Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Свободная мысль и милостивое сердце": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Бунтарь": философско-образовательный проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 15/2008-12-07

Дорогие друзья!

Сейчас, как вы и сами знаете, СМИ переполнены сообщениями о кончине Патриарха Алексия и соболезнованиями по этому поводу. Его кончина случилась в день, когда вышел наш предыдущий выпуск. Однако поскольку я делала его практически ночью, то ещё не знала об этом событии. Сейчас, конечно, я не могу проигнорировать его так, словно ничего не произошло, ибо смерть любого человека – это трагедия, с одной стороны, и напоминание всем нам, что и мы этого не минуем, с другой. Да упокоит Господь Патриарха в Его вечных селениях!

Тем не менее, мне кажется весьма лицемерным представлять это событие как некий всенародный траур. В реале этого, конечно, нет. И, кроме того, разве молитва об умершем и соболезнования по этому поводу непременно должны исключать конструктивную критику в его адрес? Думаю, что нет. Однако, как и следовало ожидать, на эту критику решаются немногие: неверующие антиклерикалы устраивают поистине недостойное «танцевание на костях», а прочие попросту помалкивают, делая вид, что переполнены скорбью. На фоне этой картины критическая статья священника Якова Кротова, который не глумится над покойным, но, вместе с этим, не убеляет его, представляется очень ценной.

Она начинается со слов: «Когда я помру, вы тоже не стесняйтесь - "о мёртвых плохо не говорят" - это языческий тезис - а то дух мертвеца придёт и будет гадить... Всё равно все будем на Небе, наши нынешние склоки всё такая оперетта...» Читать статью

Но каким бы ни был человек, как бы он ни жил на этой земле, он всегда заслуживает молитвенного поминовения (если мы является верующими). В этой связи на меня произвело позитивное впечатление, что за усопшего совершаются панихиды в Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, то есть у тех, кого РПЦМП во главе с покойным Патриархом провозгласило раскольниками (за отказ входить в юрисдикцию Московского Патриархата). Подлинно христианское милосердие простирается даже и на врагов. Но даже и мусульмане, то есть люди совершенно иной веры, совершают заупокойные молитвы в своих мечетях. Конечно, можно сказать, что для руководителей конфессий всё это – не более чем политика. Но с другой стороны, хочется верить, что часть простых людей оказывается способной просто помолиться за человека, кем бы он ни был.

У епископа Каллиста Уэра есть статья «Смеем ли мы надеяться на спасение всех?» Там он описывает разговор, записанный архимандритом Софронием, учеником старца Силуана из Афона: "Для старца Силуана было особенно характерным молиться за умерших, томящихся во аде... Для него было несносным сознавать, что люди будут во "тьме кромешной". Помним его беседу с одним монахом-пустынником, который говорил: «Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне». Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это старец Силуан с видимым душевным волнением сказал: «Ну, скажите, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?». «А что поделаешь, сами виноваты», – говорит тот. Тогда старец со скорбным лицом ответил: «Любовь не может этого понести... Нужно молиться за всех»…

На этой поистине христианской надежде на Божественное милосердие я завершаю краткие рассуждения о кончине Патриарха. Далее продолжаю публикацию книги Александра Грайцера «Тебе принадлежит свобода».

Горные цветы особенно хороши. Они хороши потому, что они ближе к Богу. Они знают свет дня.

Люди знают такой удивительный цветок, как эдельвейс. Но он называется совершенно по-другому. Он называется  "Вкус Неба". Кто его хоть один раз попробовал, тот не забудет никогда. И будет к нему тянуться.

Странные люди! Они думают, что они пробираются вверх к цветку. И один юноша тоже захотел сорвать этот цветок. Он думал, что цветок станет символом его большой любви. Но цветок оказался символом не его любви. Ведь это - любовь цветка, которую он хочет подарить людям. Передать красоту облаков, передать запах ветра, шепот деревьев, шепот ветвей. Пение птиц над этим цветком, которые пьют росу из него.

Смелым он дается в руки, чтобы они могли понести эту любовь дальше. Кто из людей мог бы держать цветок в руках так долго, чтобы он не завял? Если приложить цветок к сердцу, может быть, это его согреет?

А может быть, от тепла он быстрее завянет, кто знает? Может быть, именно холодные горы его сохраняют чистым, свежим и даруют ему память? А может быть, его сохраняет любовь, которую он чувствует? Эта тишина, тот покой, который окружает его? 

ЕДИНОМЫСЛИЕ И РАЗНОМЫСЛИЕ 


"...имейте одни мысли, имейте ту же любовь,

будьте единодушны и единомысленны;"

(Филиппийцам 2;2/)

"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами,

дабы открылись между вами искус­ные."

(I Коринфянам 11;19)

"Доколе все придем в единство веры

и познания Сына Божия, в мужа совершенно­го,

в меру полного возраста Христова."

( Ефесянам 4;13) 

Что такое Истина? Над этим вопросом задумывались во все времена, за­думываются и теперь многие и многие люди. Мудрецы и философы, ищущие от­веты на самые фундаментальные вопросы Бытия; ученые, исследующие мир в его разнообразных проявлениях; теологи и богословы; художники, писатели, музыканты, актеры, стремящиеся выразить Истину в образной форме; а также люди, не принадлежащие к перечисленным категориям, но которые тоже ищут в жизни мудрости, смысла и цели.

Верующий человек скажет вам, что истиной является Бог. Но каков Он? Каковы Его проявления в мире? В чем состоит Его Воля для мира в целом и для каждого человека в отдельности? - по этим вопросам среди верующих людей существует множество различных суждений, взглядов, теорий. И даже среди тех, кто свое мнение обосновывает, по их словам, исключительно на едином источнике, на Библии, существуют полярные мнения по одним и тем же вопросам. Случайно ли это? Если нет, то каковы причины столь пестрой и разнообразной картины в познании Истины?

А может быть, прав кто-то один, а остальные заблуждаются? А может быть, все заблуждаются, но каждый по-своему? Или все по-своему правы?

В поисках ответа на эти вопросы автор вовсе не претендует на бесспорную истинность суждений, а приглашает читателей поразмышлять над ними вместе. 

Представьте себе трех людей с различными точками зрения относительно Истины. Один из них считает, что в мире множество различных истин, которые не согласуются между собой. И вообще, все настолько относительно и условно, что субъективное человеческое познание не способно полно и верно, то есть объективно, выразить их. В философии существует течение реляти­визма, утверждающее относительность, условность и субъектив-ность челове­ческого познания.

Второй верит в то, что Истина есть только одна и она может быть выра­жена только одним - истинным способом, а все остальные способы выражения Истины соответственно являются заблуждениями. Таких людей называют ортодоксами (от греческого слова "ортодок­сия" - правильное мнение). Таким образом, ортодоксальный – это человек твердый в вере, консервативный, придерживаю-щийся общепринятых позиций. Он противо­поставляется еретику (от греческого "ересис"- секта, извращение),- т.е. тому, кто отклоняется от правильного пути, заблуждается, кто не принимает все положения того или иного религиозного учения или направления.

И, наконец, третий считает, что истина одна, но она многогранна и  проявляется в мире различными своими гранями и самыми разнообразными спо­собами.

Ясно, что первому человеку (в нашей классификации) трудно будет, если вообще возможно, создать себе целостную картину мира и его мировоззрение будет ситуативным, мозаичным, неупорядоченным.

Второй человек рискует оказаться в каком-нибудь лагере (религиозном, научном, общественно-политическом и т.д.) и вольно или невольно может оказаться втянутым в войну, которую ведет "его" лагерь с "другим" лагерем, отстаивающим противоположные позиции. К примеру, если вы являетесь сторонником доктри­ны о том, что Святой Дух исходит от Бога-Отца, вы будете в одном лагере, а если считаете, что Святой Дух исходит от Бога-Сына, то вы будете уже в другом лагере. Или, если вы верите, что молитва на иных языках необходима всем верующим, то вы неизбежно противопоставляете себя тем, кто считает, что иные языки уже не нужны и они отошли в прошлое.

И, наконец, третий человек посвящает себя поиску одной целостной Истины, которая скрывается за самыми различными, часто даже противоположными мнениями, образами, ситуациями, учениями и т.д. Сталкиваясь с противоположными мнениями, он, как правило, ищет третью точку зрения, которая снимала бы противоречия, примиряла бы их. Он не от­казывает себе в труде (и в удовольствии) личного поиска Истины и имеет свое личное мнение относительно предмета спора.  Оказываясь в том или ином враждующем лагере, он не спешит соглашаться с установками и правила­ми, принятыми в нем, заранее не будет предполагать, что они - безошибочны, но сохранит независимость суждений даже в том случае, если его мнение бу­дет совпадать с мнением окружающих. В приведенном нами примере его ход рассуждений, возможно, будет следующим: а что если Святой Дух исходит од­новременно и от Бога-Отца и от Бога-Сына? Что если иные языки действуют и сейчас, но только в жизни тех, кто в это верит и что совсем не обяза­тельно всем верующим молится на иных языках. Таким образом, он не станет спешить с осуждением противоположной позиции и не станет участником кон­фликта на одной стороне против другой, и вряд ли возьмет на себя ответ­ственность как свидетель конфликта.

