Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Свободная мысль и милостивое сердце": религиозно-либеральный блог

"Религиозный либерал": наше творчество

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 20/2008-12-29

Дорогие друзья!

Поздравляю всех с праздником Рождества по западному стилю и наступающим Новым Годом! Хочу заметить, что крайне неверно 25 декабря называть Рождеством католическим, потому что 25 декабря по новому стилю Рождество отмечают католики, протестанты, а также представители большинства поместных Православных церквей - за исключением Русской, Сербской, Иерусалимской и Грузинской. Таким образом, 7 января крайне неверно называть Рождеством православным, ибо лишь 4 православные церкви отмечают его в этот день, а все прочие празднуют со всем миром 25 декабря.

Юлианский календарь был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введен Юлием Цезарем 1 января 45 года до Рождества Христова. Год устанавливается равным 365.25 суток, три года по 365 дней потом високосный 366 дней за счет 29 февраля. Сначала дополнительный день вставлялся перед 24 февраля и назывался дважды шестым (лат. биссекстус, отсюда високосный) перед мартовскими календами.

Юлий Цезарь также упорядочил число дней в месяцах по такому принципу : нечетный месяц имеет 31 день, четный - 30. Февраль в простом году должен иметь 29, а в високосном - 30 дней. В новых месяцах полностью сохранилось положение нон и ид, однако в связи с увеличением продолжительности месяцев в некоторых из них увеличилось число дней до календ. К моменту реформы календарь ушел от смены времен года на 90 дней, в связи с этим в последнем году старого календаря были вставлены три месяца : мерцедоний (23 дня) и два безымянных месяца (33 и 34 дня) между November и December.

В новом календаре счет дней был начат с новолуния которое пришлось на 1 января, на этот же день было перенесено начало года (в римском календаре год начинался 1 марта).

Однако, римские жрецы запутали календарь, объявляя високосным каждый третий год. Между 44 и 9 гг. до Р.Х. было 12 високосных годов вместо 9 (должны били быть 41, 37,...,13,9 гг. до Р.Х. а были 42, 39,...,12,9 гг. до Р.Х.). Положение исправил император Август - с 9 г. до Р.Х. по 8 г. после Р.Х. високосных годов не было.

Также при Августе распространилась семидневная неделя. В честь Августа Sextilis был переименован в Augustus, также к нему добавили один день, отняв его от февраля. От сентября один день был перенесен на октябрь, а от ноября на декабрь. Количество дней стало таким как в современном календаре. В I и II веках было еще несколько попыток переинования месяце календаря : сентябрь в тибериус (Тиберий), потом в антониус (Антонин Пий) и коммодус (Аврелий Коммод), а октябрь в домицианус (Домициан), но они не прижились.

Так как продолжительность тропического года равна 365.2422 наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты, также постоянно смещался праздник Пасхи.

24 февраля 1582 года Папа Григорий ХIII принял предложение астронома Луиджи Лилио Джиральди и Кристофера Клавия и выдал буллу согласно которой после 4 октября следовало 15 октября и високосными оставались только те года которые делятся на 400, то есть 2100, 2200, 2300 високосными не будут. Григорианский календарь также не абсолютно точный, год в нем длиннее тропического на 26 секунд, сутки набегают за 3323 года.

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников. Католики - Западная Европа, Северная и Южная Америка, Австралия, страны Африки и Азии - отмечают его 25 декабря. Это государственный праздник в 145 странах мира. Содержание праздника - евангельская история о рождении Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа.

Это самый торжественный в католицизме праздник с тремя церковными богослужениями, совершаемыми в полночь, на рассвете и днем (то есть в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующих). Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего.

Празднование Рождества начинается с восходом первой вечерней зари, которая возвестила всему миру о времени рождения Сына Божьего. Рождество отмечается в течение восьми дней (октавы). Второй день праздника, 26 декабря, посвящается памяти святого первомученика Стефана, третий день, 27 декабря - памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (в этот день совершается обряд освящения вина); четвертый день, 28 декабря - памяти святых Невинных Младенцев Вифлеемских (священники в этот день дают особое благословение детям).

В воскресенье, выпадающее на один из восьми дней празднования Рождества (октавы), или 30 декабря, если на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Девы Марии и Иосифа Обручника. Празднование Рождества завершается 1 января, когда с особой торжественностью отмечается День Пресвятой Богородицы.

Истоки празднования Рождества - в древних дохристианских культах: в эти дни зимнего солнцеворота на Древнем Востоке и в Римской империи праздновался день рождения «Непобедимого солнца» - иранского бога Митры. Христианский праздник соединился с зимним аграрным праздником в честь солнца и близкого пробуждения природы.

В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до Праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные - бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами, эти народные представления позже переместились на площади.

Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

Думаю, что даже и для тех, кто не придерживается церковной догматики, праздник Рождества вполне может служить символом добра и света. Да и астронамически эта дата наступает после дня зимнего солнцестояния, после которого начинает прибавляться световой день и уменьшатся ночь. Так что у нас есть чудесная возможность совместить знаки природы с духовной символикой и положить как бы новое духовное начало жизни.

А сейчас мы публикуем заключительные части книги Александра Грайцера "Тебе принадлежит свобода". В новом году мы начнём читать другую книгу Саши.

ШУК И ШУКОВАЯ ТЕРАПИЯ

Суеты не было даже на базаре, который в Хайфе называется коротким сло­вом - Шук. Хотя там довольно-таки шумно. Громко выкрикивают арабы, рекла­мируя свой товар и глаза, конечно же, разбегаются от изобилия, но к этому всему я был готов. Удивило же совсем другое. Доступность, близость товаров к покупателям. Не было ну никакой границы ни в виде прилавка, ни в виде даже какого-нибудь натянутого шнурка и часто даже не было внимательно следящих за товаром глаз продавца. Наоборот, прилавки были словно бы вы­вернуты наизнанку навстречу покупателю, а товары будто бы кричали тебе - ну-ка возьми меня!

Вначале эта доступность и навязчивость ошарашили. Затем, в какой-то момент возникло ощущение, что весь базар смотрит на меня в ожидании, что я вот- вот  протяну руку, возьму что-нибудь и быстро засуну себе в карман, чтобы никто не видел! Представляете, я боролся с искушением так, будто я был ка­ким-то там матерым вором и пришел на базар именно для кражи.

Уже потом до меня дошло, что базар тут ни при чем. Он только помог выя­вить то, что глубоко сидело во мне самом. Повторяю, вором я никогда не был. Просто мое сознание отравлено психологией нищеты, давно уже ставшей нормой жизни в нашем обществе. И здесь, за границей я выступаю не только как физи­ческое лицо, но и как совокупный общественный продукт-представитель страны Исхода. Ведь это только нищий думает, что ему ничего не принадлежит и един­ственным способом что-то получить является кража или милостыня. Столь низка его самооценка! 

Не потому ли наши соотечественники рады любой даже самой низкооплачиваемой работе за границей, а наши девушки занимаются там древнейшей профессией? В Хайфе я услышал историю о том, как с появлением  в городе репатриантов из СНГ в общественном туалете исчезла туалетная бумага.

Я думаю, что это - болезнь, и, если она вообще поддается лечению, лечить ее нужно глубокими серьезными методами: и экономическими, и духовными, и пси­хологическими. Начать же следует с ее признания и диагностирования.

В СИНАГОГЕ

В Хайфе рядом с домом, в котором я жил, стоит одноэтажное здание синаго­ги. С первого дня, как я увидел ее, я планировал зайти, посмотреть, поприсутствовать на молитве. Но дни шли, а осуществить задуманное все не удава­лось. Утренняя молитва в синагоге начиналась в пол седьмого утра, когда я еще сладко спал, а заканчивалась где-то после девяти утра после чего сина­гога, как правило, закрывалась до вечернего служения. Возвращаясь с утреннего купания я заставал синагогу уже закрытой.

