Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Ев. от Матфея, 26:43-27:26: Страдания и смерть (2) / 31.VIII.21 вт


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 31 августа 2021 года, вторник.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/mt26-27.htm.

 

Продолжаем читать Евангелия от Матфея, сегодня — стихи 26:43–27:26.

Перевод и примечания В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть")[Тж. на сайте "Библия-центр" / АУДИО (ред. 2004 г.)]

Добавлено сравнение с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

  
Комментарии:
 введе-
ние, комм. к книге:
В.Н. Кузне-
цова
к глл. 26–27

Евангелист Матфей

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ*

43 Вернувшись, Он снова застал их спящими: у них слипались глаза. (44) Покинув их, Он снова отошел и молился в третий раз — теми же словами. (45) Потом Он возвращается к ученикам и говорит им:

   — А вы всё спите, отдыхаете?.. Настал час: вот, Сына человеческого отдают в руки грешников. (46) Вставайте, идем! Смотри́те, предатель уже близко.

47 И тут, когда Он еще говорил, появился Иуда, один из Двенадцати, и с ним большая толпа с мечами и кольями, посланная старшими священниками и старейшинами. (48) Предатель заранее условился с ними о знаке, сказав: "Кого я поцелую, тот и есть Иисус. Берите Его".

49 Он направился прямо к Иисусу.

   — Приветствую Тебя, Рабби! — сказал он и крепко поцеловал Его.

50 Но Иисус сказал ему:

   — Так вот для чего ты пришел, приятель?

Тогда Иисуса схватили и взяли под стражу.

51 И тут один из учеников Иисуса выхватил меч и, ударив слугу первосвященника, отсек ему ухо.

52 Иисус говорит ему:

   — Вложи меч в ножны! Всякий, кто берется за меч, от меча и погибнет. (53) Или ты думаешь, Я не мог попросить Моего Отца? Он бы тут же послал Мне двенадцать ангельских воинств, а то и больше! (54) Но как в таком случае исполниться Писаниям? Ведь всё это должно произойти!

55 И сказал тогда Иисус толпе:

   — Вы пришли за Мной с мечами и кольями, как будто Я разбойник! Каждый день Я сидел в Храме и учил, и вы Меня не забирали. (56) Но всё это произошло для того, чтобы исполнились писания пророков.

Тогда все ученики покинули Его и убежали.

57 Толпа, взявшая Иисуса, привела Его к первосвященнику Кайафе*, где уже собрались учителя Закона и старейшины.

58 А Петр шел за Ним поодаль до двора первосвященника, вошел внутрь и сел со слугами, чтобы посмотреть, чем всё кончится.

59 Старшие священники и весь Совет добивались против Иисуса ложных показаний, чтобы вынести Ему смертный приговор. (60) Но хотя многие выступали как лжесвидетели, им это не удалось. Наконец выступили свидетелями двое. (61) Они сказали:

   — Этот человек говорил: "Я могу разрушить Храм Божий и в три дня заново выстроить".

62 Первосвященник встал и спросил Иисуса:

   — Молчишь? Тебе нечего возразить на обвинения, которые они против Тебя выдвигают?

63 Но Иисус молчал.

Тогда первосвященник сказал Ему:

   — Именем Бога Живого заклинаю Тебя, скажи нам, Ты — Помазанник, Сын Бога?

64  — Это ты сказал, — говорит ему Иисус. — И больше того, Я говорю вам:

Отныне увидите Сына человеческого
   сидящим по правую руку Всемогущего
   и идущим по облакам небесным.

65 Тогда первосвященник разодрал на себе одежды и сказал:

   — Кощунство*! Зачем нам нужны еще свидетели? Вы сами только что слышали кощунство*! (66) Каким будет ваше решение?

   — Виновен и должен умереть, — ответили они.

67 Потом они стали плевать Ему в лицо, бить по щекам и, избивая, (68) говорили:

   — Эй, Помазанник, скажи-ка нам, кто Тебя ударил!

69 А Петр сидел снаружи, во дворе. К нему подошла служанка.

   — Ты тоже был с Иисусом Галилеянином, — сказала она.

70 Но Петр в присутствии всех отрицал это:

   — Я не знаю, о чём ты говоришь.

71 Когда он отошел к воротам, его увидела другая служанка. Она говорит тем, кто там стоял:

   — Вот этот был с Иисусом Назореем.

72 И снова Петр клятвенно отрицал это:

   — Не знаю я этого человека!

73 Вскоре подошли к нему стоявшие там люди.

   — А ты и правда из тех, — сказали они. — Слышно по говору.

74 И Петр снова клялся и божился:

   — Не знаю я этого человека!

И в этот миг запел петух.

75 Вспомнил Петр слова́, сказанные Иисусом: "Прежде чем пропоет петух, ты трижды от Меня отречешься". И, выйдя, горько заплакал.

27 Рано утром все старшие священники и старейшины собрались вместе, чтобы вынести Иисусу смертный приговор. (2) Связав Его, они отвели и передали Его римскому наместнику Пила́ту.

Когда Иуда, предатель, узнал, что Иисус приговорен к смерти, он раскаялся и вернул тридцать серебряных монет старшим священникам и старейшинам (4) со словами:

   — Согрешил я, предал невинного.

   — Что нам до того? — ответили они. — Это твое дело.

5 Иуда швырнул деньги в святилище, ушел и повесился.

Старшие священники, взяв деньги, сказали:

   — Эти деньги нельзя класть в сокровищницу. На них кровь.

Посовещавшись, они решили купить на них поле горшечника, чтобы хоронить там чужеземцев. (8) Поэтому поле это стало называться Полем Крови и зовется так поныне.

9 Так исполнилось сказанное устами пророка Иеремии*:

"И взяли они тридцать сребреников,
   цену, которую дал за Него народ Израиля,
10 и отдали их за поле горшечника,
   как велел мне Господь".

11 Иисус предстал перед наместником.

   — Ты "еврейский царь"*? — спросил Его наместник.

   — Так говоришь ты, — ответил Иисус.

12 Но когда старшие священники и старейшины стали обвинять Его, Иисус ничего не отвечал им.

13 —  Ты что, не слышишь? — говорит Ему тогда Пилат. — Смотри, сколько против Тебя обвинений!

14 Но Иисус не сказал ни слова в ответ, чем очень удивил наместника.

15 По случаю праздника наместник обычно освобождал одного из заключенных, за которого просил народ. (16) Был тогда один узник, пользовавшийся громкой славой, звали его Иисус Бар-Абба́. (17) Когда собрались люди, Пилат спросил у них:

   — Кого хотите, чтобы я вам освободил: Иисуса Бар-Аббу или Иисуса, которого называют Помазанником?

18 Пилат ведь знал, что Его выдали из зависти.

19 Когда он сидел на судейском возвышении, его жена велела ему передать: "Ничего не делай этому невинному! Этой ночью Он мне снился, и я очень из-за Него страдала".

20 Тем временем старшие священники и старейшины подбили толпу требовать свободы для Бар-Аббы, а для Иисуса — ка́зни*.

21 Наместник спросил их:

   — Кого вы хотите? Кого из двух мне освободить?

   — Бар-Аббу, — ответили они.

22 —  А как поступить с Иисусом, которого называют Помазанником? — говорит Пилат.

   — На крест Его! — отвечают все.

23 —  Но что дурного Он сделал? — спрашивает он.

  — На крест Его! — еще громче закричали они.

24 Пилат, видя, что ничего не помогает, а может даже начаться смута, велел принести воды́ и вымыл руки перед народом.

   — Я неповинен в смерти этого человека. Вам отвечать! — сказал он.

25 —  Пусть вина будет на нас и на детях наших! — ответил весь народ.

26 Тогда Пилат освободил Бар-Аббу, а Иисуса велел бичевать, а потом распять на кресте.

 


5.22 Совет — это высший религиозно-политический орган, в функции которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском произношении — Санхедри́н), что значит по-гречески "совет". В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины и учителя Закона.

 

26.45 А вы всё спите, отдыхаете? — возможно иное понимание: "Так спите и дальше, отдыхайте!"

26.48 Близкие люди при встрече целовали друг друга в щеку.

26.50 Так вот для чего ты пришел..? — возможен перевод: "Делай то, за чем пришел". Каждый день — вероятно, Иисус провел в Иерусалиме больше, чем пять дней, как об этом говорит церковный календарь.

26.59 Совет — см. прим. к 5.22.

26.60 По Закону Моисея для того, чтобы приговорить человека к смерти, необходимо было не менее двух свидетелей обвинения, давших одинаковые показания.

26.64 Это ты сказал — скорее всего это не отрицание, а косвенное утверждение.

26.65-66 Человек, услышав кощунство, обязан был в знак скорби разодрать на себе одежду (ср. Деян 14.14). Называть себя Мессией не было кощунством (известно, что в Израиле были люди, объявлявшие себя мессиями, и самый известный из них Бар-Кохба, в 135 г. поднявший второе восстание против Рима и официально объявленный мессией самым выдающим рабби того времени Акивой). Кощунство, по мнению первосвященника, заключалось в том, что Иисус утверждал, что Он будет сидеть по правую руку Бога и судить мир (согласно 1 Книге Еноха, именно Сын человеческий будет Судьей), в том числе Своих нынешних судей.

26.73 Слышно по говору — у галилеян был характерный акцент.

27.2 По еврейскому судопроизводству судебные заседания нельзя было проводить ночью. Если человека приговаривали к смертной казни, необходимо было не раньше, чем через сутки, провести еще одно судебное заседание для того, чтобы обвиняемый мог представить доказательства своей невиновности. Суд над Иисусом проводился с нарушением всех норм, это скорее судебная расправа. Пилату — в некоторых рукописях: "Понтию Пилату". Понтий Пилат был префектом, т.е. римским наместником Иудеи с 26 по 36/37 гг. I в. Евреи передали Иисуса римлянам потому, что не имели права выносить смертный приговор по религиозным обвинениям без утверждения римского наместника, или потому, что решили расправиться с Иисусом руками римлян, ложно обвинив Его в политическом преступлении — подготовке мятежа против Рима.

27.4 предал невинного — дословно: "предал невинную кровь"; это традиционное библейское выражение (см. Втор 27.25)

27.5 швырнул в святилище — либо в сокровищницу, откуда им были получены эти деньги, либо в само святилище, что осквернило Храм и стало предвестием его разрушения. Повесился — есть еще два рассказа о смерти Иуды: в Деян 1.18-19, где сказано, что Иуда свалился вниз и у него вывалились внутренности, и у Аполлинария Лаодикийского, который приводит слова Папия о том, что Иуда, страшно распухший и изъеденный червями, попал под повозку и был ею раздавлен.

27.9 Иеремии — на самом деле эти слова принадлежат пророку Захарии (11.12-13).

27.11 Пилат хочет узнать, не объявил ли себя Иисус независимым от Рима царем, что было бы изменой императору. Еврейский царь — так обращаются к Иисусу язычники; евреи называли Мессию Царем Израиля. Так говоришь ты — см. прим. к 26.64.

27.12 Содержание обвинений неизвестно, но, согласно Лк 23.2, Его обвиняли в том, что Он запрещает платить подати императору и объявил себя царем. Эти обвинения ложны.

27.14 не сказал ни слова — см. Ис 42.2; 53.7.

27.16 Бар-Абба (арам. сын отца) — это, скорее всего, прозвище, а не имя. Он, вероятно, был повстанцем, ведшим партизанскую войну с римлянами, и был очень популярен среди народа. Иисус Бар-Абба — в некоторых рукописях: "Бар-Абба" (так же и в ст. 17).

27.19 Римляне относились к снам очень серьезно.

27.24 Пилат вымыл руки в знак того, что невиновен в смерти Иисуса, но это говорит лишь о его лицемерии и трусости и не снимает с него вины, так как он не послушался Божественного откровения, данного во сне его жене. Я неповинен в смерти этого человека — дословно: "Я неповинен в этой крови". Некоторые рукописи добавляют: "в крови этого невинного".

27.25 Пусть вина — дословно: "Пусть кровь Его".

27.26 велел бичевать — бичевание было частью наказания: перед распятием осужденного бичевали кожаными бичами с вшитыми в них кусочками кости или металла, иногда разрывавшими тело до костей.

26.36-46 Мк 14.32-42; Лк 22.39-46    26.47-56 Мк 14.43-50; Лк 22.47-53; Ин 18.3-11    26.55 Лк 19.47; 21.37
26.57-68 Мк 14.53-65; Лк 22.54-55,63-71; Ин 18.13-14,19-24    26.61 Ин 2.19    26.64 Дан 7.13    26.65-66 Лев 24.16    26.67 Ис 50.6
26.69-75 Мк 14.66-72; Лк 22.56-62; Ин 18.15-18,25-27   
27.1-2 Мк 15.1; Лк 23.1-2; Ин 18.28-32    27.3-8 Деян 1.18-19    27.9-10 Зах 11.12-13    27.11-14 Мк 15.2-5; Лк 23.3-5; Ин 18.33-38
27.15-26 Мк 15.6-15; Лк 23.13-25; Ин 18.38-40; 19.4-16

*Заглавие В СРП: "Евангелие от Матфея" (это и следующее примечания сделаны редактором рассылки).
*26:57 В СРП: "Каиафе".
*26:65 В СРП: "Богохульство", "богохульство".
*27:9 В СРП: "сказанное через пророка Иеремию".
*27:11 В СРП: 'Ты „царь иудеев“'.
*27:20 В СРП: "смерти".

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске:  Мф.27:26–66.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

 

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное