Человек и религия в современном мире: Либеральная теология (часть 2: Теологический либерализм)
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск 237/2017-05-16
Доброго времени суток. Продолжаю публикацию своей статьи о либеральной теологии.
Теологический либерализм
Религиозная мысль, развиваемая на основе идей, которые отличаются от принятых авторитетными церковными властями, получила название теологического либерализма. Энциклопедия Британника относит этот термин к религиозной мысли, занимавшей важное место в протестантизме от середины XVII века до 1920-х годов[7]. Собственно либеральная теология занимает в этом историческом периоде отрезок времени c конца XVIII века, охватывая два этапа: романтизм (кон. XVIII — кон. XIX
века) и модернизм (сер. XIX века — 1920-е годы).
Первый этап теологического либерализма, предшествующий развитию собственно либеральной теологии, связан с утверждением рационализма, а первым мыслителем современного теологического
либерализма энциклопедия Британника называет Рене Декарта. (До этого богословский либерализм присутствовал в религиозных размышлениях эпохи Возрождения и периода Реформации, но этот период не рассматривается историками как современный, а протестантизм в то время только начал формироваться).
Декарт как зачинатель современного теологического либерализма заложил в его основу четыре важные идеи: 1) доверие к разуму, 2) примат личности, 3) имманентность Бога, 4) мелиоризм (убеждение, что человеческая природа может улучшаться и улучшается). В числе других влиятельных мыслителей первого этапа современного теологического либерализма находятся: Бенедикт Спиноза (1632-1677) в Нидерландах, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) и Готхольд Эфраим Лессинг
(1729-1781) в Германии, Джон Локк (1632-1704) и Сэмюел Кларк (1675-1729) в Англии, группа английских философов XVII века, названных «кембриджскими неоплатониками», и деисты.
Следующий этап теологического либерализма —
романтизм отмечен открытием уникальности личности и значения личного опыта. Вдохновителями романтического теологического либерализма стали Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Иммануил Кант (1724-1804). В этот период в богословии выделился Фридрих Шлейермахер, который считается основателем собственно либеральной школы теологии, и его называют даже «отцом современной протестантской теологии». В этот период классическая либеральная теология получила развитие трудами Альбрехта Ричля (1882-1889), Вильгельма
Геррманна (1846-1922), Адольфа фон Гарнака (1851-1930) в Германии, Горация Бушнелла (1802-1876) и Вальтера Раушенбуша (1861-1918) в США.
Третий этап теологического либерализма — модернизм знаменуется открытием значимости исторического
времени и акцентом на понятии прогресса. Влияние на развитие модернистского теологического либерализма оказали промышленная революция и издание работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов» (1859). В этот период были начаты психологические исследования религиозного опыта и социологические исследования религии. Значимыми фигурами этого времени были: Томас Хаксли (1825–1895) и Герберт Спенсер (1820-1903) в Англии, Уильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952), Шейлер Мэтью (1863-1941), Гарри
Эмерсон Фосдик (1878 — 1969) в США, Эрнст Трёльч (1865-1923) в Германии. (В этом списке представителями собственно либеральной теологии были последние три указанные личности).
Таким образом, школа протестантской либеральной теологии развивалась внутри более широкого движения теологического либерализма, которое включало в себя как работы церковных протестантских теологов
(собственно либеральная теология), так и светских мыслителей и исследователей, которые формировали религиозно-философскую мысль, оказывавшую влияние на богословие.