Человек и религия в современном мире: Либеральная теология (часть 3: Фридрих Шлейермахер и др.)
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск 238/2017-05-17
Доброго времени суток. Продолжаю предлагать вашему вниманию свою новую статью о либеральной теологии.
Зарождение либеральной теологии
Фридрих Шлейермахер
Развитие романтизма стало реакцией на
холодный рационализм эпохи Просвещения: романтики подчеркивали эмоциональные чувства и эстетизм. Шлейермах был, как считают исследователи, первым, кто всерьез применил романтизм в теологии. Он поставил в центре религии интуитивное познание — возвышенное религиозное переживание, которое назвал чувством. Влияние Шлейермахера на протестантское богословие было огромно и продолжается по сей день. Как говорят о нем протестантские богословы Стенли Гренц и Роджер Олсорн в книге о современном богословии,
«для христианского богословия он значит то же, что Ньютон для физики, Фрейд для психологии и Дарвин для биологии. … Исследователи практически единогласно объявили Шлейермахера отцом современного богословия»[8].
Богословие
Шлейермахера было укоренено в опыте пиетизма (движения, придающего значение религиозным переживаниям и ощущению общения с Богом), в котором он вырос. Отец Шлейермахера, священник реформатской церкви, пережил глубокое духовное обновление под влиянием пиетизма Моравских братьев. Фридрих поступил в пиетическую школу, а затем — семинарию. Он отошел от ортодоксального учения на ранних стадиях своего обучения, однако, не утратил спиетического внимания к переживаниям. Во время обучения в университете
Шлейермахер познакомился с трудами многих философов-просветителей и еще больше отошел от ортодоксального учения. В окружении Шлейермахера было много неверующих образованных людей, к которым он обратился в своей первой крупной работе «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799). В этой работе он хотел убедить образованных неверующих людей в том, что религия — это не то, что они понимают, отвергая ее: религия — это не свод устаревших догм, а «близость с живым Богом,
совершенно непохожая на простое подчинение церковным учениям»[9].
В 1822-1823 годах вышел в свет главный труд Шлейермахера по систематическому богословию — «Христианская вера». В нем Шлейермахер представил новый взгляд
на христианское учение в соответствии духу времени. Сторонники традиционного вероучения критиковали Шлейермахера, поскольку считали, что этот труд показал победу философии Просвещения и отход от всего сверхъестественного в религии. Но прогрессивно настроенные мыслители это воспринимали как освобождение от устаревших авторитарных догматов и переход к современному христианству, не вступающему в противоречие с наукой. Однако, в отличии от рационалистов, Шлейермахер выделил религиозное чувство (которое часто
называл «благоговением») как универсальное и лежащее в основе человеческого опыта. Богословский метод Шлейермахера включил в себя идеи эпохи Просвещения, но одновременно вышел за их рамки[10].
В основе понимания Шлейермахером Бога
лежало чувство зависимости: он считал, что любое рассуждение о Боге — это рассуждение о человеческих переживаниях зависимости от него. Шлейермахер не отрицал Троицу, но находил ее церковные определения противоречивыми и не видел в них никакой пользы. Для него Бог был вечной силой, присутствующей во всем и неотделимой от мира. Шлейермахер отказался принимать доктрину о двух природах Христа (божественной и человеческой) и понимал Иисуса как человека, отличающегося от других «мощным
богоосознанием». Понятие искупления Шлейермахер связал со способностью Иисуса передавать это «богоосознание» людям[11].
Тюбингенская школа и младогегельянцы
Помимо богословия Шлейермахера, влияние на формирование либеральной школы теологии оказывали Фердинанд Кристиан Баур (1792-1860) и Тюбингенская школа, библеистика и христология Давида Фридриха Штрауса (1808-1874), Бруно Бауэра (1809-1882) и других последователей школы
младогегельянцев[12][13][14]. (Однако, Баур и Штраус находились сами под влиянием Шлейермахера. Роль Шлейермахера была определяющей для многих и в формировании либеральной теологии она была основной).
Баур и основанная им Тюбингенская школа
утверждали принцип исторического изучения Библии. В частности, Баур обнаружил в Новом Завете борьбу иудейского («петризма») и эллинистического («паулизма») направлений[15] и рассматривал христианство как иудейскую секту, в последствии видоизменившуюся под влиянием эллинистических идей (например, в том числе отраженного в евангелии Иоанна учения о Логосе)[16]. Штраус рассматривал евангелия как смесь крупиц истории и мифотворчества[17], относя евангельские чудеса к последним. Бауэр
представил еще более радикальную критику христианства, чем Штраус, рассматривая христианство как продукт греко-римского мира[18].
Распространение
Географически центром развития либеральной теологии были Германия и (немного позднее) — США. Но либеральные теологи также появлялись во Франции, Англии и других странах[19]. В начале XX века в Англии начали возникать организованные формы движения модернистов, стал издаваться журнал «Либеральный священник» и другие либерально-богословские издания[12].