Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

1Кор 15:1-58: Воскресение Христа и будущее воскресение – основа христианской веры / 28.II.09 сб


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Суббота, 28 (15) февраля 2009 года.

 

Продолжаем серию фрагментов Нового Завета в переводе игумена Иннокентия (Павлова). Тексты опубликованы как приложение в книге о. Иннокентия "Что такое христианство?" Они отобраны автором книги в качестве "первоочередные источников христианства". Фрагменты здесь дополнены вводными заметками и примечаниями, которые взяты из того же издания.
Серия приурочена к православному Великому Посту (который, впрочем, начинается только со следующей недели), ведь Пост – благоприятное время в том числе и для возвращения к основам веры или для первоначального изучения их.

 

[Упомянутую книгу можно приобрести, например, в интернет-магазине my-shop.ru
Игумен Иннокентий (Павлов). Что такое христианство?]

Сегодня — текст 3: 1 Кор 15:1-58.

Этот же текст в других переводах: Ком-
мен-
та-
рии:
к книге:
перевод В.Н.Кузнецовой к главе 15: из 'Брюссельской' Библии из "Женевской Библии" "Пояснения" Ф. Грюнцвайга Комм. на biblestudy.ru из комм. В.Н.Кузнецовой:
1-10
на церковнославянском

Воскресение Христа и будущее воскресение мёртвых – основа христианской веры

 

Текст 3

Пространное наставление апостола Павла 1 Кор 15:1-58 в богословской литературе именуется Евангелием воскресения. Очевидно, что в нём Павел повторяет то, что неоднократно говорилось им в тех аудиториях, где ему доводилось проповедовать. Тем не менее, это единственный текст в НЗ, где даётся наиболее подробное приведение свидетельств воскресения Христа и самое развёрнутое учение о воскресении мёртвых. По Павлу, без веры в воскресение Христа жизнь христианина теряет смысл. Само же Христово воскресение есть начаток (первый плод) будущего воскресения в теле верящих в Бога через Христа Иисуса. Именно здесь раскрывается учение о воскресении тела, как об изменении его природы – душевной (или, иначе, плотской), подчинённой закону смертности на духовную, что в данном случае означает - свободную от власти смерти и тления. Ср. со сказанным Господом Иисусом в Мф 22:23-33; Мк 12:18-27; Лк 20:27-40.

 

1 Кор 15:1-58

Воскресение Христа

15 Сообщаю вам, братья, Добрую Весть, которую уже вам благовествовал, которую вы восприняли, в которой утвердились 2 и которой спасаетесь, если вы привержены тому слову, которое я вам возвестил, в противном случае, вы поверили напрасно. 3 Во-первых, я передал вам так, как и сам принял1, что Христос умер за наши грехи согласно Писаниям2, 4 что Он был погребён, и что был воскрешён на третий день согласно Писаниям3, 5 что явился Кифе4, потом Двенадцати5, 6 затем явился сразу более чем пятистам братьям, из которых большая часть до сих пор живы, а некоторые уже умерли, 7 потом явился Иакову6, затем всем апостолам7, 8 наконец, последнему из всех явился и мне8, как недоноску. 9 Ведь я наименьший из апостолов, тот, кто не достоин называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью. 10 Тем не менее, благодатью Бога я являюсь тем, кто есть, и Его благодать не оказалась во мне напрасной, но я более их всех потрудился, впрочем не я, а Божья благодать, которая со мной. 11 Итак, я ли, они ли – мы так возвещаем, и вы так поверили.

 

Воскресение мёртвых

12 А если о Христе возвещается, что Он воскрешён из мёртвых, то как среди вас некоторые говорят, что нет воскресения мёртвых? 13 Ведь если нет воскресения мёртвых, то и Христос не был воскрешён. 14 А если Христос не был воскрешён, то, стало быть, напрасны и наша проповедь, и ваша вера. 15 К тому же мы оказываемся и лжесвидетелями о Боге, поскольку засвидетельствовали против Него, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, раз, стало быть, мёртвые не воскрешаются. 16 А раз мёртвые не воскрешаются, то и Христос не был воскрешён. 17 А коли Христос не был воскрешён, то напрасна ваша вера: вы всё ещё в своих грехах, 18 и, стало быть, умершие во Христе погибли. 19 Так что если мы только в этой жизни возложили надежду на Христа, то мы несчастнее всех людей.

20 Но Христос воскрешён их мёртвых, будучи начатком из умерших9. 21 Ведь поскольку через человека смерть, то и через Человека воскресение мёртвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все будут оживотворены10. 23 Причём каждый в своём порядке: начаток - Христос, потом Христовы в Его пришествие, 24 затем конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу11, и упразднит всякое начало, всякую власть и силу12. 25 Поскольку Ему надлежит царствовать до тех пор, пока Он не положит всех врагов Себе под ноги13. 26 Как последний враг будет повержена смерть. 27 Ведь Бог всё положил Ему под ноги14. А когда Он скажет, что всё подчинено (понятно, что за исключением Того, Кто всё Ему подчинил); 28 когда Ему будет подчинено всё, тогда и Сам Сын будет подчинён Тому, Кто подчинил Ему всё, чтобы Бог был всем во всех15.

29 А как же те, кто принимает крещение за умерших16? Если мёртвые, вообще, не воскрешаются, то зачем тогда за них принимают крещение? 30 Ради чего, в свою очередь, мы ежечасно подвергаемся опасностям? 31 Я каждый день умираю, клянусь, братья, похвальбой вами, которая есть у меня во Христе Иисусе Господе нашем. 32 Если я в Эфесе боролся со зверями17 из человеческих побуждений, то какая мне с того польза? Раз мёртвые не воскрешаются, то

Станем есть и пить,
ведь завтра умрём18.

33 Не обманывайтесь:

 

Дурные сообщества портят добрые нравы19.

 

34 Как следует отрезвитесь20 и не грешите. Ведь некоторые невежественны в том, что касается Бога! Говорю это к вашему стыду.

 

Воскресение тела

35 Но кто-то скажет: А как будут воскрешены мёртвые, и в каком теле придут? 36 Неразумный, то, что ты сеешь, не будет оживотворено, если не умрёт. 37 И когда ты это сеешь, то сеешь не будущее тело, а голое зерно, какое придётся пшеничное или какое другое. 38 Но Бог даёт ему тело, то, какое захотел, и у каждого из семян своё собственное тело. 39 Не всякая плоть одна и та же плоть, но одна плоть у людей, другая у скотов, иная у птиц, иная у рыб. 40 Есть тела небесные, а есть земные. И одна слава у небесных, а другая у земных. 41 Иная слава у солнца, иная у луны, иная у звёзд; да и звезда от звезды различаются славой21.

42 Так же и воскресение мёртвых: сеется в тлении, воскрешается в нетлении; 43 сеется в бесчестии, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе; 44 сеется тело душевное, воскрешается тело духовное. Раз есть тело душевное, то есть и духовное. 45 Так и написано22: Стал первый человек Адам живой душой23, а последний Адам животворящим духом24. 46 Но не духовное сначала, а душевное, потом духовное. 47 Первый человек от земли из пыли25, второй Человек – с неба26. 48 Каков тот, кто из пыли, таковы и те, кто из пыли, а каков Тот, Кто с неба, таковы и те, кто с неба. 49 И как мы носили образ того, кто из пыли, так будем носить и образ Того, Кто с неба.

50 Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь27 не могут наследовать Царства Божьего, равно как тленье не наследует нетленья. 51 Скажу вам тайну28: не все мы умрём, но все изменимся. 52 Вдруг, во мгновенье ока, при последней трубе29: она затрубит и мёртвые будут воскрешены нетленными, а мы изменимся. 53 Ведь этому тленному телу надлежит одеться в нетление, и этому смертному телу надлежит одеться в бессмертие. 54 А когда это тленное тело оденется в нетление, и это смертное тело оденется в бессмертие, тогда сбудется написанное слово30:

 

Поглощена смерь победой.
55 Где твоя, смерть, победа?
Где твоё, смерть, жало31?

56 Жало же смерти в грехе, а сила греха в законе32. 57 Но благодаренье Богу, дающему нам победу через Господа нашего Иисуса Христа. 58 Итак, любимые мои братья, будьте твёрдыми и непоколебимыми, всегда усердствующими в деле, угодном Господу, зная что ваш труд ради Него не напрасен.

 


1передал…, принял – специальные термины, восходящие к евр. религиозной традиции, которыми в первоначальной церкви обозначалось Апостольское Предание.

2Христос умер за наши грехи согласно Писаниям – имеется в виду пророчество Второ-Исайи о страдающем Мессии, приносящего Себя в заместительную жертву и, таким образом, понёсшего на Себе «грех многих» (Ис 53:1-12).

3Он был погребён… и воскрешён… согласно Писаниям – в этом смысле, начиная с проповеди Петра в день Пятидесятницы в качестве пророчества о погребении и воскресении Христа приводится Пс 16 (15):8-11 (Деян 2:22-32). В этом же ключе должно рассматриваться и пророчество Второ-Исайи (см. Ис 53:9-12).

4явился Кифе – о явлении Петру (Павел предпочитает именовать его по-арамейски (кефá (арам.)=пéтрос (греч.)=камень – см. Мф 16:18; Ин 1:42), первому среди апостолов, также говорится в Лк 24:34.

5потом (явился) Двенадцати – хотя коллегия ближайших учеников Господа Иисуса после смерти Иуды (Мф 27:3-5; Деян 1:16-20) и до избрания в неё Матфия, произошедшего уже после вознесения Иисуса (Деян 1:21-26), состояла из одиннадцати человек, Павел употребляет числительное Двенадцать, которое должно рассматриваться как собственное имя указанной коллегии. О явлении воскресшего Иисуса Двенадцати (одиннадцати ученикам) и некоторым другим, бывшим с ними, в Иерусалиме, вечером в первый день после Своего воскресения сообщается в Лк 24:36-49 и Ин 20:19-23. Кроме того, о явлении Иисуса этому же кругу лиц опять же в Иерусалиме спустя восемь дней сообщается в Ин 20:26-29. Кроме того, в Мф 28:16-20 и Ин 21:1-23 говорится о явлениях воскресшего Иисуса Двенадцати, имевших место в Галилеи. Наконец, Двенадцать (одиннадцать) становятся свидетелями вознесения Иисуса, последовавшего через сорок дней после Его воскресения, в течение которых Он им являлся (Деян 1:1-14).

6явился Иакову – имеется в виду Иаков, упоминаемый среди братьев Иисуса в Мф 13:55 и Мк:6:3. В Деян 12:17; 15:13-21 и 21:18 о нём говорится как о предводителе церкви в Иерусалиме. Павел в Гал 1:19 именует его «братом Господа». Это единственное упоминание в НЗ об особом явлении воскресшего Иисуса Иакову. При этом то, что он также был свидетелем вознесения Иисуса, наряду с Двенадцатью, а также Его Матерью и «братьями», может следовать из Деян 1:14.

7явился… всем апостолам – имеется в виду, что апостолом (посланником) Христа в первоначальной церкви считался только свидетель Его воскресения. На что, в частности указывается, при избрании Матфия в число Двенадцати (Деян 1:21-22). Поздее церковная традиция усвоила расширенной коллегии апостолов наименование Семидесяти. Однако в НЗ это число не определено. Другое дело, что Павел отличает их от «более чем пятисот братьев», очевидно предъявляя им особые критерии. Из данного контекста следует, что это, прежде всего, труды по распространению Доброй Вести об Иисусе. Опять же, евангелисты не сообщают об особом явлении Иисуса всем тем, кто затем, наряду с Двенадцатью, также получит наименование апостолов. Однако из Лк 24:36-49, Ин 20:19-29 и особенно Деян 1:1-26 следует заключить, что круг свидетелей воскресения Иисуса был шире, чем Двенадцать (одиннадцать). Как одно из явлений и, кстати, последнее, «всем апостолам», возможно, следует рассматривать повествование Деян 1:1-11.

8последнему из всех явился и мне – союз «и» перед местоимением «мне» должен, по мысли Павла, подчеркнуть, что он тоже принадлежит к числу апостолов. О явлении ему Иисуса, уже после Его вознесения, рассказывается в Деян 9:1-9.

9начаток из умерших – по аналогии с первыми плодами, посвящаемыми Богу, Христос назван «начатком», т. е. первым из умерших, кто был воскрешён. По логике Павла первый плод подразумевает наличие и последующих плодов.

10В стт. 22-23 Павел обращается к своему учению о Христе как о Новом Адаме, развёрнуто изложенном им в Рим 5:12-21.

11передаст Царству Богу и Отцу – из этих слов и последующего пассажа видно, что концу, когда Бог будет «всем во всех», предшествует Царство Христа, в бытность которого Христу надлежит победить всех своих врагов, последним из которых названа смерть.

12упразднит всякое начало, всякую власть и силу – речь идёт о неких духовных творениях (чинах), противостоящих Богу, власть которых в мире будет окончательно упразднена Христом с Его вторым пришествием.

13Данный пассаж является аллюзией (отсылкой) к Пс 110 (109):1.

14Пс 8:6 (7).

15Другой возможный перевод: всем во всём.

16Видимо, Павел имеет здесь в виду суеверный обычай, имевший распространение в Коринфе, когда некоторые принимали крещение не только за себя, но и за своих умерших родственников или друзей.

17я в Эфесе боролся со зверями – очевидно, это фигуральное выражение, возможно, подразумевающее под «зверями» противников проповеди Павла – легалистов (они же иудействующие), требовавших от вступающих в церковь Христа язычников полного соблюдения Моисеева закона, что, прежде всего, должно было выражаться в обрезании. Во всяком случае, в 1 Кор 16:9 Павел признаёт, что в Эфесе у него есть противники.

18Ис 22:13. Данное высказывание у пророка Исайи призвано показать нечестие древних иерусалимлян, утративших послушание Богу.

19Данная цитата взята из древнегреч. комедиографа Менандра (342/341-293/290 до н.э.).

20отрезвитесь – данный призыв является фигуральным выражением и означает: опомнитесь.

21Смысл этой сентенции: солнце, луна и каждая из звёзд различаются друг от друга силой своего сиянья.

22Так написано – традиционная формула евр. учителей закона, вводящая цитату из Священного Писания.

23Быт 2:7. Этой цитатой Павел указывает на принадлежность человека к животному миру (ср. Быт 1:20,24), подчинённому закону смертности (Пс 104(103): 29-30; Еккл 3:19).

24Здесь и далее Павел вновь возвращается к своему учению о Христе как о Новом Адаме (ср. стт. 22-23). При этом он также возвращается к оппозиции душевное – духовное, которая переходит здесь в новое противостояние тленное – нетленное.

25Аллюзия (отсылка) к Быт 2:7.

26Согласно другим рукописям: …второй Человек – Господь с неба.

27плоть и кровь – традиционное библ. выражение, обычно обозначающее человека, однако в данном случае в качестве существа, принадлежащего к животному миру, для которого с кровью связано понятие души, т. е. жизни в биологическом значении (Лев 17:11). В данном случае выражение плоть и кровь выступает синонимом тления, т. е. того, что подвержено смерти.

28имеется в виду тайна Божьего домостроительства.

29последняя труба – непременный атрибут библ. эсхатологии (учении о конце этого века и начале Божьего суда над миром), ею возвещается о наступлении мессианской эры.

30написанное слово – ещё одна формула, открывающая цитату из Священного Писания.

31 Составная цитата-парафраз из Ис 25:8 и Ос 13:14. Согласно другим рукописям ст. 55 читается так: Смерть, где твоё жало? / Ад, где твоя победа?

32Это мысль Павел развивает в Рим 5:12-21 в связи со своим учением о Христе как о Новом Адаме. Речь здесь идёт о том, что законом обнаруживается грех, в любом случае, согласно библ. учению, делающий человека достойным смерти. При этом имеется в виду, что Закон Моисея с его множеством предписаний и запретов обозначил многие случаи нарушением людьми воли Божьей, тогда как Адам нарушил всего лишь единственную заповедь о невкушении плодов с дерева познания добра и зла (см. Быт 2:16-17).


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

арам. – арамейский

библ. – библейский

букв. – буквальный, буквально

ВЗ – Ветхий Завет

греч. – греческий

евр. – еврейский

лат. – латинский

МТ- масоретский текст, имеется в виду нормированный текст еврейской Библии

НЗ – Новый Завет

пер. – перевод.

примеч. – примечание

русск. – русский

семит. – семитский

Син. – русский Синодальный перевод (1862 – НЗ, 1876 – ВЗ).

слав. – славянский

ст./стт. – стих/стихи, на которые в середине XVI в. парижский печатник Робер Этьен разбил библейский текст для удобства нахождения необходимого слова, фразы или отрывка

LXX – Септуагинта (Семидесяти), греческий перевод еврейской Библии, выполненный в III-II вв. до н.э. (закончен к 130 г. до н.э.), и собрание других книг, еврейские оригиналы которых неизвестны.

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: От Иоанна, 1:1-34.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное