Человек и религия в современном мире: Либеральная теология (введение: Эпоха Просвещения)
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск 236/2017-05-15
Доброго времени суток. Сегодня я начинаю в нашей рассылке публикацию своей новой статьи о либеральной теологии. (Статья о Мартине Лютере Кинге еще не переведена до конца, ее продолжение я предложу позднее).
Либеральная теология
Либеральная теология - направление протестантской теологии, распространенное в XIX - нач. XX века, которое стремилось адаптировать христианство
к философии и науке того времени, представить идеи христианства на языке современности путем пересмотра традиционных церковных доктрин и смещая фокус внимания от веры в сверхъестественное на этическую сторону христианства и социальные аспекты.
Исторический фон возникновения
Эпоха Просвещения
Возникновение либеральной теологии последовало вслед за
наступлением эпохи Просвещения, которая ознаменовалась верой в способности человеческого разума. В эту эпоху существенно изменились представления христиан о Боге, человеке и окружающем мире[1]. Мыслители эпохи Просвещения отказались принимать как непререкаемую истину церковные догматы лишь на том основании, что так верила церковь в течение прошедших столетий, и пожелали получить рациональные обоснования веры. Причиной таких перемен стали как подготовившая их эпоха Возрождения, поставившая человека в центр
внимания, так и научные достижения таких ученых как Николай Коперник (1473-1543) и Галилео Галилей (1564-1642), разрушивших привычные представления о космологии, идеи основоположника эмпиризма Френсиса Бекона (1561-1626), родоначальника философии радикального сомнения Рене Декарта (1596-1650) и открытие законов классической механики Исаака Ньютона (1642-1727)[2].
Открытие Коперником гелеоцентричности вселенной стало началом научной революции. Новые идеи космологии привели к отказу от средневековой трехуровневой структуры вселенной (соответствовавшей библейской букве), в которой над землей находились небеса (с Богом, ангелами и праведными душами), а под землей - ад (с дьяволом, бесами и душами грешников). Галилей поддерживал гелеоцентризм, что привело его к широко известному
конфликту с церковью, существенно разрушившему авторитет последней в глазах просвещенных людей последующих поколений. Идеи Бекона, поставившего опыт источником знания, ознаменовали переход к эпохе Просвещения и рождение современной науки. Декарт сделал основным принципом научного познания сомнения, что способствовало утверждению разума и подрыву незыблемости веры в традиционные постулаты. В результате открытий Исаака Ньютона вселенная предстала в виде огромного стройного механизма, движения которого
подчинялись определенным законам, что содействовало утверждению деизма - учения о Боге, который сотворил мир и оставил его подчиняться законам природы, больше в эти процессы не вмешиваясь[2].
Таким образом в науке и философии произошла революция, которая привела к утверждению рационализма эпохи Просвещения. Разум человека стал пониматься главным критерием познания мира. Просветители верили, что человек может постигать законы природы, и что вселенная подчинена законам
природы, поэтому в эпоху Просвещения большое внимание уделялось понятиям "природы" и "естественного закона". Мыслители эпохи Просвещения представляли вселенную упорядоченой и познаваемой, верили, что наука ведет человечество от предрассудков к свободе и знанию, и, что, постигая законы природы, люди способны изменить жизнь в лучшую сторону. Просвещение, таким образом, вело к оптимистичной вере в прогресс[3].
В богословии эпоха Просвещения привела к
сдвигу от веры в библейские и церковные учения, названные "религией откровения", к вере в Бога и нравственные законы, постигаемые разумом, названную "естественной религией". Философ Джон Локк (1632-1704) провозгласил идею превосходства "естественной религии" над "религией откровения", заявив, что, христианство, избавленное от старых догматов, станет самой разумной формой религии. Философы деисты пытались разрабатывать подобную простую и универсальную религию, в
которой все доступно разуму. Церковные догматы утратили свою незыблемость и стали восприниматься устаревшими[4].
Родившееся в Англии и получившее расцвет во Франции Просвещение пришло в Германию в конце XVIII-начале XIX веков. Германия стала центром интеллектуальной жизни в период позднего Просвещения[5]. Немецкое Просвещение дало миру троих крупных философов, каждый из которых по-своему стремился найти разумные философские и богословские обоснования для религии:
Иммануила Канта (1724-1804), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) и Фридриха Даниэля Эрнста Шлейермахера (1768-1834). Кант провозглашал примат нравственности, Гегель утверждал интеллект, а Шлейермахер - интуитивный опыт. Либеральная теология выросла в атмосфере Просвещения и на идеях этих мыслителей[6].
Продолжение статьи следует.
На иллюстрация: Галилей перед инквизицией (худ. Кристиано Банти, 1857)