Но вот, однажды утром, я проснулся рано и у меня возникло желание пойти в синагогу. После того, как я пришел туда, началась молитва. Я одел кипу - специальную молитвенную шапочку и мне дали Сидур - сборник молитв. Сидур был на иврите и я в нем ничего не понимал. Пожилой человек, который дал мне Сидур, видимо понял, что он имеет дело с дилетантом, открыл мне сборник на нужной странице и периодически переворачивал мне страницы. Все присут­ствующие были заняты молитвой и не обращали на меня особого внимания. Чтобы не быть статистом, я молился, как мог, с интересом наблюдая за присутствую­щими. Ближе к окончанию молитвы, мне пришла мысль посчитать количество молящихся. Я, пришедший в синагогу последним, оказался десятым по счету. И тут я вспомнил, что десять совершеннолетних мужчин, собранных для молитвы называются в иудаизме - миньяном, и без этого количества по Закону просто запрещено  совершать определенные молитвы и публично читать Тору Священную Книгу.

Так что, видите, главное - это  вовремя оказаться в нужном месте.

УМЕЕТЕ  ЛИ ВЫ  ПЛАВАТЬ В  МЕРТВОМ МОРЕ?

Весь Израиль с севера на юг можно пересечь на автобусе меньше, чем за один день. Большую часть пути Вы проведете в пустыне Негев, где Вас охва­тит ощущение, что время остановилось. В этой пустыне и находится Мертвое море. Все, что связано со смертью, вызывает естественную реакцию людей - держаться от нее подальше. Любое "гиблое место" предпочитают обходит на расстоянии. Однако, феномен Мертвого моря является в этом смысле исключе­нием, потому что доказывает как раз обратное. Несмотря на то, что в этом море нет никакой растительной и рыбной живности по причине высокой концентрации солей, оно привлекает к себе множество людей. Прежде всего, из-за своих целебных свойств. Здесь находится фабрика по производству раз­личных лекарственных препаратов, лечебной косметики, кремов, грязей и т.д. Продукция фабрики пользуется спросом во всем мире. На берегу Мертвого моря находится курортный городок, куда съезжаются люди отдохнуть и полечиться, ведь вода Мертвого моря имеет оздоровительный эффект.

На меня же более всего произвел впечатление тот факт, что в Мертвом море невозможно утонуть. Представляете себе, лежит человек на поверхности воды и ... не тонет. Ничего не делает, просто лежит, без всяких усилий! Кажется еще чуть-чуть и можно будет пойти по воде пешком, как это сделал в свое время апостол Петр. В Мертвом море "умирают" наши представления о привычном.

Лежа на поверхности Мертвого моря и наслаждаясь своей принципиальной непотопляемостью (хотя, я вам скажу, поначалу было непросто довериться этому закону и расслабиться), я думал о том, что же там находится за гра­нью нашего Бытия, которую мы называем смертью? Так ли уж она страшна? Что, например, происходит, когда умирают наши чувства к какому-нибудь чело­веку или привычные представления? Их место заполняют новые чувства и представления, не правда ли? Значит, когда заканчивается (по нашим пред­ставлениям) одна жизнь, за ней следует другая, не так ли? Особенно в этом случае утешает мысль о том, что за поворотом, за которым следует неизвест­ность, тебя ждет кто-то любящий и мудрый, кому ты всецело доверяешь. Выхо­дит, что из-за того, что мы боимся умирать, мы боимся и жить, поскольку жизнь наша неизбежно связана с опасностями. И чтобы полноценно жить, надо ничего не бояться. Странная оказывается логика у нашей жизни: чтобы лю­бить жизнь, надо не бояться смерти, а чтобы не бояться смерти, надо верить в жизнь. Не бояться изменений, но бежать от унылого, серого существования. От рабства. Так как это делал Израиль три с половиной тысячи лет назад, выходя из Египетского рабства на свободу. Опыт пустыни научил его вере. А вера и есть смелое вхождение в неизвестность и открытие ее добрых и ценно-полезных качеств.

ЭЙЛАТ ТАНЦУЮЩИЙ

Эйлат - самый южный город в Израиле. Находится он на берегу Красного моря. Того моря, которое расступилось перед выходящим из рабства народом, сомкнувшись затем и потопив его преследователей. Вообще, я даже и не пред­ставлял себе, что в море может быть такая чистая вода: смотришь в стеклян­ное дно катера и видишь все, как в аквариуме - самую мелкую рыбешку, бук­вально каждую песчинку. Словно все игрушечное и в то же время настоящее. А ведь такого же качества, вероятно, были на земле все моря, реки и озера. Все-все, вплоть до человека. Здорово же все мы постарались довести себя "до ручки".

Эйлат - город-курорт. Поэтому в нем, помимо порта, целый каскад великолепных гостиниц, растянувшихся вереницей вдоль побережья моря. Шикарная гостиница в Эйлате - сама представляет из себя целый городок. В ней есть магазины, кафе, рестораны, танцплощадки, бассейны, фонтаны, зимние сады и т.д. И все это сочетается в форме причудливой восточной архитектуры: современной, неожиданной, парадоксальной!

Но самое сильное впечатление в Эйлате произвели на меня люди. Танцующие люди, которые собирались каждый вечер на танцплощадке на берегу моря. Видно было, что они не были профессиональными танцорами, скорее это были либо местные жители, либо отдыхающие курортники. Невозможно было оторвать взгляд от того, как они танцевали. Оказывается, в этой жизни можно жить, получая от этого удовольствие!

Израильские танцы состоят из набора определенных движений, которые вы­полняются одновременно всеми танцующими, независимо от их количества на  площадке. И все при этом двигаются по кругу в одном направлении. Это созда­ет ощущение единства, будто бы танцует один дружный коллектив, единый народ. Сами движения в израильских танцах закончены и полны смысла. Глядя на них, понимаешь, что танец - это определенный способ (язык) для передачи информа­ции, а не бессмысленное дергание возбужденных тел. Каждый такой танец может рассказать о многом тому, кто понимает этот язык. Меня же завораживала общая гармония и красота танца. Я долго не мог понять, чем же именно очаро­вывает меня это зрелище? Красивыми девушками? Но украинские девушки, по­жалуй, даже более красивы, чем еврейские...

Вы наблюдали когда-нибудь поведение птиц: тех, кто воспитывался в клетке, в неволе и тех, кто летали на свободе? Заметили ли Вы различие? Ведь вну­треннее достоинство и свободный дух, пожалуй, особенно проявляются в поле­те и в танце. Вернее, птицы из клетки зачастую вообще не летают. Какое-то ощущение полета присутствовало в танце этих людей, несмотря на то, что некоторые из них были далеко не молоды, с печатью пережитых испытаний на суровых ли­цах. Ощущение полета еще проявляется в достоинстве. Достоинство - это уважение человека к себе самому. Не саможаление и не высокомерие, которое дурно пах­нет из-за желания выделиться за счет унижения других. Досто­инство - это свидетельство внутренней самодостаточности человека, наличие стержня, понимание им своей реальной ценности и значения. Достоинство обла­гораживает не только самого человека, но и наблюдающих за ним людей, оно имеет особое обаяние и притяжение, хотя и не бросается сразу в глаза, в отличие от высокомерия. Высокомерие вносит диссонанс во всеобщую гармонию. Достоинство - ее создает и укрепляет. Поэтому я и не мог насмо­треться на танцующих израильтян, приобщаясь в духе к их достоинству и вели­чию. Так имеет ли резон свобода, когда Вы наслаждаетесь своим непроданным никому первородством?!

КОГДА ЖЕ НАСТУПИТ МИР В СТОЛИЦЕ МИРА?

      Почти две тысячи лет тому назад римский полководец Тит захватил с войска­ми Иерусалим, разрушил Храм и город. И куда бы после этого не заносила жизнь евреев в их рассеянии по всему миру (Испанию, в Африку, в Россию или в Японию) они везде твердили, как молитву: в следующем году будем в Иерусалиме!

Откуда же происходило такое их упорство и вера? Почти каждый еврей Вам на это скажет: из глубокого почитания Торы (Библии). Недаром евреев еще называют Народом Книги.

Дело в том, что еврейские библейские пророки, которые жили еще до рассея­ния Израиля (Исайя, Иеремия, Захария и другие), предсказывали, что Израилю предстоит длительное рассеяние по всему миру, после чего Бог соберет Свой народ обратно в Землю Обетования и все народы земли будут ежегодно приходить в Израиль для поклонения Богу. Все это уже сбывается на наших глазах: созда­ние государства Израиль, куда собираются евреи со всего мира; паломничество многих народов на Святую Землю для поклонения Богу.

В День моего посещения Иерусалима я увидел на небе двойную радугу. Никогда ранее я не видел подобного. Одна радуга была целой, другая - по середине -была разорванной (неполной). В контексте библейской образности, радуга явля­ется символом Завета Бога с человеком. Две радуги - это словно два Завета, два Божьих народа, два Его свидетеля на Земле. Один из этих народов состоит из всех народов и наций, принявших Единого Бога. И все они будут сверкать в своем великолепии, как краски радуги, если будут жить в мире друг с другом. Другой народ - это Божий избранный народ, на пути которого было страшное вре­мя рассеяния и Холокост.

В Иерусалиме я был в Яд Вашеме, Музее Памяти европейского еврейства, по­гибшего во время Второй Мировой войны. Дети, которые были сожжены в печах крематориев, становятся Звездами на небе и смотрят оттуда на нас, пробуждая нашу память и нашу ответственность. Поэтому мы должны помнить о том, что цена Мира чрезвычайно высока. Об этой цене свидетельствует история избран­ного народа. Об этой цене, но уже по-другому, рассказывает Храм Гроба Господнего в Иерусалиме,  в Старом городе на Голгофе. Две тысячи лет назад здесь  был распят Тот, Кто заповедал миру любовь. Тот, от Которого отступили во время гонений Его самые верные ученики. Тот, под прикрытием Имени Которого творились ужасные преступления на земле людьми, которые  делали все для того, чтобы дискредитировать Его и стереть Его чистый Облик и извратить Его Миссию. Тот, от Которого отвернулся Его собственный народ, не признав в Нем своего учителя и Спасителя, своего Машиаха. Однако, Он по-прежнему остается един­ственным шансом и спасительным выходом для нашей многострадальной земли.

Он продолжает говорить о любви Своей жизнью, смертью и воскресением. О Нем рассказывает все в этом мире: земля, небо, природа, людская история, милли­оны книг, поколения и поколения людей. Все больше и больше людей во всем мире начинают Его слышать, начинают Ему верить, начинают следовать за Ним. Из всех народов и племен собираются Его поклонники, уверовавшие в то, что только Любовь спасет этот мир. Только любовь очистит его от всякого зла и воз­вратит миру чистоту, красоту и гармонию.

На поклон к Нему, Который повернул всю человеческую историю, обратив ее ко спасению, приезжают в Иерусалим массы народа. В Храме Гроба Господнего я слышал языки и видел делегации со всего мира - из Японии, Польши, Филиппин, Южной Америки, Европы и других стран. Они говорили: ШАЛОМ, ИСРАЭЛЬ! ШАJIOM ЛЕ ОЛАМ! - Мир Тебе, Израиль! Да будет мир во всем мире! И чем больше людей во всем мире будет хотеть этого, стремиться к этому, тем быстрее наступит Мир во всем мире и, конечно же, здесь, в Иерусалиме, столице Мира.

Я от всего сердца желаю читателям этих строк самим побывать в Израиле, прикоснутся к истокам нашей цивилизации, почувствовать ее движение и историческую устремленность. Отдать дань уважения древнему народу, который подарил миру знания и веру в Единого Бога, подарил ему надежду на спасение. Встретимся в скором времени в Иерусалиме!

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное