"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно..."
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.» (Исх. 20:7)
напрасно - попусту, ложно (иврит: лешав)
"Есть два разных нарушения: шекер и шав. Шекер - это обман, утверждение, которое неверно, но которое могло бы быть верным. Шав - это явная ложь, когда, например, клянутся, что черное - это белое. Такая ложь выставляет человека на посмешище и развращает личность. Как и все остальное во вселенной, человек принадлежит Богу, поэтому посягательство на собственную личность запрещено. Есть и другой вид напрасной клятвы - клясться в явной правде. Не нужно говорить штампами и клише.
Учитель не должен учить, если он ничего не может добавить к тому, что и так известно. Это попрание человеческого достоинства (из комментариев р.Иосифа Соловейчика).
К Третьей Заповеди относиться также запрет браха леватала - "напрасного благословения", в котором употреблено Имя Бога. С ней связано также установление о том, что запрещается пытаться произнести четырехбуквенное Имя Бога; и даже другие Его Имена: "Господь" и "Бог" - мы произносим на иврите полностью только при чтении Торы или в молитве. В некоторых книгах слова "Бог" и "Господь" пишут не полностью, а, например, через дефис, даже
и не на иврите.
"Псикта рабати, 22: Сказал рав Зеира: Разве стих говорит о напрасных клятвах? Вот ведь сказано: "Не клянитесь Моим именем ложно"
(Ваикра 19:12). Что имеет в виду Тора: "Не возноси имя Г-спода Б-га твоего всуе"? Чтобы ты не присваивал себе власть, будучи недостоин власти." (Нехама Лейбович. Комментарии к Торе ttp://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+Life/Nehama/shmot/itro_4_s.html+34.htm)
«не сидел я с людьми лживыми (шав), и с коварными не пойду;» (Пс. 25:4)
«суету (шав) и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,» (Прит. 30:8)
«А пророки ее всё замазывают грязью, видят пустое (шав) и предсказывают им ложное, говоря: "так говорит Господь Бог", тогда как не говорил Господь.» (Иез. 22:28)
«зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,» (1 Пет. 1:18)
«Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;» (Еф. 5:6)
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;» (Кол. 2:8)
ПОЧЕМУВСЕВЫШНИЙ ИСПЫТЫВАЛ АВРААМА?
«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.» (Быт. 22:1)
Бог искушал Авраама - Бог испытывал Авраама (иврит: ha-Eлоhимниса эт-Авраhам)
Почему Всевышний испытывал Авраама?
«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.» (Быт. 15:6)
Ашем знал все мысли Авраама. Цель испытания - духовный рост.
Корень на иврите "наса" мы встречаем у Дан., гл. 1, в значении "приобретать опыт".
«Тогда сказал Даниэль (Даниил) Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниэлю (Даниилу), Ханании, Мишаэлю (Мисаилу) и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и
телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.» (Дан. 1:11-15)
Абарбанель: "Смысл этого испытания - не проверка, чтобы в результате ее Бог узнал то, что, якобы, не знал до тех пор. Но это слово 'ниса' ("испытывал") - от корня 'нес' ("знамение"), так как тем удивительным деянием, совершенным по слову Всевышнего, Авраhам явил знамение всему миру - словно высоко поднял знамя, которое увидят все народы земли!"
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.» (Иак. 1:2-4)
Авраам имел качества Мессии Йешуа.
«Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется (ниса), и возвеличится.» (Ис. 52:13)
«Но Он взял (наса) на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.» (Ис. 53:4)
«Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес (наса) на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» (Ис. 53:12)
В этих стихах также используется слово «ниса» («наса»).
"И с тем был испытан Авраам, чтобы принял на себя тяжкое служение и чтобы его награда сохранялась вечно, как написано: «Собою клянусь, — сказал Ашем, — за то, что ты совершил это и не пожалел своего единственного сына, Я благословлю тебя и многократно умножу твое потомство…» (Берешит 22:16—17). И с тем был испытан в пустыне народ Израиля, чтобы ради Имени Святого, благословен Он, и Его Торы они приняли на себя трудности и опасности, связанные с переходом через пустыню, и получили
за это награду, как сказано: «И помни весь путь, которым вел тебя Ашем, твой Б-г, эти сорок лет по пустыне, чтобы, изнуряя тебя, испытать и узнать, что на твоем сердце…» (Дварим 8:2). И еще сказано: «Я помню о благосклонности ко Мне в твоей юности, о твоей любви, когда ты была невестой, как ты шла за Мной по пустыне, по незасеянной земле» (Ирмия 2:2). Получается, что эти испытания — благо для человека, ибо, устояв, он удостаивается награды. И Имя Святого, благословен Он, превозносится этим, ибо в испытании выявляется,
насколько велики в сердцах Его слуг любовь к Нему и трепет перед Ним, насколько их влечет к Его заповедям — ведь они выполняют Его волю, как желание своих сердец." (Рамбан. "Врата воздаяния" http://toldot.ru/tora/library/musar-evreiskoe-mirovozzrenie/vratavozdayaniya)
"[1] Все служение подразделяется на две части: первая — изучение, и вторая — исполнение.
[2] Исполнение разделяется на четыре типа: первое — постоянное, второе — ежедневное, третье — зависящее от времени, и четвертое — зависящее от обстоятельств.
[3] Постоянное исполнение — это то, что человек обязан соблюдать постоянно, например, любить Б-га и бояться Его.
Ежедневное — то, что обязан соблюдать каждый день, как принесение жертв во времена существования Храма и молитвы и чтение Шма в наши дни.
Зависящее от времени — то, что обязан соблюдать в определенные периоды, например, в шабаты и праздники.
Зависящее от обстоятельств — то, что обязан соблюдать при возникновении определенный обстоятельств, например, отделение халы, маасэра (десятины), выкуп первенца и т. п.
"[1] Мы уже объяснили в части 1, гл. 4, аспекты любви и страха, которые приближают и приобщают человека к Творцу, благословенно Его Имя. Это сказано об истинных любви и страхе — любви к Всевышнему Самому, а не к награде, и страхе перед Его вознесенностью, а не перед наказанием. Такой страх очищает человека от тьмы его материальности и телесности и привлекает к нему Шехину." (Там же, гл. 3)