Человек и религия в современном мире: Либеральная теология (часть 5: Трёльч, Бушнелл, Раушенбуш)
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск 240/2017-05-19
Доброго времени суток. Продолжаю излагать новую статью о либеральной теологии.
Эрнст Трёльч
Еще одним крупным либеральным теологом был Эрнст Трёльч. Он также рассматривал связь религии и культуры, а под влиянием социолога Макса Вебера стал заниматься социологией религии. Его самое значимое
сочинение по социологии религии - "Социальные учения христианских церквей и групп" (1912) описывает религиозные группы и дает их типологию. Трёльч не был церковным человеком и считал, что религиозность может существовать без каких бы то ни было институциональных форм, так как "дух дышит, где хочет" (согласно словам евангелия). Трёльч понимал религию как мистическое переживание тайны жизни. Он не рассматривал христианство как высшую форму религии, считая его "абсолютной
религией" лишь в том смысле, что оно сохраняет высшее значение. Однако, это в понимании Трёльча не означало, что в будущем не может возникнуть более глубокого откровения, и религиозная история человечества, по Трёльчу, не заканчивается на христианстве[26].
Гораций Бушнелл
Из Германии либеральная теология пришла в США. Академическая литература называет отцом американского религиозного либерализма Горация Бушнелла. Бушнелл был
конгрегационистским служителем, но известен прежде всего как теолог, заложивший основы либеральной теологии в США. Во-первых, Бушнелл привел аргументы, разрушающие догматическую систему пуританской теологии. Его первая крупная работа "Христианское воспитание" (1847) была направлена на опровержение широко распространенного в его конфессии взгляда о необходимости обретения особенного опыта обращения для ребенка верующей семьи (этот взгляд подразумевал, что недостаточно христианского воспитания,
требуется еще особое "возрождение"). Бушнелл же утверждал, что ребенок должен расти таким образом, чтоб он не считал себя не христианином (что ребенок не должен чувствовать, что он не христианин, если он вырос в вере без особенного обращения)[27].
Кроме того, в книге "Бог во Христе" (1848) Бушнелл затронул тему о понятийном языке, указывая на то, что язык состоит из символов, с которыми согласны определенные социальные группы
(которые их употребляют). Однако, для понимания этих символов необходимо изучить исторический контекст, в котором они сложились, и в изменяющихся обстоятельствах людям требуются новые определения[27]. Этим суждением Бушнелл поставил под сомнение традиционную доктрину об искуплении, утверждавшую, что Христос взял на себя наказание всех людей вместо них. В книге "Христос в теологии" (1831) Бушнелл продолжил развитие мысли о необходимости нового определения понятий применительно к
Троице[28].
Работа Бушнелла "Естественное и сверхъестественное" (1858) заложила основу либерально-теологического акцента на теме Царства Бога. В трудах "Заместительная жертва" (1866) и "Прощение и закон" (1874)
Бушнелл выделил теорию морального влияния искупления, которую использовала либеральная теология[27]. Этот подход предполагал, что жизнь и смерть Иисуса Христа стали моральным примером, посредством которого человечество должно изменяться. Сама по себе эта идея присутствовала еще в раннем христианстве, но либеральная теология использовала ее для освобождения от традиционной доктрины заместительного искупления. В очерке "Наука и религия" (1868) Бушнелл защищал теорию эволюции
Дарвина[28].
При жизни Бушнелла большинство американских теологов не разделяли его либеральные взгляды. Когда он умер в 1876 году, многие его современники считали их еретическими. Однако, в течение следующих нескольких десятилетий они были
восприняты и стали рассматриваться базовыми для ставшей популярной либеральной теологии, хотя более поздние либеральные теологи видоизменили эти идеи[27].
Вальтер Раушенбуш
В отличии от немецкой либеральной теологии, которая сосредотачивалась на библеистике, истории, философии, социологии, либеральная теология в США обрела социально-реформаторскую политическую направленность в движении социального евангелия. Наиболее крупным, ведущим богословом этого движения стал Вальтер Раушенбуш. Раушенбуш служил пастором в беднейшем районе Нью-Йорка под названием "Адская кухня", где он воочию наблюдал огромные масштабы нищеты, безработицы,
болезней и роста преступности. Либеральная теология Раушенбуша была не просто академической теорией, но направлена на решение социальных проблем США того времени. Раушенбуш критиковал социальное неравенство капиталистического общества и был сторонником фабианского социализма (английского учения, которое подразумевало нереволюционное, постепенное преобразование общественных отношений). Он верил, что такое изменение общества соответствует учению Иисуса о любви и братстве людей[29].
В своей первой крупной работе "Христианство и социальный кризис" (1907) Раушенбуш писал о том, что долг христианина - прикладывать усилия для "спасения" экономических отношений, которые не дают возможности беднякам улучшить свою жизнь.
Вторая крупная работа Раушенбуша "Христианизация общественного порядка" (1912) призывала к национализации отраслей промышленности, поддержке профсоюзов и отказу от экономики, базирующейся на жажде наживы и конкуренции. Такие преобразования Раушенбуш считал приближением к идеалу Царству Бога, где воплотится соблюдение заповедей Иисуса. Третья важная работа Раушенбуша "Богословское обоснование социального евангелия" (1917) стала систематическим богословием учения социального
евангелия[29].
Не все теологи социального евангелия были сторонниками социализма, но все видели необходимость реформ в обществе для решения социальных проблем, и эти реформы, по их мнению, должны были опираться на заповеди Иисуса Христа, что означало бы постепенное осуществление Царства Бога на земле.