Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Либеральная теология (часть 7: Влияние)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 242/2017-05-21

Доброго времени суток. Сегодня я предлагаю завершающую статьи о либеральной теологии. 

Влияние либеральной теологии

Либеральная школа теологии оказала значительное влияние на развитие историко-критических исследований. Многие направления высшей библейской критики (историко-критического изучения библейских текстов) развивались в рамках либеральной школы теологии[19]. Эта критика была усвоена в той или иной мере даже представителями неоортодоксии, которые критиковали либеральную теологию[42]. Современное христианское богословие признало наличие культурно-исторической составляющей библейских текстов и отказалось от концепции буквальной вербальной боговдохновенности (вербализма)[14] (которую утверждают теперь только фундаменталисты).

Неоортодоксальная критика либеральной теологии имела значительную поддержку в протестантизме с 1920-х по примерно 1960-е годы, после чего неоортодоксальная школа утратила господствующее влияние, а на смену ей пришли другие направления современной теологии. Некоторые богословы еще до того, как неоортодоксальная школа утратила существенное влияние, уже не соглашались с полным отрицанием идей либеральной теологии, желая найти новые формы выражения христианства в современном мире[43].

В качестве таких примеров исследователи называют экзистенциальное богословие Джона Маккворри, эмпирическое богословие Нельсона Вимана и приводят другие примеры. Но наиболее известным таким теологом стал Пауль Тиллих (1886-1965), чье богословие относят, с одной стороны, к неоортодоксальной (диалектической) школе, а с другой стороны, рассматривают как новую форму либерализма[43]. Иногда продолжателем либерально-теологической традиции называют создателя нового способа демифологизации (критики форм) Рудольфа Бультмана[44] (1884-1976), хотя его богословие рассматривается как направление внутри неоортодоксальной школы. В своей автобиографии Бультман писал: "Я пытался соединить решающий вклад диалектической теологии с наследием либеральной теологии: но это, очевидно, предполагает, что я занимаю критическую позицию по отношению к обеим"[45].

Новой попыткой примирения науки и религии после периода либеральной теологии стало богословие процесса, наиболее крупными представителями которой были философ Норт Уайтхельд (1861-1947) и продолживший на основе его философии развитие этого направления в теологии Джон Кобб (род. 1925), также к этому типу богословия относят научно-философскую концепцию католического ученого Тейяра де Шардена (1881-1955). Теологи богословия процесса отвергают границы между религиозной, светской и научной областями. Это богословское направление рассматривается как продолжение традиции либеральной теологии[46] (в новой форме).

В США центром либерального модернизма стала богословская школа Чикагского университета. На раннем этапе развития этой школы, который был в большей мере социологически ориентированным (c начала XX века до середины 20-х годов), ее представители Георг Бёрмен Фостер (1858-1918), Шейлер Мэтьюз (1863-1941), Ширли Джексон Кейз (1872-1947), Эдгар Джонсон Гудспид (1871-1962), Эдвард Скрибнер Эймс (1893-1958) формировали модернистское движение, которое приняло активное участие в спорах с протестантским фундаментализмом в 1920-х годах. На позднем этапе развития Чикагской школы (до 1960-х годов включительно), который был в большей мере философски ориентированным, теологи школы Генри Нельсон Уимен (1884-1975), Бернард Лумер (1912-1985), Дэниел Дэй Уильямс (1910-1973), Бернард Юджин Меланд (1899-1993) и другие работали над развитием новых либерально-богословских подходов, обращаясь к теологии процесса и другим новым философским методам в условиях необходимости давать ответ на критику неоортодоксальных теологов. С 1962 года в богословской школе Чикагского университета работал Пауль Тиллих[47][48][12].

Вопреки утверждениям консервативных протестантов, влияние идей либеральной теологии не прекратилось. После Второй мировой войны последователь Эрнста Трёльча шведский лютеранский теолог Андерс Нюгрен разработал направление "научной теологии", в основу которой положил концепцию религиозного чувства, присущего человеку априори[12]. Богословские и философские взгляды Нюргена основываются на идеях Канта и Шлейермахера[49].

Традицию либеральной теологии продолжал яркий гуманист Альберт Швейцер (1875-1965)[44][12]. Швейцер утверждал приоритетную важность этических норм христианства. Представляя Иисуса Христа земным человеком, со свойственными людям ошибками и заблуждениями, Швейцер выделил как самое ценное в христианстве учение Иисуса о любви. Однако, это учение, по мысли Швейцера, было погружено в преходящую культурную оболочку, и Швейцер считал необходимым освободить его от всего преходящего, дополнив этикой благоговения перед жизнью. Швейцер верил, что в результате этого учение Иисуса сможет оказывать мощное этическое воздействие на людей современного мира.

Идеи либеральной теологии не теряют своей актуальности, поскольку в просвещенной христианской среде никогда не прекращается потребность в смягчении антогонизма между наукой и религией и беспокойство о дегуманизации мира. Под влиянием эпохи либеральной теологии многие мыслители стали рассматривать христианство как в первую очередь свод этических ценностей, способствующих гуманизации общества, а Иисуса Христа - прежде всего как нравственный идеал и учителя любви[12][14]. Современные традиционные церкви, хотя при этом не отказываются от исторической догматики, чаще всего рассматривают вопросом первостепенной важности соблюдение этических заповедей, а не следование доктринам.

Либеральная теология утвердила в протестантизме идею значимости дел (классическая протестантская теология утверждала веру и отказ от значимости дел). Также либеральная теология внесла в протестантизм идею совместной деятельности Бога и человека - синергии, которая предполагала активное, а не пассивное участие человека (классическая протестантская теология акцентировала пассивность человека).

Либеральная теология, особенно - через учение социального евангелия, заявила о необходимости практической заботы христиан о соблюдении социальной справедливости в обществе. В результате этого многие церкви пришли к пониманию, что забота об улучшении общества это часть христианского служения ближним любовью. Развитое в рамках либеральной теологии учение социального евангелия оказало влияние на утверждение идеалов социальной справедливости в современных церквях.

Елена Преображенская (с)

Оригинал статьи на сайте "Независимый исследователь"

Надеюсь, что смогу в перспективе рассмотреть аналогичным образом другие направления современной теологии.

Список использованной литературы
[1] Стенли Гренц, Роджер Олсон. Богословие и богословы XX века. Перевод Ольги Розенберг. - Черкассы: Коллоквиум, 2011. С. 13 / Оригинал: Stanley J. Grenz, Roger E. Olson. 20th-Century Theology: God and the World in a Transitional Age. - IVP Academic, 1993.
[Далее этот источник указан сокращенно: С. Гренц, Р. Олсон]
[2] С. Гренц, Р. Олсон, с. 18-20
[3] С. Гренц, Р. Олсон, с. 20-23
[4] С. Гренц, Р. Олсон, с. 24-25
[5] Эпоха Просвещения / Энциклопедия Кругосвет
[6] С. Гренц, Р. Олсон, с. 28
[7] Theological liberalism / Encyclopædia Britannica
[8] С. Гренц, Р. Олсон, с. 50
[9] С. Гренц, Р. Олсон, с. 51-53
[10] С. Гренц, Р. Олсон, с. 54-60
[11] С. Гренц, Р. Олсон, с. 62-64
[12] Либеральная теология: Протестантизм / Словарь атеиста. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 145-147
[13] Теология протестантская / Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 581-582
[14] Л. Н. Митрохин. Протестантизм / Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2010
[15] Баур: Протестантизм / Словарь атеиста. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 49
[16] Баур / Православная энциклопедия
[17] В. И. Гараджа. Штраус / Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2010
[18] И.А.Крывелев. Книга о Библии. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958
[19] Либерально-протестантская школа экзегезы / Александр Мень. Библиографический словарь. - Фонд им. Александра Меня: СПб, 2002
[20] С. Гренц, Р. Олсон, с. 68-69
[21] Основы религиоведения / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994, c. 215
[22] С. Гренц, Р. Олсон, с. 74
[23] С. Гренц, Р. Олсон, с. 74-77
[24] В. И. Гараджа. Гарнак / Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2010
[25] С. Гренц, Р. Олсон, с.81-82
[26] В. И. Гараджа. Трёльч / Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2010
[27] Horace Bushnell / Encyclopedia of World Biography. - The Gale Group, 2004
[28] Horace Bushnell / Encyclopædia Britannica
[29] С. Гренц, Р. Олсон, с. 82-84
[30] Теология протестантская / М. Ю. Смирнов. Реформация и протестантизм. - СПбГУ, 2005
[31] С. Гренц, Р. Олсон, с. 85-86
[32] Протестантская философия / Религиоведение. Энциклопедический словарь. Под ред. Забияко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. – М.: Академический проект, 2006
[33] Протестантская теология / Религиоведение. Энциклопедический словарь. Под ред. Забияко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. – М.: Академический проект, 2006
[34] С. Гренц, Р. Олсон, с. 90-93
[35] С. Гренц, Р. Олсон, с. 146-148
[36] С. Гренц, Р. Олсон, с. 152-154
[37] С. Гренц, Р. Олсон, с. 152
[38] Либеральное христианство / Философский словарь. Под ред. М.М.Розенталя. - Изд. Полит. лит.: М., 1972
[39] Фундаментализм протестантский / М. Ю. Смирнов. Реформация и протестантизм. - СПбГУ, 2005
[40] К примеру, протопресвитер Михаил Помазанский в статье "Кафоличность Церкви и экуменизм" (не отказываясь от идеологии традиционного православия)
[41] С. Гренц, Р. Олсон, с. 78
[42] С. Гренц, Р. Олсон, с. 85
[43] С. Гренц, Р. Олсон, с. 163-164
[44] Пивоев В. М. Философия. В 2-х ч. Ч. I. История философии. Учебное пособие. - Directmedia, 2014. C. 281
[45] Цит. по: Павел Ткаченко. Богословие и антропология: Бог как гарант достоинства человека по Р. Бультману (статья на сайте "Лютеранство в России")
[46] С. Гренц, Р. Олсон, с. 193-216
[47] Chicago School of Theology / George Thomas Kurian, Mark A. Lamport (editors). Encyclopedia of Christianity in the United States, Volume 5.- Rowman & Littlefield, 2016. P. 445-446
[48] Чикагская теологическая школа / Теологический энциклопедический словарь под ред. Уолтера Эвелла. - Ассоциация "Духовное возраждение" ЕХБ, 2003
[49] Нюрген Андерс / Большая Российская Энциклопедия. - Научное изд-во, 2013 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное