Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Ев. от Матфея, 11:2-12:8: Сопротивление Иисусу нарастает (1) / 9.VIII.21 пн


=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуа, Господа нашего! (2Пе.1:2)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 9 августа 2021 года, понедельник.

 

Выпуск рассылки можно также прочитать на сайте: messia.ru/r3/arh/mt11-12.htm.

 

Продолжаем читать Евангелия от Матфея. В этом выпуске – стихи 11:2–12:8.

Перевод и примечания В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть").   [Тж. на сайте "Библия-центр"/ АУДИО (ред. 2004 г.)]

Добавлено сравнение с редакцией текста в "Современном русском переводе" Библии.

  
Комментарии:
 введе-
ние, комм. к книге:
В.Н. Кузне-
цова
к глл. 11–12

Евангелист Матфей

РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ*

2 Когда Иоанн в тюрьме узнал о делах, которые совершал Помазанник, он послал своих учеников (3) спросить у Него: "Ты  —  Тот, кто должен прийти, или ждать нам другого?"

4 Иисус ответил им:

    —  Ступайте и сообщите Иоанну то, что вы видите и слышите:

5 слепые снова видят,
калеки ходят,
прокаженные очищаются,
глухие слышат,
мертвых воскрешают,
бедным возвещают Радостную Весть.

6 И счастлив тот, кто во Мне не усомнится.

7 Когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне:

—  Зачем вы ходили в пустыню?
   Посмотреть на тростник,
      как он под ветром колышется?
8 Так зачем вы ходили в пустыню?
   Думали увидеть человека в пышной одежде?
      Но люди в пышных одеждах живут во дворцах.
9 Кого же вы думали увидеть?
   Пророка?*
   Да, вы видели пророка,
      и, говорю вам, он больше, чем пророк,
10 Он тот, о ком сказано в Писании:

"Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою,
   который впереди Тебя проложит Тебе путь".

11 Говорю вам: не было никого во всем роде человеческом, кто был бы выше Иоанна. Но даже тот, кто всех меньше в Царстве Небес, больше, чем он. (12) Со дней Иоанна Крестителя и поныне против Царства Небес ведется борьба, и его разоряют насильники. (13) Все пророки и Закон до Иоанна говорили о Царстве Небес. (14) Он, если знать хотите, и есть сам Илья́*, который должен вернуться. (15) У кого есть уши, пусть услышит!

16 С кем сравнить Мне людей нашего времени?
   Они похожи на детей, которые сидят на площади
      и одни кричат другим:
17 "Мы хотели играть с вами в свадьбу*,
   а вы не плясали".
  —  "А мы хотели играть в похороны*,
   а вы не плакали".

18 Пришел Иоанн, не ест и не пьет вина. И они говорят: "В нём бес!" (19) Пришел Сын человеческий, ест и пьет. И они говорят: "Смотри́те, вот обжора и пьяница, приятель сборщиков податей и прочих грешников!" Но Божья мудрость своими делами оправдана.

20 Затем Иисус стал укорять города, где было совершено большинство Его чудес, за то, что они не отвратились от грехов*:

21 —  Го́ре тебе, Хорази́н!
Го́ре тебе, Вифсаи́да!
Если бы в Тире и в Сидо́не
   свершились те чудеса,
      какие свершились у вас,
они давно бы, в рубище и пепле,
   отвратились от грехов*.
22 И потому, говорю вам,
   Тиру и Сидону будет легче в День Суда, чем вам!
23 И ты, Капернаум,
   думаешь, до небес тебя превознесут?
Нет, до недр земных низвергнут!
Если бы в Содоме свершились те чудеса,
      какие свершились у вас,
   он бы стоял и поныне.
24 И потому, говорю вам,
   земле содомской будет легче в День Суда,
      чем тебе!

25 И сказал тогда Иисус:

—  Отец, Владыка неба и земли́!
Благодарю Тебя за то,
   что Ты открыл простым и малым
      сокрытое от мудрых и разумных!
26 Да, Отец, такова была Твоя благая воля!
27 Мой Отец всё вверил Мне.
Никто не знает Сына, кроме Отца,
   и Отца никто не знает, кроме Сына
   и того, кому Сын пожелает открыть.
28 Придите все ко Мне, измученные тяжкою ношей!
   Я дам вам отдых!
29 Наденьте на себя ярмо Моих заповедей
   и у Меня учи́тесь:
потому что Я мягок и кроток сердцем,
   и вы наконец отдохнете,
30 ведь заповеди Мои просты
   и ноша Моя легка!

 

12 1 Однажды Иисус шел в субботу через поле. Его ученики проголодались и стали срывать колосья и есть. (2) Фарисеи, увидев это, сказали Ему:

   — Смотри, Твои ученики делают то, чего нельзя делать в субботу!

—  А разве вы не читали, что сделал Давид, когда сам он и люди его голодали? — спросил их Иисус. — (4) Что он вошел в дом Божий и ел жертвенный хлеб, который нельзя было есть ни ему, ни его людям, а одним только священникам? (5) Или вы не читали в Законе Моисея, что по субботам священники в Храме нарушают субботу, но это не считается виной? (6) Говорю вам: здесь нечто большее, чем Храм! (7) А если бы вы знали, что значат слова: "Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений", вы бы не стали осуждать неповинных. (8) Ведь Сын человеческий — господин над субботой.

 


5.3 Бедные – это прежде всего те, кто слаб, угнетен, лишен средств к существованию и поэтому особенно нуждается в помощи Божьей. В отличие от большинства богачей, они кротки, не заносчивы, понимают свою слабость и незначительность, поэтому возлагают все свои надежды только на Бога (см. Ис 61.1). Слово "духом" может быть понято также, как "добровольно". В междузаветный период "бедняками Божьими" называли себя люди, сознательно отказывавшиеся от богатства ради Бога. Вероятно, все, названные счастливыми в ст. 4-9, входят в категорию "бедных".

 

5.17 Закон и Пророки – т.е. всё Священное Писание ВЗ. Закон Моисея также считался пророческой книгой. Согласно евангелисту, всё Священное Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества Своей жизнью и смертью.

 

5.46 Сборщики податей были, как правило, из евреев; они собирали подати для римских властей, и их ненавидели, считая предателями своего народа, людьми, нарушающими правила ритуальной чистоты, и грешниками, потому что они по долгу своей профессии общались с разными людьми, в том числе и с нечистыми.

 

8.20 Сын человеческий (арам. бар-наш(а), сын человека) — в ВЗ это словосочетание часто встречается в значении "человек, смертный, смертное существо". Но в апокалиптической литературе и особенно в Дан 7-9 Сын человеческий — это возвышенная и таинственная личность, представляющая народ Божий Израиль, в отличие от зверей, которые олицетворяют мировые империи. Он шествует по облакам, и Ему дана власть, слава и царство. Еще величественнее предстает Он в 1 Книге Еноха (она не вошла в канон Священного Писания, но была широко распространена и почитаема в I в. н.э.). Здесь Он — Мессия и Ему дана власть судить живых и мертвых. Правда, неизвестно время, когда были созданы главы этой книги, повествующие о Сыне человеческом (их нет на еврейском языке, они существуют только в переводах — так называемый Эфиопский Енох). Некоторые ученые полагают, что они написаны после 70 г. н.э. Кроме того, в арамейском языке это словосочетание означало "некто, некий человек" и употреблялось в тех случаях, когда человек из скромности или из нежелания говорить о предстоящих ему страданиях или смерти вместо "я" говорил о себе в третьем лице как о "некоем человеке" (ср. 2Кор 12.2-5, где ап. Павел говорит, что знает "одного человека", имея в виду себя). В Евангелиях Иисус всегда называет себя в третьем лице — Сыном человеческим. Можно выделить три группы речений о Нём: 1) о Его земной жизни (8.20; 9.6; 11.19; 12.8; 16.13); 2) о предстоящих Ему страданиях и смерти (17.12,22; 20.18; 26.2,24); 3) о Его грядущей славе (16.27,28; 17.9; 19.28; 24.27,30,44; 26.64). Таким образом, этот титул не указывает на одну из природ Иисуса, но скорее всего тесно связан с титулом Мессии, пришедшего не как победоносный Царь народных чаяний, но как страдающий Служитель Яхве, исполнивший пророчества Исайи (Ис 52.13-53.12).

 

10.15 Содом и Гоморра — во времена Авраама Бог разрушил эти города за отвратительные грехи их жителей, наслав на них дождь с огнем и серой.

 

11.2 своих учеников — в некоторых рукописях: "двух своих учеников".

11.3 Тот, кто должен прийти — т.е. Помазанник, так как это один из мессианских титулов. Вероятно, Иоанн, будучи пророком гнева, ожидал от Мессии иных действий, чем те, что совершал Иисус.

11.5 бедным возвещают — хотя греческий глагол "эвангели́дзомай" может быть понят как медиальный ("бедные возвещают"), в данном контексте предпочтительнее понимать его как глагол пассивный (ср. Ис 61.1). Бедные — см. прим. к 5.3. Всё, что совершает Иисус, является исполнением пророческих слов Исайи, говорившего о том, каким будет мессианский век.

11.7 тростник — символ слабости и бессилия. Но Иоанн таким не был.

11.9 В отличие от современного значения этого слова, в Библии пророк — это человек, говорящий от имени Бога как Его вестник и представитель. Предсказание будущего может, хотя и необязательно, являться частью его вести, которую Бог поручил ему нести людям.

11.11 во всём роде человеческом — дословно: "среди рожденных женщинами"; это еврейское выражение, означающее: "среди смертных людей" (ср. Гал 4.4). Иоанн — величайший из людей, потому что ему доверил Бог весть о приходе Помазанника. Кто всех меньше — вероятно, любой, даже самый незначительный, удостоенный войти в Царство, больше Иоанна. Но возможно также понимание, что Иисус говорит о себе самом: Он пришел в мир как слуга (ср. 20.28; Флп 2.7), но Он больше Иоанна.

11.12 Один из самых трудных стихов в Евангелии, имеющий много толкований: если глагол "биа́дзетай" стоит в пассивном залоге, он может означать, что "с Царством ведется ожесточенная борьба", так как против него выступают Сатана и бесы, или Ирод, или фарисеи и другие враги Иисуса. В данном контексте вероятнее всего, что речь идет о смерти Иоанна от рук Ирода. Если же понимать этот глагол как медиальный, то смысл будет следующим: "Царство стремительно прокладывает себе путь" или "Царства добиваются всеми силами". Насильники (греч. биаста́й) — перевод этого слова зависит от того, как был понят глагол "биадзетай": а) Ирод и его приспешники; б) злые духи; в) фарисеи и другие враги Иисуса; г) или зелоты, желавшие силой установить Царство на земле; д) люди, устремляющиеся к Царству.

11.13 пророки и Закон — см. прим. к 5.17.

11.14 Люди верили, что, во исполнение пророчества Малахии, перед приходом Помазанника Божьего на землю вернется пророк Илья, чтобы подготовить к этому народ.

11.15 уши — в некоторых рукописях: "уши, чтобы слышать".

11.17 играть... в свадьбу — дословно: "играть на свирели", т.е. играть веселые свадебные напевы. Играть в похороны — дословно: "петь погребальные песнопения".

11.18-19 Люди легкомысленны и переменчивы, как дети, им ничем не угодить: они отвергли Иоанна из-за его аскетизма, а Иисуса — из-за того, что Он не был аскетом.

11.19 Сын человеческий — см. прим. к 8.20. О сборщиках податей и грешниках см. прим. к 5.46.

11.21 Хоразин и Вифсаида — города неподалеку от Капернаума. Тир и Сидон — ветхозаветные пророки гневно обличали жителей этих городов за то, что они отвергали Бога и Его волю. В рубище и пепле — в знак раскаяния и сокрушения о своих грехах люди надевали темную одежду из грубой шерсти или мешковины и посыпали голову пеплом.

11.23 И ты, Капернаум... — жителям этого города не надо рассчитывать на то, что они взойдут на небо благодаря тому, что Иисус избрал их город Своим местопребыванием и совершил здесь много чудес. Суд Божий беспристрастен, он судит людей по делам. Если Капернаум не раскается, его ждет судьба Вавилона (см. Ис 14.12-15). Содом — см. прим. к 10.15. Если для Содома нет надежды, еще меньше ее для тех, кто из гордости и упрямства отвергает Весть Бога о прощении грешников.

11.25 простым и малым — буквально: "детям", т.е. тем, кто приняли весть Иисуса о прощении (грешникам, сборщикам податей и т.д.), и стали Его учениками. Мудрые и разумные — это фарисеи и религиозная верхушка, отказавшиеся принять волю Бога (ср. Ис 29.14 и 1Кор 1.19).

11.28 Я дам вам отдых — субботний отдых, предписанный Законом Моисея, понимался как предварение вечного отдохновения в мессианском Царстве (см. Евр 3.11; 4.1-11; Откр 14.13).

11.29 Ярмо надевалось на шею рабочему скоту; в переносном же значении оно является символом покорности и тяжелого труда. Но у евреев также широко употреблялись выражения: "надеть на себя ярмо заповедей, ярмо Закона, ярмо Царства, ярмо мудрости". В отличие от Закона Моисея ярмо "нового закона" Христа легко (Рим 13.9).

12.1 Закон Моисея разрешал проголодавшимся путникам срывать в поле колосья и есть зерна (см. Втор 23.25).

12.2 Фарисеи сочли действия учеников жатвой и молотьбой, что было запрещено в субботу.

12.4 жертвенный хлеб — согласно Лев 24.5-7, каждую субботу первосвященник клал на алтарь двенадцать хлебов в знак благодарности Богу за Его милость к Израилю, а старые хлебы снимал. Во времена Давида их можно было есть всякому, кто не был ритуально осквернен, но позже их разрешалось есть только священникам.

12.5 нарушают субботу — так как они совершали жертвоприношения, но Храм считался важнее субботы, а законы, касающиеся храмового богослужения, — важнее законов о субботнем покое.

12.6 нечто большее, чем Храм — т.е. приход Сына человеческого. В некоторых рукописях: "Тот, кто больше Храма".

 

11.2-19 Лк 7.18-35     11.5 Ис 35.5-6; 61.1     11.10 Мал 3.1     11.12-13 Лк 16.16     11.14 Мал 4.5; Мф 17.10-13; Мк 9.11-13
11.20-24 Лк 10.13-15     11.21 Ис 23.1-18; Иез 26.1–28.26; Иоиль 3.4-8; Ам 1.9-10; Зах 9.2-4     11.23 Быт 19.24-28; Ис 14.13-15
11.24 Мф 10.15     11.25-27 Лк 10.21-22     11.27 Ин 1.18; 3.35; 10.15     11.29 Иер 6.16
12.1-8 Мк 2.23-28; Лк 6.1-5     12.1 Втор 23.25     12.3-4 1Цар 21.1-6     12.4 Лев 24.9     12.5 Числ 28.9-10     12.7 Мф 9.13; Ос 6.6

 

*Заглавие В СРП: "Евангелие от Матфея" (эти и нижеследующие примечания сделано редактором рассылки).
*11:9 Это слово отсутствует в издании "Радостной Вести" (авторской версии пер. В.Н. Кузнецовой), но по всей видимости, это опечатка.
*11:14 В СРП: "Илия́".
*11:17a В СРП: "Мы играли вам на свирели".
*11:17b В СРП: "А мы пели вам печальные песни".
*11:20,21 В СРП вм. "отвратились от грехов" – "покаялись".

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске:  главы 5 и 6 Книги Неемии.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.

Постараюсь ответить на вопросы.

Божьего благословения!

Редактор-составитель рассылки
священник Александр Поляков
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

 

Сайт "Христианское просвещение" –> www.messia.ru

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

»Страничка сайта в facebook«    »Страничка сайта ВКонтакте«
»Форум сайта«



В избранное