Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


СУККОТ (ПРАЗДНИК КУЩЕЙ)
 
 
"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно..."
 
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.» (Исх. 20:7)
 
напрасно - попусту, ложно (иврит: лешав)

"Есть два разных нарушения: шекер и шав. Шекер - это обман, утверждение, которое неверно, но которое могло бы быть верным. Шав - это явная ложь, когда, например, клянутся, что черное - это белое. Такая ложь выставляет человека на посмешище и развращает личность. Как и все остальное во вселенной, человек принадлежит Богу, поэтому посягательство на собственную личность запрещено. Есть и другой вид напрасной клятвы - клясться в явной правде. Не нужно говорить штампами и клише. Учитель не должен учить, если он ничего не может добавить к тому, что и так известно. Это попрание человеческого достоинства (из комментариев р.Иосифа Соловейчика).
 
К Третьей Заповеди относиться также запрет браха леватала - "напрасного благословения", в котором употреблено Имя Бога. С ней связано также установление о том, что запрещается пытаться произнести четырехбуквенное Имя Бога; и даже другие Его Имена: "Господь" и "Бог" - мы произносим на иврите полностью только при чтении Торы или в молитве. В некоторых книгах слова "Бог" и "Господь" пишут не полностью, а, например, через дефис, даже и не на иврите.

И еще сказано у Мудрецов: "Кто называется произносящим напрасно Имя Бога? Тот, кто молится, надевает тфиллин: но, выходя к людям, поступает плохо". (http://www.machanaim.org/holidays/shavuot/booksh.htm)

"Псикта рабати, 22:
Сказал рав Зеира: Разве стих говорит о напрасных клятвах? Вот ведь сказано: "Не клянитесь Моим именем ложно" (Ваикра 19:12). Что имеет в виду Тора: "Не возноси имя Г-спода Б-га твоего всуе"? Чтобы ты не присваивал себе власть, будучи недостоин власти." (Нехама Лейбович. Комментарии к Торе
ttp://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/shmot/itro_4_s.html+34.htm)
 
«не сидел я с людьми лживыми (шав), и с коварными не пойду;» (Пс. 25:4)

«суету (шав) и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,» (Прит. 30:8)

«А пророки ее всё замазывают грязью, видят пустое (шав) и предсказывают им ложное, говоря: "так говорит Господь Бог", тогда как не говорил Господь.» (Иез. 22:28)

«зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,» (1 Пет. 1:18)

«Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;» (Еф. 5:6)

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;» (Кол. 2:8)

 

ПОЧЕМУ ВСЕВЫШНИЙ ИСПЫТЫВАЛ АВРААМА?

«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.» (Быт. 22:1)

Бог искушал Авраама - Бог испытывал Авраама (иврит: ha-Eлоhим ниса эт-Авраhам)

Почему Всевышний испытывал Авраама?

«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.» (Быт. 15:6)

Ашем знал все мысли Авраама. Цель испытания - духовный рост.

Корень на иврите "наса" мы встречаем у Дан., гл. 1, в значении "приобретать опыт".

«Тогда сказал Даниэль (Даниил) Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниэлю (Даниилу), Ханании, Мишаэлю (Мисаилу) и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.» (Дан. 1:11-15)

Абарбанель: "Смысл этого испытания - не проверка, чтобы в результате ее Бог узнал то, что, якобы, не знал до тех пор. Но это слово 'ниса' ("испытывал") - от корня 'нес' ("знамение"), так как тем удивительным деянием, совершенным по слову Всевышнего, Авраhам явил знамение всему миру - словно высоко поднял знамя, которое увидят все народы земли!"  

Берешит Раба 32:3: "Гончар не подвергает испытанию плохие кувшины. А какие кувшины он проверяет? Только хорошие." (Комментарии Нехамы Лейбович к Торе http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/bereishit/s127-133.html+17.htm)

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.» (Иак. 1:2-4)

Авраам имел качества Мессии Йешуа.

«Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется (ниса), и возвеличится.» (Ис. 52:13)

«Но Он взял (наса) на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.» (Ис. 53:4)

«Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес (наса) на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» (Ис. 53:12)

 В этих стихах также используется слово «ниса» («наса»).

http://messianicministry.info

Традиция

Из книги Рамбана "Врата воздаяния"

"И с тем был испытан Авраам, чтобы принял на себя тяжкое служение и чтобы его награда сохранялась вечно, как написано: «Собою клянусь, — сказал Ашем, — за то, что ты совершил это и не пожалел своего единственного сына, Я благословлю тебя и многократно умножу твое потомство…» (Берешит 22:16—17). И с тем был испытан в пустыне народ Израиля, чтобы ради Имени Святого, благословен Он, и Его Торы они приняли на себя трудности и опасности, связанные с переходом через пустыню, и получили за это награду, как сказано: «И помни весь путь, которым вел тебя Ашем, твой Б-г, эти сорок лет по пустыне, чтобы, изнуряя тебя, испытать и узнать, что на твоем сердце…» (Дварим 8:2). И еще сказано: «Я помню о благосклонности ко Мне в твоей юности, о твоей любви, когда ты была невестой, как ты шла за Мной по пустыне, по незасеянной земле» (Ирмия 2:2). Получается, что эти испытания — благо для человека, ибо, устояв, он удостаивается награды. И Имя Святого, благословен Он, превозносится этим, ибо в испытании выявляется, насколько велики в сердцах Его слуг любовь к Нему и трепет перед Ним, насколько их влечет к Его заповедям — ведь они выполняют Его волю, как желание своих сердец." (Рамбан. "Врата воздаяния" http://toldot.ru/tora/library/musar-evreiskoe-mirovozzrenie/vratavozdayaniya)

О служении Творцу

О частях служения

"[1] Все служение подразделяется на две части: первая — изучение, и вторая — исполнение.

[2] Исполнение разделяется на четыре типа: первое — постоянное, второе — ежедневное, третье — зависящее от времени, и четвертое — зависящее от обстоятельств.

[3] Постоянное исполнение — это то, что человек обязан соблюдать постоянно, например, любить Б-га и бояться Его.

Ежедневное — то, что обязан соблюдать каждый день, как принесение жертв во времена существования Храма и молитвы и чтение Шма в наши дни.

Зависящее от времени — то, что обязан соблюдать в определенные периоды, например, в шабаты и праздники.

Зависящее от обстоятельств — то, что обязан соблюдать при возникновении определенный обстоятельств, например, отделение халы, маасэра (десятины), выкуп первенца и т. п.

Во всех этих категориях существуют приказы и предостережения, то есть, предписывающие и запрещающие заповеди, о которых (сказано в Писании: ) «Отвратись от зла и делай добро» {Теилим 34:15)." (Подробнее: Моше Хаим Луцатто. Путь Творца (Дерех Ашем). Ч. 4, гл. 1 http://toldot.ru/tora/library/musar-evreiskoe-mirovozzrenie/derech/?curPos=1#_Toc86427880)

О любви к Б-гу и о страхе перед Ним

"[1] Мы уже объяснили в части 1, гл. 4, аспекты любви и страха, которые приближают и приобщают человека к Творцу, благословенно Его Имя. Это сказано об истинных любви и страхе — любви к Всевышнему Самому, а не к награде, и страхе перед Его вознесенностью, а не перед наказанием. Такой страх очищает человека от тьмы его материальности и телесности и привлекает к нему Шехину." (Там же, гл. 3)

 

В избранное