Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Лк.12:13-34: Малое стадо Христа / 26.II.09 чт


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!
=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Четверг, 26 (13) февраля 2009 года.

 

Продолжаем серию фрагментов Нового Завета в переводе игумена Иннокентия (Павлова). Тексты опубликованы как приложение в книге о. Иннокентия "Что такое христианство?" Они отобраны автором книги в качестве "первоочередные источников христианства". Фрагменты здесь дополнены вводными заметками, примечаниями и статьями-пояснениями из словарика, которые взяты из того же издания.
Серия приурочена к православному Великому Посту (который, впрочем, начинается только со следующей недели), ведь Пост – благоприятное время в том числе и для возвращения к основам веры или для первоначального изучения их.

 

[Упомянутую книгу можно приобрести, например, в интернет-магазине my-shop.ru
Игумен Иннокентий (Павлов). Что такое христианство?]

Сегодня — текст 2: от Луки, 12:13-34 .

Этот же текст в других переводах:
Комментарии к книге:
перевод В.Н.Кузнецовой
Комментарии к гл. 12

Малое стадо Христа

 

Текст 2

Представленный ниже текст (Лк 12:13-34) свидетельствует о том, чтó практически означает следование за Христом и принадлежность к наступающему Царству Божьему*. Приводимая ниже речь Господа Иисуса входит в свод Его речей, представленных в Евангелиях согласно Матфею и согласно Луке. В научной литературе он обозначается латинской буквой Q (от немецкого Quelle – Источник, имея в виду Источник речей Иисуса). В Мф 6:25-34 близкая по своему содержанию речь Иисуса входит в состав Нагорной проповеди (Мф 5-7), где Он говорит о совершенном исполнении закона* (Мф 5:17). Современные Иисусу еврейские учителя сводили весь закон к двуединой заповеди о всецелой любви к Богу (Втор 6:5) и любви к ближнему* как к самому себе (Лев 19:18) (см. Лк 10:25-28). Исходя из этого, Господь Иисус выстраивает Своё провозвестие, призывая исполнить закон до конца, говоря о свидетельствовании любви к Богу через исполнение Его заповеди о любви к ближнему.

Что касается приводимой ниже речи Иисуса, то исследователи особое внимание обращают на её социальный акцент, имея в виду то обстоятельство, что к этому времени в еврейском народе, мыслившем себя как народ Божий, что предполагало следование им во всём Божьим заповедям и как общество, что подразумевало общность во всём, имело место значительное имущественное расслоение, клавшее непроходимую пропасть между богатыми и бедными (последнее особенно ярко показано в Притче о богаче и Лазаре – Лк 16:19-31). Господь Иисус находил нетерпимым такое положение с точки зрения требований закона, что резко отличало Его от фарисеев*, бравших на себя роль духовных вождей народа, и настаивавших, прежде всего, на исполнении норм обрядового благочестия.

Собственно, представленное ниже наставление-призыв основывается на следующем положении закона: «Если же будет у тебя кто-либо нищийиз братьев твоих в одном из твоих жилищ, на твоей земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, то не ожесточай своё сердце и не сжимай свою руку перед твоим нищим братом, но открой свою руку для него и дай ему взаймы столько, чтобы ему хватило того, чего ему недостаёт, в чём он нуждается. Берегись, чтобы не закралась в твоё сердце* недостойная мысль: приближается седьмой год, год прощения1, и чтобы не смотрел ты с неприязнью на твоего нищего брата и не отказал бы ему, потому что он возопит о тебе к Господу, и будет грех* на тебе. Дай ему, а когда станешь давать, пусть не огорчается твоё сердце, потому что за это благословит тебя Господь, Бог твой, во всех твоих делах и во всём, за что ни возьмутся твои руки. Поскольку нищие всегда будут на земле, я и повелеваю тебе, сказав: открывай руку свою своему брату, своему нищему и своему бедняку в своей земле» (Втор 15:7-11).

В основе отмечено имущественного расслоения, прежде всего, лежало то обстоятельство, что в еврейской среде к тому времени уже давно сформировался класс крупных наследственных землевладельцев (владельцев имений), которые, часто не прилагая никакого труда, могли извлекать большие доходы из эксплуатации труда своих безземельных собратьев, при этом нарушая требование закона о достойной и своевременной оплате их труда (Лев 19:13; Втор 24:14-15. Об этом см. Иак 5:1-6). Таким образом, не только нарушался богоуставоленный порядок, когда человек должен был в поте лица добывать своё пропитание (Быт 3:19), но и воцарялась вопиющая несправедливость и, соответственно, нетерпимое с точки зрения закона общественное зло, когда одни члены одного и того же общества Израиля утопали в немыслимой роскоши, а другие не имели необходимого. Не случайно поэтому Господь Иисус произносит Свою речь в ответ на решительно отвергнутую Им просьбу некоего человека поучаствовать в разделе наследства, когда, очевидно, речь шла как раз об имении (Лк 12:13-15). Её открывает Притча о безумном богаче (Лк 12:16-21), который, забыв о Божьей заповеди о любви к ближнему, выражением чего должна была стать помощь бедным собратьям, не смог воспользоваться своим богатством. Здесь мы видим традиционное библейское отождествление греха и неразумия.

Следующее за тем наставление (Лк 12:22-34) посвящено тому, что материальное благополучие не должно у последователей Господа Иисуса превращаться в предмет забот и беспокойств и составлять цель их жизни. Удовлетворяя своим трудом свою потребность в необходимом для души и тела (здесь в связи с этим речь идёт о пище и одежде), Его ученик* должен помнить, что человеку требуется гораздо большее, а именно Царство Божье, когда во всём исполняется воля Небесного Отца.

Отсюда следует и заключительный призыв (Лк 12:33-34) послужить тем, что превышает необходимые потребности человека, исполнению Божьей заповеди о любви к ближнему, что приносит «неисчерпаемое сокровище на небесах», имея в виду ни с чем не сравнимую радость любви, ведущей к богоуподблению и единению с Богом. Другое дело, что на этот призыв откликаются немногие, почему Своих последователей Господь Иисус именует малым стадом, каковым в исторической перспективе оказывается Его церковь*.

 

Лк 12:13-34

Притча о безумном богаче

13 Сказал же Ему (Иисусу) некто из толпы: Учитель, скажи моему брату, чтобы он со мной разделил наследство. 14 На это Иисус ему сказал: Человек, кто Меня поставил судьей или делителем над вами? 15 И говорит им: Смотрите, берегитесь всякого накопительства, потому что не от изобилия имущества зависит жизнь кого бы то ни было. 16 Затем Он рассказал им притчу: У некоего богатого человека земля уродила хороший урожай. 17 И он стал рассуждать, говоря про себя: Что мне сделать, так как некуда собрать мои плоды? 18 Тогда он сказал: Вот, что я сделаю: сломаю свои житницы и построю ещё бóльшие, затем соберу туда весь хлеб и всё своё добро, 19 и скажу своей душе*: душа, много у тебя добра лежит на многие годы, отдыхай, ешь, пей, веселись. 20 Но Бог ему сказал: Неразумный, этой ночью твою душу у тебя потребуют, кому же достанется то, что ты заготовил2? 21 Так бывает с тем, кто для себя собирает сокровища*, а не для Бога богатеет3.

 

Заботы и беспокойства
(Мф 6:25-34, 19-21)

22 А Своим ученикам Иисус сказал: Поэтому говорю вам: не заботьтесь о душе4, что поесть, ни о теле, что надеть. 23 Ведь душа требует гораздо большего, чем еда, а тело куда большего, чем одежда. 24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут, у них нет ни кладовых, ни житниц, и Бог их питает; а вы куда как превосходите птиц. 25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на локоть5? 26 Итак, если вы даже в столь малом не можете преуспеть, то чего заботиться об остальном? 27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, даже Соломон во всей своей славе6 не одевался так, как любая из них. 28 И если траву в поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более Он оденет вас, маловеры. 29 Так что вы не ищите, что вам поесть или что попить, и не беспокойтесь: 30 именно всего этого ищут народы мира7, а ваш Отец знает, что вы в этом нуждаетесь. 31 Вы же ищите Царства Его8 и это9 вам будет приложено. 32 Не бойся, малое стадо, потому что вам Отец благоизволил дать Царство! 33 Продайте своё имущество и раздайте милостыню; сделайте себе кошельки неветшающие10, сокровище неисчерпаемое на небесах, куда вор не приближается и где моль не губит. 34 Ведь там, где ваше сокровище, будет и ваше сердце.

 


1Седьмой год, год прощения, он же год освобождения, год субботний или год юбилейный – согласно Моисееву законодательству на седьмой год еврею заимодавцу следовало прощать долг своему ближнему бедняку, не способному его вернуть(Втор 15:1-2).

2… кому же достанется то, что ты заготовил? – Чтобы понять смысл этого риторического вопроса следует учитывать такие обстоятельства. (1) Очевидно, что у данного богача, как у еврея, следовавшего традиции своего народа, была семья и, соответственно, наследники. Однако (2) оставлять богатство тому, кто не потрудился ради его появления, с точки зрения библ. морали не считалось хорошим делом, в связи с чем в Еккл 2:21 мы читаем: «Ведь получается, что трудится человек с пониманием, знанием и умением, а всё достаётся бездельнику, который не трудился. И всё это – никчёмность и большое зло».

3Выражение «богатеть для Бога» указывает на необходимость верящему в Него послужить Ему доставшимся богатством, имея в виду, прежде всего, исполнение заповеди о помощи нуждающимся (Втор 15:7-11).

4Согласно другим рукописям: о своей душе.

5Согласно другим рукописям: …прибавить себе росту хоть на один локоть. Локоть – древняя мера длины, приблизительно равняющаяся половине метра Возможен и другой перевод ст. 25: И кто из вас, заботясь, может продлить себе срок жизни хоть на немного.

6Соломон во всей своей славе – имеется в виду, что сын Давида* Соломон, будучи царем Израиля (в 970-930 гг. до н.э.) достиг наибольшего в его истории могущества, славы и богатства.

7народы мира – обозначение всех тех, кто не принадлежит к обществу Израиля, т. е. язычников*.

8Согласно другим рукописям: Царства Божьего.

9Согласно другим рукописям: и всё это.

10кошельки не ветшающие – в древности кошельками служили кожаные мешочки, в которые складывались монеты; долгое использование этих кошельков приводило к тому, что монеты протирали кожу и мешочки делались негодными для использования.


ЦАРСТВО БОЖЬЕ – словом царство (евр. малкýт, греч. василúя (басилéйя)) в библ. традиции обозначается власть, в данном случае речь идёт о том, что с воцарением Мессии* власть Бога будет явлена, Его противники низложены, и во всём будет исполняться только Его воля. Об этом Иисус заповедал молиться Своим последователям (Мф 6:10). При этом в Евангелии согласно Матфею вследствие благочестивого евр. обычая не называть имени Бога, когда речь идёт о Его власти, употребляется исключительно термин Царство Небесное (букв. небес).

ЗАКОН – (1) совокупность заповедей Божьих, носящих морально-юридический характер, данных евр. народу через Моисея* при Исходе из Египта в землю Ханаан, обещанную Богом Аврааму и его потомству. Они составляют бóльшую часть содержания книг Исхода, Левита, Чисел и Второзакония, входящих в состав Пятокнижия, носящего имя Моисея, почему, собственно, оно и носит название Закона. Апостол Павел, говоря о законе, особо подчёркивает ту мысль, что именно им обнаруживается грех*, делающий человека достойным смерти;(2) принятый у евреев корпус Священного Писания делится на Закон (торá),Пророков (неви’úм) и Писания (кетувúм). При этом термины Закон, Закон и Пророки или же Писания нередко в евр. среде обозначали не конкретные разделы, а весь корпус священных книг (ср. Лк 24:44–45; Ин 5:39; 8:17), служа обозначению всего Священного Писания, данного евреям в качестве истинного слова Божьего. Канон евр. Библии насчитывает 24 книги, т.е. кожаных свитка, по которым они распределены в следующем порядке: I. Закон: (1-я) Бытие, (2-я) Исход, (3-я) Левит, (4-я) Числа, (5-я) Второзаконие; II. Пророки: старшие – Книги (6-я) Иисуса Навина, (7-я) Судей Израилевых, (8-я) 1-я и 2-я Царств (1-я и 2-я Самуила), (9-я) 3-я и 4-я Царств (1-я и 2-я Царей); младшие – Книги пророков: (10-я) Исайи, (11-я) Иеремии, (12-я) Иезекииля, (13-я) 12 малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии; III. Писания: (14-я) Псалтирь, (15-я) Притчи Соломона, (16-я) Книга Иова, (17-я) Песнь песней Соломона, (18-я) Книга Руфи, (19-я) Плач Иеремии, (20-я) Книга Екклесиаста (Экклезиаста) или Проповедника, (21-я) Книга Есфири (Эсфири), (22-я) Книга пророка Даниила, (23-я) Книги Ездры (Эзры) и Неемии, (24-я) 1-я и 2-я Паралипоменон (Хроник). Данное распределение книг в каноне было принято у палестинских и вавилонских евреев, что не ранее 1-й пол. II в. н.э. нашло отражение в Талмуде (Санхедрин 100b.). В свою очередь Иосиф Флавий (37-ок. 100) пишет о 22 книгах евр. Библии (Против Апиона 1.8), на это же их число ссылаются и отцы церкви: оно образовалось за счет соединения в одну книгу (свиток) книг Судий и Руфи, равно как и книг Иеремии и Плача. Раздел, называемый Закон (Торá, что переводится также как Учение или Наставление), занимает исключительное положение. Его обязательно читают каждую Субботу в синагоге, поэтому предназначенный для этого цельный свиток Торы разделен на 52 раздела, по числу суббот в году.

БЛИЖНИЙ – в ВЗ этим словом первоначально обозначается просто сосед (Исх 11:2), в дальнейшим оно применяется уже только в отношении того, кто принадлежит к народу Израиля, указывая тем самым, что для еврея он также близок как и любой его родственник (Лев 19:18). В НЗ Притчей о добром самарянине (Лк 10:25-37) Иисус объясняет, что ближним попавшему в беду становится всякий, кто проявил к нему милосердие.

ФАРИСЕИ – от евр. га-перушúм – отделённые, обособленные, имеется в виду от грешников*,к которым они относили большинство евр. народа. Так назывались члены евр. религиозной секты (партии), появившейся, по-видимому, незадолго до эпохи Маккавеев (164-40гг. до н.э.). Они почитали себя истинными хранителями Закона*, а также религиозных преданий и обычаев иудаизма. В их учении центральное место занимала вера в воскресение, когда в результате исполнения пророчеств о Мессии* и Божьего суда весь Израиль, кроме отступников, удостоится «жизни будущего века». При этом именно фарисеев Иисус обличает как лицемеров, выказывающих наружное благочестие, но лишенных внутренней религиозности (см. Мф 6:2,5,16; 23:5-7,13 дал.).

МОИСЕЙ – от греч. написания Моисúс, являющейся передачей евр. Мошé – вытащенный, имеется в виду из воды (Исх 2:10), призванный Богом вождь еврейского народа при Исходе из Египта и пророк-законодатель, через которого Бог установил завет с евреями как со Своим народом и дал ему Свой закон (Исх 19:1-24:18). Согласно библ.  традиции Моисей рассматривается как писатель книги Закона*. С ним связано  пророчество о поставлении евреям Господом Богом такого же Пророка как он, т. е. нового законодателя (Втор 18:15-19), которое в дальнейшем стало рассматриваться как мессианское (Ин 1:21,45; 5:45-46). 

СЕРДЦЕ – в библ. традиции этим словом обычно обозначается сущность личности, её духовная (интеллектуальная) деятельность, воля, восприимчивость и настроение.

ГРЕХ – слав. слово, передающее греч. амартúя (гамартúя) букв. ошибка, которой в LXX передаётся четыре евр. синонима, букв. смысл которых – упущение цели, противление, искривление,заблуждение. В Библии в глубинном значении грех выступает как противление воле Божьей, которая, таким образом, одна только и выступает в качестве истины и справедливости(праведности), а, соответственно, грех становится синонимом лжи и неразумия. Именно грех лишает человека, по примеру первого человека Адама (Быт 3:1-24) возможности совершенного богоуподболения в вечной жизни и делает его достойным смерти наряду с прочим животным миром.

УЧЕНИК –  данное понятие во времена Иисуса означало не столько обучающегося Закону, сколько последователя определённой религиозной традиции или же авторитетного учителя или школы, являвших пример ученикам не только своим подходом к интерпретации Закона, но и образом жизни. Так, в первом значении оппоненты Иисуса называют себя «Моисеевыми учениками» (Ин 9:28), а во втором используются выражения «ученики Иоанна» (Мф 9:14; Мк 2:18; Лк 5:33; Ин 3:25) и «ученики фарисеев» (Мк 2:18). В Евангелиях, вообще, понятие ученик, прежде всего, относится к постоянным спутникам Иисуса, из числа которых Он избирает Двенадцать, первыми названных апостолами (Мф 10:1-4; Лк 6:12-16), тогда как в Деяниях Апостолов оно уже прочно связывается с принадлежностью к церкви* Христа. В этом отношении показательно сказанное в Деян 11:26 о том, что «в Антиохии ученики впервые получили имя христиан». В свою очередь Евангелие Иоанна особо выделяет «ученика, которого Иисус любил» (13: 23; 19:26; 21:20), а также его тайных учеников (12:42-43; 19:38-39).

ЦЕРКОВЬ – встречающееся в НЗ греч. слово экклесúя (от глагола калéо – звать, приглашать) переводимое на слав. и русск. как церковь, в Древней Греции обозначало собрание полноправных граждан, соответствующее ему евр. слово кахáл (=собрание) служит в ВЗ обозначению Израиля как народа Божьего. Соответственно, в НЗ церковь – это собрание народа, избранного Богом из евреев и язычников и, по учению Павла, составляющего, прежде всего, при совершении вечери Господней единое тело, главой которого является Христос (см. 1Кор 11:20-34; 12:12-27; Еф 4:11-16).

ДУША – слав. калька с греч. психú (псюхэ) – дыхание и, соответственно, с евр. нэфеш – дышащая, в Библии служит обозначению жизни в её биологическом значении (Быт 19:17; Исх 4:19; Мф 6:25; Мк 8:35; Лк 12:20; Ин 12:25), живого существа (Быт 1:20 дал.; 2:19) и, наконец, человека (Быт 2:7; 46:15 дал.; Деян 2:41, 43). Именно душу, полагаемую «за друзей» упоминает Иисус, когда говорит о Своей любви к ученикам*, крайним выражением которой становится Его  жертва на кресте (Ин 10:11,15,17; 15:13).

СОКРОВИЩЕ – данное слав. слово является калькой греч. тисаврóс (тесаврóс) – хранилище, кладовая, чаще ящик для драгоценностей (Мф 2:11). Однако в НЗ оно выступает не только как само хранилище (Мф 12:35; Лк 6:45), но чаще как его содержимое (например, Мф 6:19; Лк 12:21; Иак 5:3), в фигуральном значении это то, что человеку более всего дорого или же для него бесценно (например, Мф 6:21; 2Кор 4:7).

 

МЕССИЯ – греч. передача арам. мешúха или же евр. машúах – помазанник, чемусоответствует греч. христóс. Данный титул связан с ритуалом помазания головы оливковым маслом при поставлении священников (Исх 40:13-15) и царей (1Цар 10:1), когда помазуемому сообщался Дух Господень (1Цар  16:13). Давид, помазанный ещё прежде вступления его на царство над Израилем (1Цар 16:6-13) оказался помазанником в особом смысле, поскольку ему через пророка Нафана (Натана) Богом было дано обещание, что из его рода произойдёт царь, чьё царство будет утверждено «на веки» (2Цар 7:12-16). Это пророчество истало основанием всех дальнейших ожиданий евреями Мессúи (по LXX – Христа), т. е. Царя Израиля из рода Давида, чьё царство будет вечным.

 


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

арам. – арамейский

библ. – библейский

букв. – буквальный, буквально

ВЗ – Ветхий Завет

греч. – греческий

евр. – еврейский

лат. – латинский

МТ- масоретский текст, имеется в виду нормированный текст еврейской Библии

НЗ – Новый Завет

пер. – перевод.

примеч. – примечание

русск. – русский

семит. – семитский

Син. – русский Синодальный перевод (1862 – НЗ, 1876 – ВЗ).

слав. – славянский

ст./стт. – стих/стихи, на которые в середине XVI в. парижский печатник Робер Этьен разбил библейский текст для удобства нахождения необходимого слова, фразы или отрывка

LXX – Септуагинта (Семидесяти), греческий перевод еврейской Библии, выполненный в III-II вв. до н.э. (закончен к 130 г. до н.э.), и собрание других книг, еврейские оригиналы которых неизвестны.

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

В следующем выпуске: Псалмы 9-10.

Буду рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки  —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

В избранное