Вероятно, многим из нас приходилось быть участниками или, по крайней мере, наблюдателями того, как борьба против заблуждений обращалась в свою противоположность: в борьбу против Истины, когда стиралась грань, от­деляющая одно от другого. Внимательный наблюдатель мог бы определить, что подоб­ное происходило тогда, когда праведную цель стремились достичь неправед­ным способом. В этом случае средство дискредитировало саму цель, делая не­возможным ее достижение. Случалось так, что ощущение своей правоты  развя­зывало руки тем, кто уже не различал средств.  "Ты не можешь существовать, потому что существую я!" - говорила доминирующая сторона и точка зрения другой подавлялась. Так возникал тоталитаризм (от новолатинского слова "тоталитер", французского слова "тотал", означающих "полный", "целиком"). Если какая-то часть целого начинает претендовать на то, что именно она яв­ляется этим целым, то она неизбежно будет отказывать в праве на существование другой части того же целого и подавлять его. Таким образом, борьба за целостность (за истину) обращается в борьбу против целостности (против истины), то есть, в свою противоположность. Ну, а когда борьба ве­лась не против заблуждений, а против другой точки зрения, другой позиции, то последнюю просто объявляли заблуждением, чтобы оправдать борьбу против нее.

В качестве примера рассмотрим историю преследований, гонений и, наконец, казни Иисуса Христа. Его распяли потому, что Его гонители объявили ложью претензии Христа на полноту Истины. Однако Сам Христос, Который говорил о Себе, что Он и есть Истина, никого не убивал и не отбирал ни у кого пра­ва на существование. Даже Своему предателю Он не отказал в таком праве. Зная, что Иуда Искариот идет предавать Его, Христос сказал ему: "что дела­ешь, делай скорее" (Иоанна 13;27). Иными словами, Тот, Кто претендовал на полноту Истины не помешал даже тому, кто своими действиями предавал Истину. Давайте зададимся вопросом: почему Христос так посту­пил? Возможно, этому найдется много объяснений, но поразмыслим о том, как вообще Иисус мог запретить Иуде?  Приказать ему? Но если Иуда уже решил совершить предательство, то как его мог остановить приказ? Посадить Иуду под замок, или уничтожить его? Но может ли лишить свободы Тот, кто пришел ос­вободить и может ли убить Тот, кто проповедует: не убий!?  Будет ли в та­ком случае доверие тому, кто говорит одно, а делает другое?

Правота и справедливость доказываются вовсе не физической силой, не уничтожением или изгнанием своих оппонентов, и не манипуляцией и подтасов­кой фактов.  Значит ли это, что с заблуждениями не следует бороться? Ко­нечно же, не значит. Но из этого следует, что с заблуждениями следует бо­роться праведными методами, не позволяя себе применять против другого то, чего бы ты сам не хотел иметь против себя. Иными словами, не следует приписывать себе истину в последней инстанции, тем более окончательный суд.

Библия раскрывает нам сущность Антихриста, который противопоставляет себя Богу, выдавая себя за Бога (то есть за Истину). По свидетельству Свя­щенного Писания, Антихрист воссядет на Святом месте, покорит множество лю­дей, а тех, кто ему не покорится, будет преследовать и уничтожать. Поэтому, чтобы не поддаться лжи и обольщению, Христос учил определять (различать) деятелей по их плодам, то есть по их делам и результатам дел. Дух Антихри­ста (способ его действий) проявляется в явлении тоталитаризма, независимо от области его существования: будь то в сфере мышления или в политическом устройстве общества. Сегодня мы должны констатировать истинность Библии, предупреждающей, что такое произойдет, что на Святом месте действительно будет мерзость запустения /Даниил 11; 31/. И Антихрист воссядет на место Христа. /2 Фессалоник.2; 3-4/.

К глубочайшему сожалению, именно Церковь, призванная Богом для утвержде­ния Истины, переродив-шись, стала гонителем Истины. Это явилось причиной многочисленных религиозных расколов, вследствие чего возникло конфессио­нальное христианство. Не умея примирить существующие в ней разномыслия, на деле отказавшись от Христовых принципов, конфессиональная церковь стала подавлять инакомыслие, из-за чего возникли инквизиция, охота на ведьм, преследования и уничтожение еретиков и т.д. Последствия и отголоски тех рели­гиозных войн мы ощущаем до сих пор. И поныне конфес-сиональные церкви, бывает, отказывают своим оппонентам в праве на существование. И мы должны понять причины болезней, которыми страдает церковь, чтобы помочь ей (то есть всем нам) исцелиться и стать такой, какой она и должна быть: "Столпом и утверждением истины." (1 Тим. З; 15). Необходимо исправляться, а не отстаивать честь “мундира”, заявляя о своей святости и непорочности и не бояться вынесения своих грехов на свет.

Каким же образом церкви, и если брать шире, всему человечеству достичь единства, не прибегая к насилию, искоренению, уничтожению тех, чья позиция воспринимается как заблуждение? Как вообще можно понять апостола Павла, который призывает к единомыслию, единству, но также подчеркивает и важность разномыслия? Христос в полноте показал нам этот путь.

Если говорить о трактовке Библейских текстов, то их глубокое понимание практически недоступно упрощен-ному, поверхностному взгляду, видящему только внешние контуры явлений. По крайней мере, такая точка зрения всегда бу­дет наталкиваться на противоречия. К примеру, члены церкви, настаивающие на единоличном (единоначальном) управлении церковью (пастором, епископом, Папой и т.д.) не поймут тех, кто говорит о коллегиальном управлении, о раз­делении власти. А те, кто настаивает на отделении церкви от мира, не поймут тех, кто утверждает, что под словом "мир" Библия понимает вовсе не мирское устройство, а мирские похоти и соблазны, существующие прежде всего внутри самих верующих. И что вовсе не отгораживаться нужно от мира и бежать от него, а идти в мир и освящать его своим присутствием, что, конечно, возможно лишь при условии, что сами верующие будут стремиться к чистоте и святости.

Поэтому при всем многообразии существующих взглядов, нужно задаться вопросом: что вообще дает нам разномыслие? Разномыслие - это взгляд на предмет, явление, ситуацию с различных точек зрения. К примеру, на чело­века можно посмотреть с разных сторон: спереди, сзади, сверху, сбоку, под углом. Можно посмотреть на человека глазами поэта и глазами биолога, гла­зами политика или глазами проповедника. Каждая точка зрения откроет нам то, чего мы не увидим с другой точки. Собственно в этом и состоит значение разномыслия: посмотреть на предмет с различных точек зрения для того, что­бы составить о нем, как можно более полное (целостное) представление, и чем больше будет точек зрения, тем более полную картину мы увидим. Выхо­дит, чем более охотно мы будем восполнять недостаток нашего   видения, то есть, чем больше точек зрения мы учтем, тем меньше будет вероятность нашего заблуждения.

Вот, что имел в виду апостол Павел, говоря, что через разномыслие выявляются искуснейшие, те, кто наиболее полно видит предмет или ситуацию, и, значит, более тонко разбирается в ней. Таким образом, единомыслие рассматривается Павлом как цель, тогда как разно­мыслие является средством достижения этой цели и, когда мы отказываемся от разномыслия, как средства достижения единомыслия, нам не остается ниче­го другого, как достигать единомыслия через насилие и подавление разномы­слия, то есть нехристовыми методами. Так, независимо от нашего желания, мы становимся гонителями Истины. Ведь хотим мы того или нет, нам постоянно приходится сталкиваться с разномыслием потому, что каждый смотрит на мир со своей колокольни. И мы каждый раз снова вынуждены принимать решение: распять или помиловать?

В контексте наших рассуждений зададимся вопросом: что же такое вера? Верна ли она каким-то раз и навсегда определенным догмам, учениям, до­ктринам, знаниям и когда-то полученным откровениям? Либо вера - живой путь познания, восхождение человека от одного уровня познания истины к дру­гому, более полному и совершенному? "Вмещение" того, что раньше казалось невместимым? Знаю, что следствием веры являются различные дары открове­ний, обновляющееся познание и видение, мудрость и разумение, которое дает­ся нам для того, чтобы увидеть Истину более глубоко, расширить о ней наши представления. Вера - это своего рода мост над пропастью непреодолимого противоречия или конфликта, условие спасения в ситуации, в которой не спа­сают уже испытанные средства. Таким образом, вера - это действенное сред­ство изменения мира, но не столько за счет того, что я кого-то изменяю, сколько за счет того, что изменяюсь я сам. 

Продолжение следует… 

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное