Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Свободная мысль и милостивое сердце": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Бунтарь": философско-образовательный проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 14/2008-12-05

Дорогие друзья!

Сегодня мне бы хотелось, как и было обещано, сделать небольшой обзор наиболее существенных событий, освящаемых прессой. Писать большие статьи по поводу этих событий у меня нет возможности (очень трудоёмко), да это и не требуется, поскольку я дам вам ссылки на статьи профессиональных журналистов.

Одним из наиболее шумных событий является, как вы знаете, скандал вокруг рублёвской «Троицы». Как я уже сообщала, реставраторы составили письмо на имя Президента, Премьера и Патриарха с просьбой не трогать древнюю икону и начали сбор подписей под письмом. Подборку материалов на эту тему вы можете просмотреть на портале «Кредо» по ссылке: http://portal-credo.ru/site/?act=topic&id=612 (хронологический порядок поступления материалов снизу вверх).

Другое шумное событие по иронии судьбы так же связано с иконой, но совершенно иного «качества»: на ней изображена святая Матрона и Иосиф Сталин. Причём святая находится на заднем плане, а на переднем, гораздо более крупным планом – фигура «вождя». По легенде неизвестного происхождения, Сталин беседовал со святой, а осенью 1941 года она приняла его у себя, озабоченного положением в Москве, и успокоила, сказав: "Ты один останешься в городе. Всех отправляй, а город не сдавай. И не сдашь". Именно эта встреча изображена на иконе.  Эту икону, опять-таки, неизвестно откуда возникшую (кто-то же её написал!) пожилой настоятель храма святой княгини Ольги в городе Стрельна Ленинградской области вывесил в храме, пояснив свои мотивы так: "Чувство, что Сталин – отец народов, что он отчасти и мой высокий отец, – это чувство не покидало меня всю жизнь. У меня было два отца, кроме Отца Небесного: один – мой отец по плоти, а другой отец – это отец народов, который был строг, который судил, который, может быть, ошибался, но который все равно был отцом моей страны. Я поминаю Иосифа Виссарионовича на всех службах, где это уместно, особенно в те дни, когда он умирал, в день его рождения, в те дни, когда он праздновал общую Победу нашего народа". Старичок убеждён, что Сталин был тайным верующим. Это весьма сомнительно, но полностью отвергать всё же нельзя, так как Сталин учился в духовном училище и собирался стать священником. При этом, конечно, «качество» его веры, если таковая и имела место, было значительно «ниже» православного царя Ивана Грозного, который, совершая преступления, вплоть до убийства собственного сына, всё же пытался каяться в монастыре.  (Надо отметить, что как Сталин, так и Грозный, были психически нездоровыми людьми).

Официальные представители РПЦ заявили, что священник нарушил правила, повесив неканоническую икону в храме, и сразу же после этого священник оставил свою должность. Однако популярность Сталина в России достаточно велика, что показало, в частности, народное голосование в проекте «Имя России», где он до недавнего времени занимал третье место (после Александра Невского и Петра Первого). В свете этого несчастный старичок-священник, явно сильно престарелого возраста,  выглядит всего-навсего «козлом отпущения», а не той сенсационной фигурой, которую из него раздули. Анализ этих событий вы можете прочитать, в частности, по ссылке: http://www.newsru.com/religy/26nov2008/stalin.html. Там же можно видеть фото пресловутой иконы.

Обратите, пожалуйста, внимание на заголовки ссылок по теме после статьи. Они весьма показательны:

Учителям истории велено преподносить сталинский террор как рациональный инструмент развития страны 25 августа 2008 г.

Соцопросы подтверждают: в Россию возвращается культ личности Сталина 5 марта 2008 г.

Жить при Сталине было "веселее", полагает внук вождя 4 марта 2008 г.

Академики одобрили создание учебника, восхваляющего Сталина (ЦИТАТЫ) 19 сентября 2007 г.

"Грязь" об Иване Грозном состряпали католики, считает Жанна Бичевская 10 ноября 2003 г.  

 И ещё одним громким и широко обсуждаемым событием религиозной жизни явилась инициатива РПЦ организовывать так называемые «православные дружины» для поддержания порядка. Это событие было позитивно воспринято правоохранительными органами, но вызвало немало негативных откликов среди граждан. Вот как высказал своё мнение один человек в ЖЖ: «Средневековье. Мракобесие. Участь балбесов, пытающихся научить народ морали путем законодательства. Участь полиции нравов Ирана или еще страшнее – участь будущих штурмовиков Рема. Все это не имеет ничего общего с религией, носящей имя Распятого Бога. Христианство идет в мир с проповедью, а не дубинкой дружинника. Даже если этот дружинник православный…»

Вчера (4 декабря) в Москве на Пушкинской площади должен был состояться митинг протеста против введения «православных дружин». Как он прошёл, и каково было число митингующих, мне пока неизвестно.

В прессе так же немало писали на тему введения «православных дружин», и я предлагаю вашему вниманию  статью портала «Кредо».

Против кого дружины?

Незаконные православные формирования будут зачищать российские города от недовольных социальных элементов эпохи кризиса

Политическая интуиция – признанное достоинство высшего руководства Московской патриархии. Когда-то благодаря этой интуиции патриархия появилась на свет в своем нынешнем виде. В особенности большое значение эта интуиция приобретает во времена социальной напряженности, когда достигает своего пика недовольство общества социальной незащищенностью, неустроенностью, нищетой, огромной инфляцией, увольнениями тысяч людей.

Мировой финансовый кризис, который особенно ударяет по разного рода "сырьевым придаткам", создает идеальные условия для обостроения социальной напряженности. Естественно, что в ожидании брожения толп безработных и просто нищих россиян и гастарбайтеров замглавы Отдела внешних церковных связей МП протоиерей Всеволод Чаплин предложил создавать совместно с МВД православные формирования (пока точно не известна степень их вооруженности) - дружины, к которым, "по благословению", смогут примкнуть и верующие "традиционных" религий – мусульмане, буддисты и иудеи.

Большинство экспертов восприняли это предложение о. Всеволода как его очередной ярко-алый "лоскуток", из разряда тех, что не стоит рассматривать серьезно. Однако слова руководящего работника ОВЦС МП на сей раз – это отражение реальной социальной позиции патриархии, которая касается конкретных граждан. Этакий пробный камушек, брошенный в колодец с целью проверить, насколько высоко поднялся уровень народного недовольства. Это, вероятно, входит в негласные  обязанности "соловья патриархии" - зондировать общественное мнение, высказывая некие небесспорные или провокацонные предложения. Церковные иерархи так редко напрямую обращаются к гражданам (за исключением несколько искусственной пиар-работы "с рокерами"), а не к чиновникам, что инициативы о. Чаплина стоит признать революционными.

Итак, систематической работы среди низов общества представители Московской патриархии не ведут. Сложно представить себе, чтобы Церковь стала организатором социального рабочего движения, как это стало происходить в середине XIX века в католическом мире. Несмотря на всю спорность и трудности участия служителей Церкви в рабочем движении с его социалистическими идеями, это оживило миссионерскую работу и приблизило приходы к обществу, а не отделило от него. В сложные периоды господства жестокого капитализма многие на Запада и в Латинской Америки нашли реальную поддержку в Церкви. Католики по праву гордятся деятельностью святого дона Джованни Боско, его курсами для рабочих и приходами для подростков. В силу отсутствия такого рода деятелей в РПЦ МП, отсутствия и самого осознания необходимости такой деятельности в пограничные периоды истории, в рамках РПЦ МП будут появляться попы Гапоны – маргиналы с шальными идеями. Гапон живет с рабочими, живет их интересами, но его цели стихийны – то он хочет низвергнуть самодержавие, то наоборот. Как отмечал в своих воспоминаниях священник Гапон, "если бы царь принял нашу петицию, я упал бы перед ним на колени и убедил бы его при мне же написать указ об амнистии всех политзаключённых. Мы бы вышли с царём на балкон, я прочёл бы народу указ. Общее ликование. С этого момента я – первый советник царя и фактический правитель России. Начал бы строить Царство Божие на земле". С другой стороны, в царской России, особенно на фабричных приходах, возникали конфликты между священниками и рабочими, когда рабочие прерывали проповеди в храмах, требовали справедливости, а священники угрожали полицией.

В современной России социальная позиция православных священнослужителей – идеологов РПЦ МП, таких, как, к примеру, тот же отец Всеволод Чаплин, - является смешением отдельных социальных идей, естественных для гражданского общества, и охранительных стереотипов, свойственных духовенству царской России, состоящему на службе у государства. Это значит, что официальные представители РПЦ МП хотят быть предводителями социального движения, то есть вести за собой общество, но при этом всегда готовы "позвать полицию", а еще лучше (в условиях, когда и полиции-то дееспособной нет) - организовать свои собственные дружины.

Характерно, что идея о. Всеволода Чаплина создать народные православные дружины вызвала возмущенную реакцию, даже несмотря на то, что замглавы ОВЦС МП не конкретизировал особенно свое предложение и не разъяснял, как эти дружины должны действовать и каков будет их статус. В целом критику Московского бюро по правам человека, других правозащитников, депутатов Госдумы РФ вызвало на самом деле только одно – такие дружины могут привлечь кого угодно и ради каких угодно целей, в том числе и экстремистского характера. И это совсем не оттого, что будущих молодых дружинников чему-то плохому может научить лично протоиерей Всеволод Чаплин, призвавший их бороться с уличными бандами. Все оттого, что масса рабочего люда, существующая на окраинах Москвы и области, куда ночью сам отец Всеволод вряд ли осмелится поехать, может быть направлена в любое русло. В присутствии отца Всеволода рабочие дружинники могут казаться православными, а что будет на утро – неизвестно.

Массы недовольного населения в России очень легко расстаются с верой. Историки приводят слова из воспоминаний посла Франции Мориса Палеолога, который описывал похороны павших во время революции в апреле 1917 года на Марсовом поле в Петрограде: "Великий национальный акт свершился без участия Церкви. Ни одного священника, ни одной иконы, ни одной молитвы, ни одного креста! Одна только песня: рабочая "Марсельеза" … Всего несколько дней тому назад эти тысячи крестьян, солдат, рабочих, которых я вижу проходящими теперь передо мной, не могли пройти мимо малейшей иконы на улице без того, чтобы не остановиться, не снять фуражки и не осенить груди широким крестным знаменем. А какой контраст сегодня?" По сравнению с 1917 годом контрастов в городах только прибавилось – кто может сказать, сколько этнических и религиозных обид возникнет, когда православная группировка будет патрулировать и "охранять" людей в районе Марьино или Южном Бутово?

Между тем, отец Всеволод Чаплин совсем не утопист. Его последователи, будущие дружинники, "нашисты", думают о том же, о чем и отец Всеволод Чаплин. Возьмем самые распространенные ксенофобские идеи и сравним, например, с тем, что написано в бессмертных "Лоскутках" отца Всеволода Чаплина.

Возмущенные подростки думают, что Россия должна быть страной по большей части русской. Отец Всеволод как раз и пишет: "России вряд ли прожить без привлечения в страну новых людей. Но кого привлекать? В первую очередь, конечно, русских и русскоязычных людей из стран "ближнего зарубежья". Они готовы трудиться и жить для России – надо только создать человеческие условия. И не надо бояться привлекать людей по принципу крови, языка, культуры".

Подростки полагают, что все эти чужебесные слова "толерантность", "демократия", "права человека", "гуманизм" – пустые, придуманные политиками, на эти слова даже внимание не надо обращать. Отец Всеволод полностью поддерживает националистов. Он полагает, что демократия, многопартийная система или выборы – вообще не для России, поскольку у нее есть "соборность", сводящаяся к покорному добровольному восхищению народа властью. О. Чаплин пишет: "Государству не следует стесняться активно помогать такой интеграции – через язык, культуру и, конечно, православную веру...Конечно, насаждать веру грубой силой – не по-христиански. Но ни один христианский народ не был создан без настойчивого воспитания и проповедания, без насаждения веры, совершаемого обществом через механизмы его самоорганизации". Веротерпимость отец Всеволод считает ложной западной идеей. По его мнению, "когда "толерантность" пытаются вколоть под черепную коробку или поставить на алтарь, когда она становится синонимом релятивизма и индифферентности, – православные христиане не должны молчать, а тем более поддакивать".

Подростки полагают, что у нашей страны есть враги (может, даже только враги), и с ними надо беспощадно бороться, так как они хотят нас подчинить. Отец Всеволод пишет: "Увидев в земных делах высший смысл, мы забываем про лень, болезни и вознаграждение. Видать, не случайно Запад нас так боится. Не случайно он готов вложить огромные силы и средства, только чтобы сделать нас похожими на себя, "изменить" наше сознание".

Радикальная молодежь видит угрозу в исламе и готова с ней бороться. Отец Всеволод пишет: "Западная Европа, похоже, утратила смысл жизни и идентитет. Если это действительно так, если проснуться не поможет даже вызов ислама, то европейцам не помогут ни армия, ни полиция, ни деньги, ни паспорта с чипами. Европа останется за скобками истории. Мы подарим ее мусульманам".

"Секты" в представлении большинства населения – нечто странное и страшное, "сектантская" угроза сродни западным спецслужбам, и с этим надо бороться. Отец Всеволод, не раз выступавший против присутствия миссионеров, в том числе, и других христианских Церквей в России, пишет: "Мы обличаем сектантов за то, что они пристают к людям на улицах. И правильно делаем. Безнравственно и неприлично навязывать веру приемами типа "Эй, милый, позолоти ручку, дай погадаю".

Для молодежных группировок – пацифизм является непростительной слабостью, с которой надо бороться. Отец Всеволод пишет: "Чтобы обнаружить неправду пацифизма, надо предложить его приверженцам создать где-нибудь свое государство – без армии, без полиции, без пограничников. Через несколько дней они падут жертвой злоумышленников и волей-неволей придут к необходимости себя защищать".

Подростки презирают интеллигенцию и считают ее представителей либо западными шпионами, либо инфантилами, оторванными от жизни. Отец Всеволод не раз обвинял интеллигенцию в злостной привычке копировать западные модели: "Наша интеллигенция часто пытается сделать народ счастливым без его воли, даже вопреки его воли. Это одна из проблем, которую надо поставить перед страной".

Политкорректность по отношению к различным группам населения – глупость, которую надо игнорировать, считают представители радикальных молодежных сообществ. Отец Всеволод пишет: "Сегодня заботятся о том, как бы кто не сказал лишнего, например, о гомосексуалистах или нацменьшинствах. Завтра - через "образование" - попробуют контролировать мысли. В итоге я не думаю, что мы будем более счастливы, чем люди "мрачного" Средневековья".

Идея просвещения недоступна радикальной молодежной идеологии – надо не просвещать, а действовать, желательно силой. Отец Всеволод пишет: "Не стоит ждать, пока все люди вокруг нас станут способны к самостоятельному размышлению о смысле жизни. Боюсь, этого не случится никогда. Кому-то надо просто сказать, громко и ясно: делай так и не делай иначе. Сказать десять, сто, тысячу раз, повторив это в школе и с телеэкрана. Иначе просто не поймут". Говоря об истории России, о. Чаплин заявляет: "Нам дан урок на будущее: защищать веру, защищать ближних нужно бесстрашно и безжалостно к врагам".

Стоит отметить, что представитель Церкви нашел путь к сознанию "патриотической" молодежи, в том числе, скорее всего, и к мышлению радикально настроенных подростков. Описанные категории подросткового мышления, действительно, сближают в каком-то смысле Церковь и молодежь. Однако подростковое мышление склонно быстро, порой молниеносно меняться, как в положительную, так и в отрицательную сторону. К примеру, в рамках православных дружин эти подростковые комплексы могут стать основой для национализма, или же просто для защиты государства ото всех недовольных социальной политикой власти – в случае любого бунта безработных православная дружина (особенно если ее чуть-чуть подкормят) спасет чиновников. Остается одна надежда – на взросление подростков, что произойдет обязательно и естественным образом. Настоящая проблема заключается в другом – отказываются взрослеть идеологи подростков.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"
http://portal-credo.ru/site/?act=comment&id=1497

Сопоставьте приведённые данные с взлётом популярности личности Сталина и ответьте себе на вопрос: К ЧЕМУ МЫ ИДЁМ?

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное