий слуга, родившийся в Вифлееме!
INVITATION
Come up to me at early dawn, Come up to me, for I am drawn, Belovèd, by my spirit’s spell, To see the sons of Israël. For thee, my darling, I will spread Within my court a golden bed, And I will set a table there And bread for thee I will prepare, For thee my goblet I will fill With juices that my vines distil: And thou shalt drink to heart’s delight, Of all my flavours day and night. The joy in thee I will evince With which a people greets its prince. O son of Jesse, holy stem, God’s servant, born of Bethlehem!